Файл: Энергетическаяпсихология уникальные методики трансформации личности дэвид Файнштейн, Донна Иден и Гэри Крэйг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
руках, насколько расстроен ты сейчас, если в тот момент, когда я пришла к тебе, ты был расстроен вот настолько [показывает степень расстройства руками, раздвинутыми на всю ширину], и если полное отсутствие расстройства обозначить так [ладони сложены вместе]?» Я не стала задавать ему этот вопрос в тот момент, когда я пришла к нему в изолятор, поскольку было очевидно, что его расстройство соответствовало 10 баллам. Сейчас же он просто смотрел на меня. Я снова раздвинула руки, а затем стала их медленно сводить вместе, попросив его остановить меня, когда я дойду до нужного места. Он кивнул, когда мои руки сблизились примерно на половину. Он снова начинал выглядеть «умным мальчиком»!
«Прекрасно! У тебя всё получается, – сказала я. – Давай попробуем снова». Я снова начала простукивать край своей ладони, всё с большим энтузиазмом произнося:
«Даже, несмотря на то, что ты действительно расстроился, ты всё равно хороший ребёнок». Он кивнул в знак согласия и снова приступил к простукиванию. «Даже, несмотря на то, что ты действительно боишься выписываться отсюда в пятницу, ты всё равно прекрасный ребёнок». Его глаза сделались ещё больше, он энергично закивал и снова продолжил простукиваться. «Даже, несмотря на то, что ты обеспокоен своим предстоящим переездом на новое место, где будут новые люди, ты всё равно просто чудесный ребёнок». Его карие глаза в тот момент стали ещё больше, и он, закивав ещё энергичнее, вновь стал постукивать по точкам. Он снова последовал за мною, простукивая одну точку за другой.
Когда мы закончили, я снова стала медленно раздвигать руки. Он кивнул, когда я раздвинула их примерно на шесть дюймов. «Прекрасно получается! – сказала я. –
Давай ещё попробуем». Я повторила прежнюю установку, добавив в неё несколько прилагательных, таких как чудесный и удивительный ребёнок. Его глаза, как и прежде, становились всё больше и больше, и он с энтузиазмом кивал в знак согласия.
Казалось, что он вбирает в себя каждое слово. Так он закончил ещё одну последовательность простукиваний.
«И насколько расстроен ты теперь?» Но, не успела я раздвинуть руки, чтобы дать
Тедди показать на них степень своего беспокойства, этот ребёнок, который за два дня несколько раз перевернул всё с ног на голову в своём отделении, сложил свои ладони вместе, как во время молитвы, и улыбнулся мне. В течение всего процесса он не произнёс ни слова.
«Вот это да! – сказала я. – Отличный результат. Этот метод действительно тебе помогает». Он кивнул в знак согласия, всё ещё продолжая улыбаться. «Здесь мне все говорят, что ты отказываешься идти в школу». Улыбка тотчас сошла с его лица, в чём я увидела признак наличия ещё одного аспекта. «А можешь мне сказать, что за проблема у тебя в школе?» Я решила, что, даже если он мне не ответит, я хотя бы смогу составить возможные установочные фразы. Он ответил: «Они дразнят меня» – сказал он. Нам было вполне достаточно одной минуты, чтобы переговорить о тех детях в школе. Этот ребёнок смог всё выразить буквально в нескольких словах!
Затем я, основываясь на проблемах, которыми он поделился со мной, сформулировала для него установочные фразы. Каждый рез, когда я говорила
«суперребёнок» он кивал. После выполнения трёх циклов он сложил руки вместе, как для молитвы, и сказал: «Я хочу пойти в исправительную школу».
Исправительная школа предполагает, что ребёнок присутствует на уроках и, в то же время, отбывает «срок» за естественные последствия негативного поведения. После отсидки в изоляторе ребёнку, находящемуся в лечебно-исправительном интернате, предоставляется выбор: провести исправительный срок либо в учебном классе, либо в

