Файл: взлетнопосадочные устройства вертолетов, их основные параметры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ М о с к о в с к и й а в и а ц и о н н ы й и н с т и т у т (национальный исследовательский университет) --------- Институт повышения квалификации и переподготовки (ИПКиП) Центр повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности | ||
Р Е Ф Е Р А Т на тему | ||
«ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА ВЕРТОЛЕТОВ, ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ» | ||
Выполнил | | |
Начальник бюро мониторинга отдела поставок АО «У-УАЗ» | | Кадилова И.И. |
Проверил | | |
доцент кафедры "Проектирование вертолетов" МАИ | | Артамонов Б.Л. |
г. Улан-Удэ 2017 г. |
Содержание
| Введение……………………………………………………………………… | 3 |
1. | Назначение взлетно-посадочных устройств вертолета...……..…………... | 4 |
2. | Требования, предъявляемые к шасси …...…...………………….…………. | 4 |
3. | Типы шасси……………...…………………………………………………… | 5 |
4. | Конструктивно-силовые схемы шасси…...………………………………… | 7 |
5. | Основные элементы взлетно-посадочных устройств вертолета Ми-8…... | 10 |
5.1. | Главная стойка шасси………………..……………………………………… | 11 |
5.2. | Передняя стойка шасси .……………………………………………………. | 11 |
5.3. | Хвостовая опора .……………………………………………………………. | 12 |
6. | Амортизирующие элементы стоек шасси …...…………………………….. | 13 |
7. | Колеса шасси ………………………………………………………………... | 15 |
8. | Механизмы уборки шасси…………………………………………………... | 17 |
9. | Земной резонанс ..…………………………………………………………… | 18 |
10. | Шимми ………………………………………………………………………. | 19 |
| Заключение ………………………………………………………………….. | 20 |
| Список использованной литературы……………………………………….. | 21 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни трудно представить себе человечество без летательных аппаратов. Достойное место в ряду воздушных судов занимают вертолеты.
Вертолёт – это аэродинамический летательный аппарат, способный с помощью несущих винтов совершать вертикальные взлет и посадку, неподвижно висеть в воздухе или перемещаться в любом направлении в заданном диапазоне скоростей. Несущий винт вертолета, создающий подъемную силу, представляет собой вертикально установленный воздушный винт, который приводится во вращение от двигателя через систему механических передач (трансмиссию) или с помощью реактивного привода.
Основными частями вертолета являются:
1. Несущий винт,
2. Рулевой винт,
3. Система управления:
3.1. Автомат перекоса,
3.2. Проводка управления,
4. Трансмиссия,
5. Фюзеляж,
6. Крыло,
7. Оперение,
8. Взлетно-посадочные устройства,
9. Силовая установка вертолета,
10. Системы и оборудование вертолета.
Данная работа представляет собой научный текст, в котором будут рассмотрены взлетно-посадочные устройства вертолетов и их основные параметры.
При написании реферата я пользовалась учебником Богданова Ю. С., Михеева Р. А., Скулкова Д.Д. «Конструкция вертолетов», предназначенным для студентов авиационных техникумов, учебником Далина В.Н., Михеева С.В. «Конструкция вертолетов», выпущенным издательством Московского авиационного института для студентов, обучающихся по направлению «Авиастроение» специальности «Самолето- и вертолетостроение», а также для специалистов вертолетных ОКБ и другими учебными материалами.
В данных учебных пособиях, на мой взгляд, очень доступно и полно изложены научно-популярным языком вопросы конструирования частей и деталей вертолета. Рассмотрены системы и схемы вертолетов, силовые схемы основных агрегатов и их конструкция, нагрузки, действующие на них, в том числе по тематике реферата. Дано общее представление о процессе проектирования вертолетов и истории их развития. Вопросы конструкции вертолета в целом рассмотрены в совокупности с вопросами прочности и выбора конструктивно-силовых схем и их агрегатов.
-
НАЗНАЧЕНИЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ УСТРОЙСТВ ВЕРТОЛЕТА
Взлетно-посадочные устройства (шасси) служат для стоянки и передвижения вертолета по земле при разбеге перед взлетом, пробеге после посадки, рулежке и буксировке. Шасси воспринимает кинетическую энергию удара при посадке вертолета и нагрузки, действующие на вертолет при передвижении по земле. В соответствии с этим оно должно иметь устройство, воспринимающее удар о землю при посадке. Для этой цели шасси кроме колес снабжаются амортизаторами.
Рисунок 1. Взлетно-посадочные устройства вертолета Ми-8/Ми-171
1 - колесо главной стойки; 2 - амортизатор главной стойки, 3, 6, 7, 12 - карданы; 4 - амортизатор хвостовой опоры; 5 - подкосы хвостовой опоры; 8 - подкос главной стойки; 9 - полуось главной стойки; 10 - подкос передней стойки, 11 - колеса передней стойки; 13 - амортизатор передней стойки;
I - узел крепления амортизатора передней стойки; II-узел крепления вильчатого подкоса к амортизатору; г - проушины для швартовочного приспособления; III - узел крепления вильчатого подкоса к фюзеляжу; IV - узел крепления амортизатора главной стойки к полуоси, б-проушины для крепления буксировочного приспособления; V- узел крепления полуоси к фюзеляжу; VI - узел крепления подкоса главной стойки к фюзеляжу; а - сферическое гнездо под установку гидроподъемника; VII - узел крепления амортизатора главной стойки к фюзеляжу; в - проушины для швартовочного приспособления; VIII - узел крепления подкоса хвостовой опоры к хвостовой балке; IX - узел крепления амортизатора хвостовой опоры к хвостовой балке.
