Файл: 1. Понятие и система прав человека в международном праве. Права человека в международном праве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гражданин, исчерпавший возможности защиты своих прав на родине, может обратиться в Международный суд по правам человека. Государство, не соблюдающее права человека, подвергается политическому и экономическому давлению, вплоть до вооруженного вмешательства (процедуры такого контроля установлены международным правом).
Несмотря на защиту прав человека международным сообществом, выражение их в национальном законодательстве большинства стран, пользование своими правами часто требует от человека специальных усилий, на которые не каждый способен. Тем не менее борьба отдельных граждан приводит к совершенствованию юридических механизмов защиты, к изменению административной практики и общая тенденция налицо: каждое поколение пользуется большей свободой, чем их родители.
Права человека частично отражены в действующем законодательстве, частично нет. То есть принцип охраны прав властью государства реализуется не полностью. Какова в этом случае функция этих норм?
Права человека - это вектор, указывающий направление общественного развития.
С одной стороны, это критерий оценки законодательства. В самом начале было сказано, что права человека - это основа формирования правовых систем.
Теперь права человека выражены в Конституции Российской Федерации, которая обладает прямым действием. То есть можно апеллировать не к моральному идеалу, а к
Основному закону страны.
С другой стороны, формулировки прав человека, признанные в международном масштабе, являются инструментом реализации права.
Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения.
Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.
В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.
Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав, других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц.
Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.
Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и целей, образующая основания для установления границ
(пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод.
Актуальной проблемой является ограничение прав человека. Ограничения - меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных. Ограничения можно классифицировать на экономические, политические, социальные, правовые.
Исходя из формы права, закрепляющей ограничение можно выделить конституционно- правовые ограничения, ограничения, устанавливаемые законами, подзаконными актами, судебными решениями. По субъекту: ограничения прав физических и юридических лиц, а также общие (действующие для всех лиц) и индивидуальные (для конкретных лиц). По времени действия: постоянного или временного характера (на конкретный срок или в чрезвычайных условиях). В зависимости от правового статуса ограничения прав: иностранцев; государственных служащих; должностных лиц и т.п.
По форме выражения способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть следующими: а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет); б) запрет на реализацию права в целом (абсолютный запрет); в) вмешательство в право уполномоченными государственными органами
(характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности); г) обязанность; д) ответственность.
Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей - является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России.
Основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России.
По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Достаточно вспомнить известную поговорку «Закон, что дышло, куда повернешь, так и вышло». Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения.
Ведь если есть права и механизмы их защиты, то нет препятствий к их реализации.
И именно низкий уровень правосознательностибольшинства населения, допускающего или молчаливого соглашающего с попранием их прав и является основной проблемой с их реализацией и защитой!
Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества
(федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано
Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.
Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в
России непоследовательно, противоречиво.
Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.
Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.
При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права. свобода человек конституционный правосознание
Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности.
Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.
Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности.
Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.
Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.
Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права.
Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно- правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью
Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во- первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во- вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.
Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.
Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой
Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов,
приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений. Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской
Федерации, в должной мере не реализуются.(медицина, образование, материнство, избирательные права).
Федерации, в должной мере не реализуются.(медицина, образование, материнство, избирательные права).