комнате контроля поведения, где постоянно за тобой следят. Большинство выбирает класс.
Персонал, поместивший его в изолятор, рассмотрел его просьбу, и мы вместе вышли из отделения и направились в школьный городок. Тедди до конца недели отбывал свой
«срок» в школе и больше не устраивал проблем в отделении. В пятницу он был выписан и радовался своей новой «семье». Весь сеанс занял лишь 20 минут.
Самоуспокоение
Обсуждая этот случай с аудиторией психотерапевтов и других специалистов, практикующих энергопсихологию,* Адамс подчёркивает, что она лечила Тедди от ничего. Она представила ему технику, которую он мог использовать для управления своими эмоциями, когда бывал не в духе. Жизнь становится безопаснее, когда вы знаете, как успокоиться, когда что-то выводит вас из равновесия. Вы не только сможете выдерживать неприятные для вас ситуации, но и перестанете постоянно принимать оборонительную позицию и искать во всём угрозу и опасность. Когда начало положено, вы знаете, как заботиться о себе. Самоуспокоение – часть умения контролировать свои эмоции, а также основной навык для развития эмоционального разума.
* Из лекции Энн Адамс, «Применение ТЭО к детям с эмоциональными расстройствами», которая доступна на сайте www.emofree.com.
Как мы убедились на примерах Брэндона и Тедди, простукивание акупунктурных точек, сопровождающееся утешительными словами во время приступа агрессии очень быстро успокаивает человека. Основной Рецепт – это формула, включающая в себя как слова, так и простукивание акупунктурных точек. Брэндон и Тедди – не единичные случаи. Адамс, насколько ей позволяют её административные обязанности, пытается обучить этой процедуре каждого ребёнка, поступившего в исправительный интернат.
То же самое она проделала и с Ларри. Примерно через неделю она пришла к нему в так называемую «комнату тайм-аут» и увидела, как он валяется на полу и орёт во всё горло. Адамс обратилась к персоналу, наблюдавшему за Ларри, когда его изолировали в эту «комнату тайм-аут» и спросила, как долго он кричит. «Двадцать минут» – ответили ей. Адамс подошла к Ларри поближе. Он уставился на неё, продолжая кричать. Она стала простукивать точки, и он повторял за ней, хотя так и не успокоился. Она снова стала постукивать по ребру ладони, и он повторил за ней второй цикл этой процедуры, всё ещё продолжая кричать, но уже не так громко. Тогда, как она сама говорит, «я позволила себе немного улыбнуться, и мы снова простучали всю последовательность. Ларри перестал кричать и улыбнулся мне в ответ. Мы не разговаривали друг с другом». Этот новый сотрудник из персонала интерната был настолько изумлён произошедшим, что никак не мог понять, что же я такое умудрилась сделать».
Когда кто-то из воспитанников этого интерната, пока не ознакомленных с этим методом, приходит в ярость, Адамс говорит: «Я хочу тебе дать то, что тебя успокоит, и тебе даже не придётся разговаривать со мной». Она улыбается, когда про неё говорят, что она отличается от всех других терапевтов тем, что помогает детям, даже особо не прося их разговаривать с ней.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   33

