Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина характеризуются определенными признаками, которые отличают их от других прав и свобод. Эти признаки в совокупности определяют юридическую природу основных прав и свобод. Перечислим эти признаки:

  1. обладают верховенством.

  2. служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством;

  3. формулируются в общем виде, а детализируются в правах и обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами права;

  4. действуют на всей территории России, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства;

  5. имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Основные права и свободы могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

В Конституции Российской Федерации дан перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия и некоторые другие).

Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина можно классифицировать в соответствии с достаточно распространенным в науке разделением на три группы — личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права и свободы по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам и свободам. При этом необходимо особо отметить, что все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны.

Основные (конституционные) личные права и свободы человека и гражданина:

  • • право на жизнь;

  • • право на свободу и личную неприкосновенность;

  • • право на неприкосновенность частной жизни;

  • • право на личную и семейную тайну;

  • • право на защиту своей чести и доброго имени;

  • • право определять и указывать свою национальную принадлежность;

  • • право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

  • • право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

  • • право на свободу совести, свободу вероисповедания;

  • • право на свободу мысли и слова;

  • • право на свободный доступ к информации.


Основные (конституционные) политические права и свободы:

  • • право на массовую информацию;

  • • право на объединение;

  • • право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований;

  • • право граждан на участие в управлении делами государства;

  • • право избирать и быть избранным;

  • • право участвовать в отправлении правосудия;

  • • право на обращение в государственные органы, в органы местного самоуправления.

Основные (конституционные) социально-экономические и культурные права и свободы:

  • • право на свободное использование своих способностей и имущества для экономической деятельности;

  • • право частной собственности;

  • • права в сфере труда;

  • • право на отдых;

  • • право на социальное обеспечение;

  • • право на жилище;

  • • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

  • • право на благоприятную окружающую среду;

  • • право на квалифицированную юридическую помощь;

  • • право на судебную защиту;

  • • право на возмещение государством вреда;

  • • право на образование;

  • • основное (конституционное) культурное право человека и гражданина — это прежде всего право на участие в культурной жизни, которое может осуществляться в самых различных формах.

50. РФ – светское государство

Статья 14 Конституции РФ
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Статье 14 Конституции РФ 1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.).



Светское государство предполагает отсутствие какой-либо церковной власти над органами государства; недопустимость исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов и религиозных правил как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов любой церкви или религиозной организации.

Идея светского государства развивается в других нормах Конституции РФ и в федеральных законах. В Конституции РФ провозглашается равноправие и свобода различных вероисповеданий, религий и конфессий (ст. 19 и 28), федеральные законы гарантируют свободу совести, невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, местного самоуправления и наоборот.

Характер и порядок взаимоотношения религиозных объединений с государством и обществом определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в ст. 4 которого конкретизируется конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, определяются отношения государства и религиозных объединений. В соответствие с данным конституционным принципом Российская Федерация как государство:

  • – не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

  • – не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

  • – не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону;

  • – обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

51. Этапы развития Конституции РФ

Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение.

Основные этапы развития российской Конституции:

1.
 дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);

2. советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и

3. постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).

Первым законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", которым император Николай II:

= даровал населению "основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов";

= установил "незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью действий" поставленных императором властей.

 Дума, избираемая населением на пять лет, имела право принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом императора.
В результате Октябрьской революции 1917 г. в России произошла смена общественного строя, что обусловило разработку и принятие конституции социалистического типа. Первая конституция Советской России — Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

Конституция РСФСР от 1918-го года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР устанавливалась взаимосвязанная единая система центральных и местных органов государственной власти.

После образования СССР (1922 г.) на основе Декларации и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций.
В 1936 г. в связи с провозглашением построения социализма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе —новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов.


К числу важнейших изменений государственной системы относится введение всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение съездов Советов, а также преобразование политической основы государства - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся

В 1977 г. в связи с провозглашением построения в СССР развитого социализма и общенародного государства, была принята новая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г.). Данная Конституция стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия.

В Конституции утверждалось, что советское общество вступило в этап развитого социализма, означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, на базе которого сформировалась новая историческая общность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР.

Утверждался в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т.д.

В 1990—1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела  противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие, так и отвечавшие новому времени положения.