Файл: 1. Понятие и система прав человека в международном праве. Права человека в международном праве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Международное сотрудничество в области основных прав и
свобод человека.
Понятие международного гуманитарного права.
Гуманитарная область международного сотрудничества охватывает широкий круг вопросов. В нее входит сотрудничество по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми. В центре гуманитарного сотрудничества находятся права человека.
Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам, образуют отрасль международного права, нередко именуемую международным гуманитарным правом и включающую в себя так называемое международное право прав человека. Иногда к международному гуманитарному праву относят лишь категорию норм международного права, имеющих целью гуманизацию вооруженных конфликтов
(Женевское право).
Понятие прав человека. Права человека с позиций международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах.
Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно зависит от уровня развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.
В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином "права человека", поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована.
Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Термин "права человека" появился в международной политической лексике после американской Войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и
свобод человека.
Понятие международного гуманитарного права.
Гуманитарная область международного сотрудничества охватывает широкий круг вопросов. В нее входит сотрудничество по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми. В центре гуманитарного сотрудничества находятся права человека.
Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам, образуют отрасль международного права, нередко именуемую международным гуманитарным правом и включающую в себя так называемое международное право прав человека. Иногда к международному гуманитарному праву относят лишь категорию норм международного права, имеющих целью гуманизацию вооруженных конфликтов
(Женевское право).
Понятие прав человека. Права человека с позиций международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах.
Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно зависит от уровня развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.
В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином "права человека", поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована.
Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Термин "права человека" появился в международной политической лексике после американской Войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и
гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не упоминается. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства.
В Конституции РФ употребляется выражение "права человека и гражданина".
Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
Концепций прав человека существует множество: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе.
Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась. Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.
Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим правам и свободам.
Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой.
Признание неделимости прав человека не исключает определенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдения лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод.
Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как суверенное равенство государств, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях и т.д. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, независимость и равноправие государств, т.е. на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.
В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике ООН представление, согласно которому под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать прежде всего иную политическую и правовую ситуацию в государстве, свидетельствующую о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц
(индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и
В Конституции РФ употребляется выражение "права человека и гражданина".
Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
Концепций прав человека существует множество: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе.
Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась. Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.
Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим правам и свободам.
Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой.
Признание неделимости прав человека не исключает определенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдения лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод.
Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как суверенное равенство государств, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях и т.д. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, независимость и равноправие государств, т.е. на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.
В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике ООН представление, согласно которому под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать прежде всего иную политическую и правовую ситуацию в государстве, свидетельствующую о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц
(индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и
поэтому не могут быть предметом рассмотрения в ООН или других международных организациях. Сами по себе они могут и не являться признаком того, что в государстве сложилась обстановка, которая позволяет говорить о нарушении этим государством своих обязательств по Уставу ООН. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменились.
То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его "права" на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения прав человека.
В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. особое положение занимает концепция права на защиту, т.е. ответственность государства за недопущения геноцида, этнических чисток, военных преступлений и преступлений против человечества в отношении своего населения. Эта концепция была оформлена затем в виде резолюций
Генеральной Ассамблеи ООН и обсуждалась на ее сессиях. Государства, нарушающие эту ответственность, могут быть в случае необходимости подвергнуты принудительным мерам по решению Совета Безопасности.
Представители населения государства, являющиеся жертвами подобных нарушений, могут бороться за свои права и вооруженным путем. В качестве примера уместно привести борьбу населения Юго-Востока Украины против киевских властей.
Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом
Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах так называемых частных жалоб
(сообщений).
В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений прав человека (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять такие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются более как нарушение принципа невмешательства.
Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах.
Особенно это заметно во взаимоотношениях государств, входящих в Совет Европы, а также в рамках ОБСЕ, которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. подчеркивается, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный
То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его "права" на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения прав человека.
В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. особое положение занимает концепция права на защиту, т.е. ответственность государства за недопущения геноцида, этнических чисток, военных преступлений и преступлений против человечества в отношении своего населения. Эта концепция была оформлена затем в виде резолюций
Генеральной Ассамблеи ООН и обсуждалась на ее сессиях. Государства, нарушающие эту ответственность, могут быть в случае необходимости подвергнуты принудительным мерам по решению Совета Безопасности.
Представители населения государства, являющиеся жертвами подобных нарушений, могут бороться за свои права и вооруженным путем. В качестве примера уместно привести борьбу населения Юго-Востока Украины против киевских властей.
Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом
Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах так называемых частных жалоб
(сообщений).
В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений прав человека (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять такие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются более как нарушение принципа невмешательства.
Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах.
Особенно это заметно во взаимоотношениях государств, входящих в Совет Европы, а также в рамках ОБСЕ, которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. подчеркивается, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный
характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка".