Разрядка факторов, вызывающих эмоции

Брэндон, Тедди и Ларри не просто успокоились, но с ними произошло нечто большее. Что касается Тедди, то у него полностью исчез страх того, что ему придётся покидать заведение, которое было ему домом, и переезжать в незнакомую обстановку.
Для решения этой проблемы Адамс сформулировала специальную установку: «Даже, несмотря на то, что ты обеспокоен своим предстоящим переездом в новое место, где будут новые люди, ты всё равно просто великолепный ребёнок». Фраза Напоминания не понадобилась, поскольку Тедди буквально переполняли эмоции, но, если нужно было сосредотачиваться на проблеме, то Фраза Напоминания обычно возникала из
Установочной Фразы, такой как «беспокойство по поводу переезда на новое место, где будут новые люди». Точно так же удалось справиться и с душевными страданиями
Тедди, вызванными тем, что его дразнят в школе.
Иногда, даже если при выполнении простой процедуры простукивания, реакция на ситуацию, вызывающую эмоции, утихла, при встрече со сходной ситуацией эта реакция может возникнуть вновь. Психолог Пэт Кэррингтон предлагает каждому человеку очень чётко идентифицировать такие факторы, вызывающие эмоции: «Когда ты знаешь, что это за факторы, эти отрицательные провоцирующие факторы могут стать для вас положительным сигналом к началу применения ТЭО – прямо сейчас». Хотя всем известно, что, когда стрессовая реакция уже запущена, остановиться и вспомнить о технике расслабления очень трудно, на примерах Брэндона, Тедди и Ларри, мы всё же убедились, что простукивание может быть чрезвычайно эффективно, даже при самых крайних реакциях. Кэррингнон рекомендует учиться заранее предвидеть моменты, в которых вы можете продемонстрировать свою уязвимость и, пока реакция не выплеснулась наружу, выполнять относительно них простукивание. Для этого рекомендуются такие Установочные Фразы, как «Даже, несмотря на то, что я впадаю в ярость, когда мой учитель [друг, родитель, ребёнок, начальник] критикует меня, я сохраняю в такие моменты спокойствие и возможность реагировать так, чтобы мне и всей ситуации в целом была бы от этого польза».
Способность разряжать эмоциональные факторы, возможно, является одним из наиболее практических навыков владения собой, которые только может развить в себе человек. Почему бы не начать развивать это в детстве? Эта процедура удивительно проста. Как только вы овладели Основным Рецептом и двумя связанными с ним процессами (обращение к непроработанным аспектам проблемы и проработка психологических реверсий), – так сразу вы обретаете способность нейтрализовать эмоциональные факторы в большинстве ситуаций, с которыми сталкиваетесь вы или ваш ребёнок.
Эмоциональный грабёж
Адамс точно предугадала один из аспектов приступов ярости у Тедди, обратившись к его страху по поводу переезда из привычной обстановки к совершенно незнакомым людям. Она выявила и другой аспект, когда заметила, что «улыбка сошла с его лица» как только она упомянула о том, что ей уже рассказали об его отказе идти в школу.
Взрослые часто могут идентифицировать аспекты проблемы, которые мешают полностью решить её. Детям обычно нужна такая помощь, которая предполагала бы анализ этих более сложных проблем.
Что касается Тедди, то, на самом деле, здесь было задействовано меньше аспектов, чем обычно бывает в случаях, связанных с такими важными жизненными переменами.
Возможно, проблемы здесь заключались в том, что в Тедди продолжала жить печаль по

поводу того, что жизнь разлучила его с родными, и что никто из встретившихся ему новых людей не принял его. Когда Тедди полностью успокоился, и когда между ним и
Адамс установилось прекрасное взаимопонимание, у Адамс уже были наготове основные вопросы, которые она могла задать в случае, если проблемы останутся:
«Что это (ситуация/чувство) напоминает тебе?» или
«Кто тебе об этом напоминает?»
Сила Основного Рецепта в том, что, несмотря на всю его простоту, вы можете вполне надёжно решать в каждый отдельный момент по одной проблеме, пока не проработаете все аспекты сложной проблемы.
Иногда, работая с проблемой, вы обнаруживаете, что этот фактор, вызывающий эмоции, может происходить из травмы, полученной в более раннем возрасте, либо из других эмоционально насыщенных ситуаций. Гоулмэн говорит о способах, которые миндалевидное тело использует для «разграбления» всей системы эмоциональных реакций. Оно «объявляет чрезвычайную ситуацию», и задействует на решение этой безотлагательной программы весь остальной мозг. Грабёж происходит моментально, вызывая эту безотлагательную реакцию ещё до того, как неокортекс, мыслящий мозг, получит возможность полностью понять происходящее, не говоря уже о том, чтобы понять, хорошо это, или плохо». Например, у ветерана вьетнамской войны, не излечившегося от посттравматического синдрома, срабатывает готовность убивать при виде того, как в автостоянку, расположенную возле ресторана, ударяет молния: он хватает стул и пробивает им окно. Неврологическая реакция, вызванная настоящей ситуацией, является в точности той же реакцией, которая в нём сработала в момент получения изначальной травмы, и потом он часто сожалел о своих поступках, обусловленных этой реакцией. В то время как у большинства людей реакции
«эмоционального грабежа» не столь сильны, например, когда ты слишком эмоционально реагируешь на замечание супруга или коллеги, в корне этих разрушительных поведенческих реакций могут лежать какие-то экстремальные инциденты.
Многие дети, перенёсшие тяжёлую травму, не способны держать себя в руках и хорошо себя вести. И это не потому, что они от рождения порочны и им уготован известный путь: сначала центр для содержания под стражей задержанных малолетних правонарушителей, а потом тюрьма. Раннее вмешательство могло бы предотвратить эту нисходящую спираль. Основной Рецепт может систематически перемонтировать схему, провоцирующую эти эмоциональные вторжения, ведущие к разрушительному и опасному поведению. Умелое применение его в период формирования личности ребёнка, в сочетании с другими методами развития эмоционального интеллекта, может стать для ребёнка альтернативой скатывания по нисходящей спирали саморазрушения и направить его на путь к продуктивной жизни.
Когда изначальное событие включает в себя тяжёлую потерю, боль, или насилие, к нему, безусловно, приходится подходить с особой осторожностью. Все предостережения, обсуждавшиеся в конце первой главы и в других местах книги, распространяются как на детей, так и на взрослых; и методы, препятствующие вторжению деструктивных чувств, таких как техника «бесслёзной травмы» могут также использоваться в отношении детей. Разумеется, в случаях, когда ребёнок явно эмоционально неуравновешен, требуется помощь специалистов. Дэн Бенор, психиатр из Медфорда, Нью-Джерси, сообщает о достигнутых успехах в использовании разновидностей Основного Рецепта в отношении детей, с которыми жестоко обращались или которыми пренебрегали. Одно из его замечаний также даёт возможность увидеть, насколько сложными могут быть эти аспекты:


