Файл: 1. Понятие и система прав человека в международном праве. Права человека в международном праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Права человека и их международно-правовая защита
1. Понятие и система прав человека в международном праве.
Права человека в международном праве – это совокупность принципов и норм, определяющих правовое положение лица в любом современном обществе. Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. И права, и свободы – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц.
Система международного права прав человека
Центральное положение в системе международного права прав человека занимает один из основных принципов международного права - принцип уважения прав человека.
В этом принципе воплощено главное содержание отрасли. В его свете должны толковаться все нормы отрасли.
С указанным принципом неразрывно связан принцип демократии, который является наиболее важным общим принципом права, присущим как современному международному праву, так и внутреннему праву государств.
Другими принципами отрасли являются принципы универсальности и недискриминации. В силу первого - общепризнанные нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. В силу второго - неправомерна дискриминация лиц по каким бы то ни было признакам.
Проблема универсальности прав человека - одна из наиболее сложных. В силу различий между существующими цивилизациями всеобщее утверждение всего комплекса международных стандартов прав человека отодвигается в будущее. Достаточно напомнить о правовом положении женщин в мусульманских странах.
Ядро рассматриваемой отрасли образуют общепризнанные принципы и нормы о правах человека. В теории и практике их зачастую именуют стандартами. Они отражают исторически достигнутый уровень демократии и гуманности общества на международном и внутригосударственном уровне. Нормы международного и внутреннего права должны им соответствовать. Эти стандарты составляют главное содержание общих принципов права, присущих как международному, так и внутреннему праву.
Юридической формой существования таких принципов и норм является обычай.
Международные акты, содействовавшие их утверждению, выступают в качестве доказательств, свидетельств обычных норм. Основными свидетельствами, по которым можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., обладающая статусом резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН, и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (далее - Международный пакт о гражданских и политических правах).
Важным актом является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Однако он принят сравнительно небольшим числом

государств, немало правительств высказали отрицательное отношение к нему. Поэтому содержащиеся в нем нормы нельзя отнести к числу общепризнанных.
Принято значительное число конвенций, посвященных отдельным категориям прав человека. Особое внимание уделено правам наиболее нуждающихся в защите категорий населения, прежде всего правам женщины и ребенка. Значительное число конвенций направлено на пресечение преступлений против человека - конвенции о запрещении геноцида и апартеида, о ликвидации всех форм массовой дискриминации, о запрещении рабства и др. Особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда (МОТ).
Значительное число конвенций по правам человека заключено на региональном уровне - в рамках Организации африканского единства, Организации американских государств, Совета Европы.
Устав СНГ в качестве одной из основных целей указывает обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБСЕ) (ст. 2). В Декларации глав государств СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. участники обязались принять меры с целью приведения национального законодательства в соответствие с обязательствами по соглашениям в области прав человека и, в частности, документам
СБСЕ. Было выражено намерение заключить Конвенцию СНГ по правам человека.
Существенное значение имеют многочисленные соглашения по обеспечению социальных и экономических прав, например о пенсионном обеспечении, о правах беженцев и вынужденных переселенцев и т.п.
2. Международные стандарты в области прав человека.
Международные стандарты в области прав человека - это "правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека", которые юридически обязывают государства создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека. Целью создания международных стандартов в области прав человека является не унификация и гармонизация национальных законодательств в указанной области, а создание типовых моделей, которые используются государствами для разработки своих собственных законодательств.
Международные стандарты поведения государств в сфере прав человека, изложенны в общей форме в Уставе ООН, конкретизированы в документах, составляющих
Международный билль о правах, а также в ряде конвенций ООН. В частности, международные стандарты содержатся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года, Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Конвенции о правах инвалидов 2006 года, Конвенции против пыток и