2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШАССИ
Шасси вертолета должно обеспечивать в ожидаемых условиях эксплуатации:
-
управляемость вертолета при разбеге, пробеге, рулении, разворотах и буксировке; -
амортизацию динамических нагрузок, возникающих при посадке, рулении, разбеге; -
буксировку, исключающую возможность уборки шасси на земле.
Характеристики колес, тормозов и шин шасси должны соответствовать взлетно-посадочным характеристикам вертолета и при этом обеспечивать:
-
длительные стоянки с заторможенными колесами и руление вертолета с максимально допустимой массой; -
взлеты (посадку) с максимально допустимой массой и скоростью.
При использовании убираемого шасси вертолет оборудуется аварийной системой выпуска.
Демпфирующие характеристики амортизационных стоек должны обеспечивать безопасность от автоколебания типа «земной» резонанс.
При посадках (взлетах) вертолета с горизонтальной скоростью должна быть исключена возможность возникновения опасных в отношении прочности колебаний типа «шимми» переднего колеса во всем диапазоне скоростей пробега (разбега).
Прочность шасси необычных схем (полозкового, поплавкового и др.) проверяется в соответствии со специальными рекомендациями.
Кроме того, шасси должно иметь минимальное лобовое сопротивление (если оно не убирается в полете), а высота шасси при полном обжатии амортизатора и пневматика должна обеспечивать зазор между нижней точкой фюзеляжа и другими агрегатами от поверхности земли не менее 160 мм.
3. ТИПЫ ШАССИ
Выбор конструктивно-силовой схемы шасси определяется эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к вертолету, компоновкой и массой вертолета, а также требованиями аэродинамики.
Существует несколько конструктивных схем шасси: колесные, полозковые, лыжные, поплавковые, лодка и другие (рисунок 2). Посадочные устройства могут быть также выполнены и в виде комбинации из двух схем. Например, на вертолете-амфибии посадочными устройствами являются лодка и колесные шасси. Лыжное шасси может быть выполнено в комбинации с колесным. На некоторые варианты вертолетов устанавливаются баллонеты для выполнения аварийных посадок на воду.
Шасси колесного типа применяются на вертолетах любой схемы и любого взлетного веса. Шасси полозкового типа применяются на легких вертолетах. На вертолетах, летающих со скоростями более 300 км/ч, целесообразно применять убирающиеся шасси.
Чаще всего на вертолетах применяется колесное шасси. На стоянке вертолет имеет либо четыре точки опоры, расположенные симметрично относительно оси фюзеляжа (четырехколесное шасси), либо три точки опоры – две опорные точки расположены симметрично относительно оси фюзеляжа вертолета – это главные опоры шасси, третья опорная точка располагается по оси фюзеляжа вертолета – это хвостовая или передняя (носовая) опора шасси (рисунок 3).
Рисунок 2. Типы шасси вертолетов
Шасси колесного типа | Шасси полозкового типа |
Летающая лодка | Поплавковые шасси |
Главные опоры шасси помещаются вблизи центра тяжести вертолета, а третья его опора - на значительном удалении от центра тяжести. Схема шасси с передним колесом обеспечивает хорошую путевую устойчивость и обзор при разбеге и пробеге. Шасси с носовым колесом имеет на конце хвостовой балки опору для предохранения от удара о землю при грубой посадке. На транспортном вертолете с грузовым люком ее целесообразно убирать, чтобы обеспечить свободный доступ загружаемой техники к погрузочной рампе.
На гражданских вертолетах применяется, как правило, шасси с носовым колесом. Данная схема имеет существенные преимущества по сравнению с шасси с хвостовым колесом, среди них – безопасная и более простая посадка вертолета в условиях плохой видимости и хорошая путевая устойчивость при разбеге и пробеге.
Для обеспечения разворотов и устойчивости движения вертолета по аэродрому на передней (или хвостовой, в зависимости от схемы шасси) стойке устанавливается самоориентирующееся колесо. В результате свободной ориентации колеса на передней стойке шасси может возникнуть поперечное автоколебание – «шимми». Эта форма автоколебания возникает вследствие взаимодействия сил со стороны посадочной площадки с инерционными и упругими силами конструкции передней стойки шасси.
Рисунок 3. Схемы шасси колесного типа
Трехколесная схема с носовым колесом и двумя главными колесами | Трехколесная схема с хвостовым колесом и двумя главными колесами |
Четырехколесная схема с двумя главными и двумя хвостовыми колесами или с четырьмя главными колесами | Четырехколесная схема с двумя главными колесами и двумя носовыми колесами |
Колеса главных ног шасси делаются неориентирующимися, с тормозами. Тормоза менее мощные, чем у самолетов, т.к. вертолет при посадке в основном тормозит несущим винтом, а для разворотов при рулежке использует путевое управление. Тормоза на колесах главных ног шасси служат для сокращения длины пробега вертолета после посадки, фиксации вертолета на наклонной площадке и на палубе корабля.
4. КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВЫЕ СХЕМЫ ШАССИ
Конструктивно-силовые схемы шасси выбирают исходя из требований:
-
эксплуатационных (определение типа посадочного устройства шасси: колеса, лодка, поплавки, полозки и т.п.); -
компоновочных (зависят, в частности, от агрегата, воспринимающего нагрузки от шасси: фюзеляж, крыло).