Несколько детей, страдающих посттравматическим синдромом, которые терпели от родителей жестокое обращение, предпочитали прекратить энергетическую терапию ещё до полной нейтрализации эмоций, обусловленных страшными воспоминаниями. Я полагаю, что они хотели сохранить свои чувства и воспоминания, связанные с отсутствующими родителями. Каким бы негативным ни было это воспоминание, оно хоть как-то связано с родителями.
Даже такую головоломку можно решить путём простукивания, сопровождающимся словами, например: «Даже, несмотря на то, что мама ушла, я всё равно хороший и достойный любви ребёнок», чтобы помочь ребёнку освободиться из тисков его трагической истории. Здесь снова применимо такое простое средство, как простукивание. Дети могут научиться весьма эффективно применять его с целью самоутешения и нейтрализации воспоминаний, вызывающих отрицательные эмоции.
Этот метод, позволяющий обращаться к крайне сложным проблемам, повлёкшим за собой последствия, могут принять на вооружение воспитатели, педагоги и терапевты.
Распознавание, оценка и выражение эмоций
Среди навыков работы с эмоциями, выявленных в ходе испытания профилактических программ, давших успешные результаты, были названы следующие:

распознавание человеком его чувств и отнесение их к определённой категории,

оценка степени этих чувств и

чёткое выражение их.
Основной Рецепт – это упражнение, помогающее развить каждый из таких навыков.
Чтобы ребёнок мог простучать точки и, тем самым, нейтрализовать своё чувство, то, даже если он не может полностью описать это чувство, он должен его распознать и дать ему название. Затем необходимо дать оценку силе этого чувства, и для этой оценки используется метод раздвигания рук или графический метод. Сила этого чувства часто оценивается повторно и, в ходе применения процедуры, оно выражается снова. Наконец, как после проработки ситуации, так и во время её проработки, ребёнок часто говорит о своих чувствах, а также о других вспоминающихся ему переживаниях. Короче говоря, обучение ребёнка Основному Рецепту и побуждение его к использованию этого метода, уже само по себе является способом, развивающим способность узнавания, оценки и выражения чувств.
2. Мобилизация эмоций для поддержания целей
Какую общую черту разделяют олимпийские атлеты, музыканты с мировым именем и шахматные гроссмейстеры? Это – их способность поддерживать мотивацию, неустанно тренироваться и самодисциплина.* Способность обуздывать эмоции, помогающая вам достигать того, что для вас важно, является, согласно Гоулмэну, «главной способностью», мобилизующей все остальные аспекты интеллекта». Как он сам объясняет – мешают, или помогают нам наши эмоции нашим способностям мыслить и решать проблемы, составлять планы на будущее и продвигаться к цели, – это и определит, насколько хорошо мы будем использовать наши врождённые способности и, в конце концов, добиваться успеха в жизни.