Файл: I. Теоретические основы изучения проблемы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Глава II. Особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте

2.1. Характеристика объекта и методика проведения исследования
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема особенностей формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте изучена недостаточно, что и обуславливает цель нашего исследования.

Цель исследования – изучить особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов. Из них 10 мальчиков (Никита Р., Слава Ф., Павлик С., Владик Г., Вадик А., Дима Ш., Леша К., Илья Б., Костя С., Никита М.) и 14 девочек (Лена Т., Алина А., Инна К., Настя В., Катя Н., Аня П., Диана Б., Лена Г., Галя К., Света С., Зина А., Алена М., Ира Р., Наташа К.).

Испытуемым свойственны высокий интеллектуальный потенциал, познавательная активность, но наряду с достаточно высокой организацией психических процессов, наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, взрывы эмоций – бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У некоторых участников еще не в полной мере сформированы высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. В эмоциональном отношении дети достаточно ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию. Основные характеристики некоторых участников эксперимента.

Аня П. – девочка с хорошо развитыми спортивными интересами, целеустремленная, активная, склонна к агрессии.

Никита Р. – хорошо адаптирован, общителен, уравновешен, не теряется в сложных ситуациях.

Владик Г. – выдержан, легко вступает в контакт.

Дима Ш. – склонен к негативизму и упрямству в достижении цели, несколько завистлив.

Слава Ф. – пользуется в группе особым уважением за умение рассудить конфликтную ситуацию.

Настя В. – склонна к реакциям агрессивного характера во время взаимодействия со сверстниками.

Катя Н. – отличается активной жизненной позицией, правдолюбием.

Зина А. – уравновешенный, жизнерадостный, целеустремленный человек.

Павлик С. – склонен к аффективным реакциям, конфликтен, страдает низким самоконтролем.

Лена Т. – бывает очень упряма, ленива, но в то же время девочка очень добродушная.



Инна К. –эмоционально не устойчивая, пассивная.

Алина А. – замкнутая, скрытная, завистливая.

В данной работе применялись следующие психодиагностические методы исследования:

1. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» (автор Н.Г. Лусканова);

2. «Уровень познавательной потребности» (автор В.С. Юркевич);

3. Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор О.Н. Истратова).

При выборе методик учитывалась: положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента детей; пригодность данной методики для групповых обследований; возможность математической обработки добытых результатов.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» автора Н.Г. Лусканова состоит из десяти вопросов, на которые дети должны ответить, выбрав подходящий для себя ответ (см. приложение 1).

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных отметок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

  • нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.

  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации.

  2. 20-24 баллов – хороший уровень школьной мотивации.

  3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).

  4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

  5. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:

1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.


2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-15 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

«Уровень познавательной потребности» автор В.С. Юркевич.

Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу (см. приложение 2).

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы:

а) на вопросы 1—6, 8—11;

б) на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности познавательной потребности:

0 – 4 балла – низкий уровень познавательной потребности;

5 – 8 баллов – средний уровень познавательной потребности;

9 – 12 баллов – высокий уровень познавательной потребности.

Проективная методика «Эмоциональное отношение к школе» автор О.Н. Истратова.

Инструкция: возьми лист бумаги, цветные карандаши и нарисуй то, что тебе нравится в школе.

Для скрининговой оценки эмоциональной комфортности ребенка в условиях систематического обучения детям после проективного рисования предлагается также специальная анкета, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем эмоциональной комфортности, способствующей адекватному формированию мотивационной активности и системы мотивации, 15-24 балла характерны для средней нормы, 10-14 баллов указывают на трудности формирования мотивационной сферы в связи с дискомфортом пребывания ребенка в школе и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Вопросы анкеты смотри в приложении 3.


Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обуче­нии и развитии.

Проведенные исследования позволили выявить три уровня эмоционального отношения к школе:

Высокий уровень - ребенок положительно относится к шко­ле; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учеб­ный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к само­стоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охот­но; занимает благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - ребенок положительно относится к шко­ле; понимает учебный материал; усваивает основное в програм­ме; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при вы­полнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения вы­полняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкий уровень - ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваива­ет фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.

Параметры оценки проективного рисунка:

Несоответствие теме рисования указывает, по мнению автора, на:

а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной моти­вации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов.

В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные дейст­вия, узоры и прочее;

б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособле­ния к школьным требованиям;

в) непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме; чаще всего это свойствен­но детям с задержкой психического развития. Такие ситуации оцениваются 0 баллов.