В этом же документе государства-участники заявили, что "обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".
В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав человека в союзных странах или даже вовсе их замалчивая и, наоборот, преувеличивая их в тех случаях, когда речь идет о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может не быть политическим именно потому, что это - часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть политизированным.
Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеют Венская декларация и Программа действий, принятая
Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего в
Декларации подтверждается важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов о правах человека.
7. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Международно-правовой статус беженцев определяется в соответствии с
Конвенцией от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев и Протоколом, касающимся статуса беженцев. Центральными элементами международно-правового статуса беженцев являются права, свободы и обязанности, хотя для международно-правового статуса беженцев имеют значение и такие элементы правового статуса, как гражданство и гарантии реализации статуса.
Предоставление статуса беженца -- это процедура, состоящая из нескольких этапов.
(Вместе с тем, лицо становится беженцем не в силу признания, а признается таковым, поскольку является беженцем.)
К ним относятся:
1) прибытие в страну убежища, подача заявления и прохождение процедуры получения статуса беженца;
2) рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса беженца соответствующими органами;
В этом же документе государства-участники заявили, что "обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".
В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав человека в союзных странах или даже вовсе их замалчивая и, наоборот, преувеличивая их в тех случаях, когда речь идет о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может не быть политическим именно потому, что это - часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть политизированным.
Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеют Венская декларация и Программа действий, принятая
Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего в
Декларации подтверждается важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов о правах человека.
7. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Международно-правовой статус беженцев определяется в соответствии с
Конвенцией от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев и Протоколом, касающимся статуса беженцев. Центральными элементами международно-правового статуса беженцев являются права, свободы и обязанности, хотя для международно-правового статуса беженцев имеют значение и такие элементы правового статуса, как гражданство и гарантии реализации статуса.
Предоставление статуса беженца -- это процедура, состоящая из нескольких этапов.
(Вместе с тем, лицо становится беженцем не в силу признания, а признается таковым, поскольку является беженцем.)
К ним относятся:
1) прибытие в страну убежища, подача заявления и прохождение процедуры получения статуса беженца;
2) рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса беженца соответствующими органами;
3) определение подзащитной категории лиц;
4) установление оснований для предоставления статуса беженца;
5) защита отдельных категорий лиц.
Рассмотрение указанных этапов будет осуществляться на базе Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев (согласно Конвенции 1951 г. и
Протоколу 1967 г., касающихся статуса беженцев), подготовленного УВКБ ООН.
Лицо может прибыть в страну убежища законным путем (как турист, для посещения родственников, учебы, работы, делового визита, по иным основаниям) и находиться в стране в статусе иностранца или лица без гражданства, а затем вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в стране его гражданства или постоянного местожительства, обратиться с заявлением о предоставлении убежища в конкретные органы страны пребывания, установленные ее законодательством, и пройти соответствующую процедуру получения статуса беженца. Такие лица, согласно
Руководству, называются беженцами «на месте». К ним также относятся лица, находящиеся за границей, которые стали беженцами «на месте» в результате своего собственного поведения (например, объединения с уже признанными беженцами либо выражения политических взглядов, резко расходящихся с официальным курсом правительства страны их гражданства или место проживания (пп. 94--96 Руководства).
Другой категорией лиц, ищущих убежища, являются те, которые нелегально покидают территорию страны своего гражданства или постоянного место проживания, спасаясь от преследований властей и в силу этого незаконно въезжают в страну убежища.
После пересечения границы они должны в установленный законом страны прибытия срок обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении убежища и в дальнейшем пройти соответствующую процедуру для получения статуса беженца (будет рассмотрена в гл. 6).
Право на получение статуса беженца по принципу prima facie, иными словами, право, которое основывается на первых впечатлениях, применяется в случае массовых потоков беженцев, когда определение соответствия лиц предъявляемым к беженцам критериям на индивидуальной основе представляется нецелесообразным или невозможным. Это стало обычной практикой с 1960-х гг., когда УВКБ ООН и некоторые страны впервые столкнулись с регулярными массовыми движениями беженцев.
Необходимость немедленных действий для обеспечения защиты людей нередко возникает до того, как становится возможным определить их статус. Государствам следует стремиться к обеспечению такого обращения с ними, которое соответствовало бы общепризнанным гуманитарным принципам. Причем такое обращение должно гарантироваться всем лицам, прибывшим из одной страны по схожим причинам.
Экономическая политика государства может подрывать положение определенной части населения (например, лишение права на торговлю, дискриминационное или чрезмерное налогообложение применительно к отдельной этнической или религиозной
группе), жертвы этих мер могут под давлением обстоятельств покидать страну, становясь беженцами.
