Файл: Древняя Индия государство и право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древняя Индия: государство и право

Основными периодами в истории государства и права Древней Индии можно считать:

1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства (II половина II тысячелетия до нашей эры);

2. Рабовладельческое государство в долине Ганга и Инда (II тысячелетия до нашей эры - IV в. до нашей эры);

3. Централизованное государство Мауриев (IV-III в.в. до нашей эры);

4. Кризис и феодализация государства (III в. до нашей эры - IV в. нашей эры). На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т. е. 4-х сборников Вед (Ригведа, Самоведа, Яджирведа, Атхарваведа) религиозного содержания, свидетельствует о том, что одни делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они были военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции.

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства: финансовое ведомство; военное ведомство; ведомство публичных работ. Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им.

Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем. Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями. Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.Во главе каждого селения стоял 
староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность: сохранение общественного порядка; борьба с преступлениями. Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: ремесленно-промышленным производством; торговлей иностранцев; учетом населения города; регулированием торговли и порядком на торговых местах; торговлей текстильными изделиями; сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).

Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись религиозные деятели. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами. Наиболее известный из них сборник - Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы: религиозные предписания брахманов; нормы, регулирующие организацию государственной власти;нормы гражданского и уголовного законодательства.