других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 года. Существенный вклад в кодификацию международно- правовых норм в области прав человека вносят специализированные учреждения ООН, в первую очередь Международная организация труда (МОТ), принявшая более 170 конвенций в области занятости, гигиены труда и защиты трудовых прав трудящихся, а также Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО).
Вышеперечисленные международно-правовые документы, устанавливающие международные стандарты в области прав человека, закрепляют также правовые принципы, имеющие важное значение для каждого человека, и обязательны для всех государств - участников этих международно-правовых актов. К этим принципам следует отнести:
1. Основные права и свободы человека являются естественными и принадлежат каждому от рождения, что делает их неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
2. Признаваемые международными договорами основные права и свободы должны быть гарантированы каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией соответствующего государства и в пределах его территории.
3. Официальные власти государств - участников международных договоров в области прав человека обязаны соблюдать законность и нормы права, предусмотренные в договорах.
4. Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку.
5. Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, а их обеспечение и защита являются предметом национального законодательства и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов местных органов власти.
6. Коллективные права каждого вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить.
7. Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время чрезвычайного положения и даже войны.
Международные стандарты в области прав человека помимо обеспечения прав в различных сферах жизни характеризуются также временем их возникновения, что позволяет подразделить их на поколения.
3. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
Современная международная система защиты прав и свобод человека включает три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных
механизмов защиты прав человека связывают с Организацией Объединенных Наций,
Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.
ООН, приняв необходимые международно-правовые акты, создала систему защиты прав человека, состоящую из главных органов и специализированных учреждений, обладающих компетенцией в области прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет
Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.
Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам.
В арсенале политических механизмов мировым сообществом выработаны мягкие
(дипломатические демарши, двусторонние и многосторонние контакты и др.) и жесткие
(сокращение или переориентация финансовых средств в рамках конкретных программ поддержки, исключение из организации, приостановка действий соглашений и договоров и др.) механизмы. Международные контрольные механизмы и процедуры, закрепленные в соответствующих договорах, имеют первостепенное значение по отношению ко всем другим международным мерам. Вместе с тем применение средств экономического давления, политика экономических санкций чаще всего не имеет ничего общего с реальным обеспечением прав человека. С практической стороны эта политика санкций неэффективна: применение к слаборазвитой стране экономических санкций ухудшает экономическую основу обеспечения прав человека.
Международное сообщество все еще не располагает эффективными инструментами воздействия на политику крупных государств-нарушителей прав человека. Практически невозможно было повлиять когда-то на Советский Союз, а сегодня отсутствуют действенные механизмы воздействия, например, на Китай. Однако международное сообщество располагает позитивным опытом, в частности, по демократическому реформированию Тайваня. Это связано с тем, что Тайвань был с самого начала признан международным сообществом, располагавшим экономическими и политическими рычагами воздействия на него.
4. Роль ООН в области зашиты прав человека.
Устав ООН возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации.
При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложения включить в этот международный договор перечень основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению. Однако большинство государств, участвовавших в разработке Устава ООН, ввиду сложности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих друг друга, решили передать его на обсуждение компетентных органов ООН для подготовки международного Билля о правах человека. На первом этапе
ООН приняла решение, что Международный Билль о правах человека должен состоять из трех документов: 1. Декларации о правах человека. 2. Пакта о правах человека. 3. Мер по комплектации Пакта. Итак, попытаемся кратко охарактеризовать все вышеуказанные документы.


Одним из первых важных достижений ООН было принятие Генеральной
Ассамблеей 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека.
С этого момента права человека привлекли огромное внимание и поддержку
мировой общественности. Разные группы населения (дети, инвалиды, пожилые, коренные
народы и др.), интересы которых были ранее ущемлены, в настоящее время получили
права, защищающие их от дискриминации, которая долгое время имела место в
обществе. Декларация состоит из преамбулы и тридцати статей. Так, в преамбуле
декларации (в переводе с древнеримского (латинского) языка декларировать – значит
объявлять, провозглашать) было написано: «Принимая во внимание, что признание
достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав
их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…». Основополагающие
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН расширили права, записанные во Всеобщей
декларации прав человека, что, несомненно, указывает на то, что все они тесно связаны
с процессами развития и демократизации всего мирового сообщества. Гуманизм,
справедливость, защита чести и достоинства человека характеризуют нормы этого
важного документа. Выделим лишь некоторые статьи Всеобщей декларации прав
человека, где эти важнейшие этические категории находят свое отражение в полном
объеме.
Так, в статье 2 Декларации говорится о ликвидации расовой дискриминации:
«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами,
провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в
отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,
национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного
положения».
Статья 5 указывает о предупреждении преступлений, унижающих достоинство
человека: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или
унижающим его достоинство обращению и наказанию».
Статья 11 провозглашает презумпцию невиновности: «1. Каждый человек,
обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор,
пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного
разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».
В статье 15 говорится о гражданстве: «1. Каждый человек имеет право на
гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или
права изменить свое гражданство».
Все эти, а также другие положения Всеобщей декларации прав человека,
безусловно, в юридической форме закрепляют нравственные начала права, а также
служат воплощению и защите нравственных ценностей.


Вскоре после принятия Всеобщей декларации Генеральная Ассамблея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить вместо одного («Пакт о правах человека») два пакта о правах человека. Это было вызвано разным подходом государств к юридической обязательности различного комплекса прав. США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке, а социально- экономические и культурные являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития. Так, в 1966 году
Генеральная Ассамблея ООН приняла два договора:
– Пакт о гражданских и политических правах.
– Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах был создан
Комитет по правам человека, который рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межгосударственные жалобы, и доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте.
Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах принят и открыт для подписания 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года.
Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, принят 15 декабря 1989 года резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи на ее 82-м пленарном заседании.
Все эти пять документов и составляют Международный Билль о правах человека. В целях поощрения и защиты прав человека в 1993 году на Международной конференции по правам человека была учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека. Верховный комиссар – это должностное лицо, которое несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. Он назначается на четырехлетний срок, на него возложено много задач, в том числе:
– содействие и защита эффективной реализации всех прав человека;
– содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека;
– стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН;
– оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека;
– содействие ратификации договоров о правах человека.
Верховный комиссар также должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.
5. Проблемы реализации основных прав и свобод человека в
правовых системах государств.