Наличие у лица действительного паспорта не является препятствием для получения им статуса беженца. В ряде случаев беженцы получают паспорта по официальным каналам. В других случаях паспорта выдаются им с единственной целью способствовать выезду «нежелательных элементов» из страны. Паспорта могут быть получены незаконным путем. Возможны исключительные ситуации, когда лицо, отвечающее критериям для получения статуса беженца, может сохранить свой национальный паспорт или получить новый от властей страны гражданства по специальному распоряжению, особенно в тех случаях, когда такие распоряжения не подразумевают, что обладатель национального паспорта может вернуться в свою страну без предварительного разрешения. Указанная ситуация не препятствует получению статуса беженца (п. 93
Руководства).
Лицо не может апеллировать к международной защите, если оно находится в пределах территориальной юрисдикции своей страны. В то же время Конвенция не утверждает, что преследование может иметь место лишь в пределах границ страны происхождения. Опасения преследований могут проистекать из условий, возникших после того, как данное лицо покинуло страну, как в случае с беженцами «на месте».
Как было показано выше, беженцы «на месте» представляют собой особый случай.
Это лица, ставшие беженцами вследствие определенных событий, имевших место в стране их происхождения во время их отсутствия либо по причине их собственной деятельности за пределами страны. В этом случае заявитель, утверждающий, что у него имеются достаточно обоснованные опасения подвергнуться преследованиям вследствие своих политических убеждений, не обязательно должен доказать, что властям его страны были известны его политические взгляды до того, как он ее покинул. Возможно, он должен был скрывать свои политические убеждения, и ему не пришлось испытать какую- либо дискриминацию или подвергнуться преследованиям (пп. 94--95 Руководства).
Вместе с тем, сам по себе факт отказа в защите в стороны правительства либо отказа в возвращении может означать вполне обоснованные опасения подвергнуться преследованиям. В данных обстоятельствах следует тщательно изучить те последствия, с которыми заявителю, придерживающемуся определенных политических убеждений, придется столкнуться в случае своего возвращения.
Для раскрытия содержания международно-правового статуса беженцев необходимо дать характеристику указанных элементов статуса.
Права и свободы беженцев, как центральный элемент международно-правового статуса беженцев, складывается из:
- прав и свобод беженцев, предоставляемых наравне с гражданами государства прибытия беженца; прав и свобод беженцев, предоставляемых в режиме более
Наличие у лица действительного паспорта не является препятствием для получения им статуса беженца. В ряде случаев беженцы получают паспорта по официальным каналам. В других случаях паспорта выдаются им с единственной целью способствовать выезду «нежелательных элементов» из страны. Паспорта могут быть получены незаконным путем. Возможны исключительные ситуации, когда лицо, отвечающее критериям для получения статуса беженца, может сохранить свой национальный паспорт или получить новый от властей страны гражданства по специальному распоряжению, особенно в тех случаях, когда такие распоряжения не подразумевают, что обладатель национального паспорта может вернуться в свою страну без предварительного разрешения. Указанная ситуация не препятствует получению статуса беженца (п. 93
Руководства).
Лицо не может апеллировать к международной защите, если оно находится в пределах территориальной юрисдикции своей страны. В то же время Конвенция не утверждает, что преследование может иметь место лишь в пределах границ страны происхождения. Опасения преследований могут проистекать из условий, возникших после того, как данное лицо покинуло страну, как в случае с беженцами «на месте».
Как было показано выше, беженцы «на месте» представляют собой особый случай.
Это лица, ставшие беженцами вследствие определенных событий, имевших место в стране их происхождения во время их отсутствия либо по причине их собственной деятельности за пределами страны. В этом случае заявитель, утверждающий, что у него имеются достаточно обоснованные опасения подвергнуться преследованиям вследствие своих политических убеждений, не обязательно должен доказать, что властям его страны были известны его политические взгляды до того, как он ее покинул. Возможно, он должен был скрывать свои политические убеждения, и ему не пришлось испытать какую- либо дискриминацию или подвергнуться преследованиям (пп. 94--95 Руководства).
Вместе с тем, сам по себе факт отказа в защите в стороны правительства либо отказа в возвращении может означать вполне обоснованные опасения подвергнуться преследованиям. В данных обстоятельствах следует тщательно изучить те последствия, с которыми заявителю, придерживающемуся определенных политических убеждений, придется столкнуться в случае своего возвращения.
Для раскрытия содержания международно-правового статуса беженцев необходимо дать характеристику указанных элементов статуса.
Права и свободы беженцев, как центральный элемент международно-правового статуса беженцев, складывается из:
- прав и свобод беженцев, предоставляемых наравне с гражданами государства прибытия беженца; прав и свобод беженцев, предоставляемых в режиме более