Файл: 1. Понятие и система прав человека в международном праве. Права человека в международном праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем предоставляются иностранцам;
- прав и свобод, предоставляемых исключительно беженцу;
- прав и свобод беженцев, вытекающих из их личного статуса и семейных отношений. Права и свободы беженцев, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания, по Конвенции 1951 года следующие:
1) свобода религиозного убеждения (ст. 4 Конвенции);
2) право на изобретение, чертежи и модели, торговые марки, названия фирм и права на литературные и художественные произведения (ст. 14);
3) право на обращение в суд (ст. 16);
4) право на получение пайков, если они предусмотрены законодательством принимающего государства (ст. 20);
5) право на начальное образование (ч.1 ст. 22);
6) право на правительственную помощь (ст. 23);
7) право на вознаграждение за труд, включая пособия на семью, продолжительность рабочего дня, оплачиваемых отпусков, минимального возраста при приеме на работу, труда женщин и подростков, коллективных договоров, социального обеспечения, право на компенсацию за смерть беженца, являющуюся результатом несчастного случая на работе (ст. 24).
Права и свободы беженцев, предоставляемые в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем иностранцам:
1) право ассоциаций (ст. 15);
2) право работы по найму (ст. 17);
3) право на работу в собственном предприятии (<"?. 18);
4) право заниматься свободными профессиями (ст. 19);
5) жилищные права (ст. 21);
6) право на другие виды образования, кроме начального (ч.2 ст. 22);
7) право на свободу передвижения (ст. 26);
Права и свободы, исключительно предоставляемые беженцам:
1) право на административное содействие (ст. 25);
2) право на получение удостоверения личности (ст. 27);
3) право на получение проездных документов (ст. 28);

4) право на вывоз имущества беженца, привезенного с собой, при выезде на поселение в другое государство (ст. 30);
5) право на ускоренный порядок натурализации (ст. 34). Права беженцев, вытекающие из его личного статуса, закреплены в ст. 12 Конвенции.
В комплекс личных прав беженцев входят права, закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, которые приобретены беженцем в стране своего гражданства (домицилия) и постоянного места жительства (для лиц без гражданства).
Часть 2 ст. 12 Конвенции закрепляет положение о том, что права, вытекающие из личного статуса беженца (в том числе из брака), признаются государством прибытия беженца при условии, если они признаны законами данного государства.
Среди конвенционных обязанностей беженца необходимо выделить:
1) обязанность соблюдать законы и распоряжения, в стране пребывания (ст. 2);
2) обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания (ст.
29).
Конвенция так же закрепляет правовые гарантии реализации статуса беженцев, среди которых необходимо выделить:
1) запрет на какую-либо дискриминацию в отношении беженцев (ст. 3);
2) предоставление, по меньшей мере, столь же благоприятного положения, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание (ст. 4);
3) возможность государств-участников предоставлять беженцам права и преимущества, независимо от положений Конвенции 1951 г. (ст. 5);
4) государства-участники должны предоставлять беженцам правовое положение, которым вообще пользуются иностранцы (ч.1 ст. 7);
5) государства-участники признают за беженцами права и преимущества, на которые он имел право в день вступления в силу Конвенции 1951 г. и обладал ими до признания его беженцем, т.е., личный статус (ч. 3 ст. 7, ст. 12);
6) государства-участники не будут применять исключительные меры к беженцам, являющимся гражданами государства, в отношении которых при обычных ситуациях применяются исключительные меры (меры взаимности) (ст. 8);
7) государства-участники в интересах государственной безопасности могут принимать необходимые меры к лицу, признаваемому беженцем
(ст. 9);
8) признание личного статуса беженца (ст. 12);


9) не допускается высылка законно проживающих на территории государства беженцев, за исключением случаев угрозы с их стороны государственной безопасности и общественному порядку. Высылка допускается только в судебном порядке (ст. 32);
10) не допускается наложение взыскания на беженцев, незаконно находящихся на территории государства, если они незамедлительно явились к властям и дали соответствующие объяснения (ст. 31);
И запрещается высылка беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли (ст. 33).
В силу высокого уровня развития стран Западной Европы, либеральной политики в отношении беженцев, исторических традиций, они являются привлекательными для большого количества мигрантов. При этом их поток в 1990-е гг. сильно увеличился. Такая ситуация связана с региональными конфликтами на Балканах: в Хорватии, Боснии,
Албании, Косово. Возможно, это и послужило причиной активизации в западноевропейских странах деятельности по совершенствованию законодательства о беженцах, направленной на разработку новых законов об их статусе непосредственно внутри государства, а также принятие резолюций, координирующих политику в отношении беженцев в рамках ЕС.
Так, после ратификации Конвенции 1951 г. в Австрии ФРГ, Франции были приняты специальные законы, регулирующие процедуру предоставления статуса беженца.
Вместе с тем, ратификация Конвенции налагала на государства ряд обязательств, касающихся применения ее положений без какой-либо дискриминации, соблюдения принципа не высылки, выдачи проездных документов. Реализация указанных обязательств осуществляется путем разработки и принятия законов об иностранцах, в которых содержалось и понятие «беженец».
Понятие «беженец» регламентируется двояко. Одни государства ограничиваются ссылкой на Конвенцию 1951 г. и Протокол 1967 г.
Так, в Великобритании в Акте о гражданстве, убежище и миграции 2002 г. беженцем называется лицо, которое подпадает под определение Конвенции и Протокола.
В финском Акте об иностранцах 2004 г. говорится, что «беженец -- иностранный гражданин, который подпадает под определение статьи 1 А Конвенции 1951 г., Протокола
1967 г.». А, например, в законодательствах Швеции и Словении воспроизводится определение беженца, данное в Конвенции. Швейцария в своем новом Законе об убежище развила определение, содержащееся в Конвенции, включив в качестве критериев меры, оказывающие невыносимое психическое давление.
Однако в странах Западной Европы, особенно в связи с возросшей угрозой актов международного терроризма, наметилась тенденция к ограничению доступа на территорию государства и к процедурам предоставления статуса беженца путем создания различных препятствий при приеме заявлений, таких как понятие «безопасная страна происхождения» и «третья безопасная страна». Кроме того, на практике государства отказывают в убежище, определяя таких лиц как «перемещенные лица», «нелегальные

иммигранты», «экономические иммигранты», «псевдобеженцы», «иностранцы» и т. д. По- разному трактуя критерии при определении их статуса, они тем самым пытаются ограничить поток беженцев на свою территорию.
Вопросы иммиграции и убежища остаются приоритетными в политической повестке дня. Страны -- члены Европейского союза завершили первую стадию работы по гармонизации своих законодательств в указанной области
8. Основания, условия и порядок обращения и защиты прав
человека в Европейском суде по правам человека.