Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Свердловской области

«Ирбитский гуманитарный колледж»

Программа подготовки специалистов среднего звена

40.02.01 Право и организация социального обеспечения


Документирование и оборот информации ограниченного доступа

Реферат



Подпись руководителя

____________/_______________

«___»__________________ 2021 г.


Петрова Анастасия Викторовна

Курс: 3

Группа:39-Ю

Форма обучения: очная

Руководитель: Новгородова Ю.С.


Ирбит

2021

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы документирования и оборота информации ограниченного доступа 6

1.1. Правовые основы об информации с ограниченным доступом 6

1.1.1. Информационные ресурсы по категориям доступа 8

1.1.2. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов 10

1.1.3. Доступ граждан и организаций к информации о них 11

1.2. Законы регулирующие разглашение информации с ограниченным доступом 12

1.2.1. Служебная тайна 16

1.2.2. Коммерческая тайна 17

1.3. Словарь понятий 20

Глава 2. Средства защиты информации ограниченным доступом 24

2.1. Административные средства защиты информации 25

2.2. Юридические средства защиты информации 25

2.3. Технические средства защиты информации 26

2.4. Локальные акты, регламентирующие деятельность с документами ограниченного доступа 32

Заключение 35

Список литературы 40

Приложение 1. 43

Приложение 2. 44

Приложение 3. 45

Приложение 4. 46


Введение


Конфиденциальная информация является важнейшей составляющей любых информационных отношений.

 В законодательстве Российской Федерации нет отдельного закона, определяющего конфиденциальность, но действует Указ Президента от 6 марта 1997 года № 188 (с изменениями 2015 года) об утверждении сведений конфиденциального характера. Кроме того, в ГОСТ 17799-2005 конфиденциальность определена, как "обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям". 27 июля 2006 года появился Федеральный закон Российской Федерации N 152-ФЗ «О персональных данных». Данный закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных. Также в рамках данного закона появилось следующее определение: Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Новшеством в
данном законе стало принуждение лиц, обрабатывающих персональные данные, использовать технические (криптографические) средства защиты информации при работе с персональными данными. Федеральным законом от 27.12.2009 N 363-ФЗ обязанность оператора по обработке персональных данных использовать для защиты персональных данных шифровальные (криптографические) средства отменена.

Вопрос о нормативно-правовой регламентации тайны также затронут Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», что является основанием выделения в науке соответствующего направления для исследования.

Также информация об отдельных видах конфиденциальной информации содержится в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона о персональных данных, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Актуальность темы реферата обусловлена теоретической значимостью вопросов, связанных с информационно-правовым регулированием порядка оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации.

Бундин М.В. рассматривал данную тему в своей научной статье. В статье анализируется существующее российское законодательство и правовая наука в части регулирования оборота информации с ограниченным доступом и обеспечения ее конфиденциальности. В российском законодательстве и правовой науке сложились разные подходы в понимании термина «тайна» и его использования в правовых текстах. Достаточно известным является понятие тайны, данное И.В. Смольковой, которая с содержательной стороны рассматривает её как «особым образом охраняемый законом блок секретной или конфиденциальной информации, (сведений) известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения служебных, профессиональных и иных обязанностей или отдельных поручений

, разглашение которой может нести юридическую ответственность».

Объектом исследования является конфиденциальная информация и документы, содержащие конфиденциальную информацию.

Цель работы- рассмотреть понятие информации ограниченного доступа и её виды, выявить особенности работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие об информации ограниченного доступа;

  2. Определить виды конфиденциальной информации;

  3. Изучить средства защиты информации с ограниченным доступом.

Методы исследования: рассмотрение ианализ нормативно-правовых документов и литературы.



Глава 1. Теоретические основы проблемы документирования и оборота информации ограниченного доступа


В Российской Федерации существует ряд законов о присвоении информации ограничения в ее доступе и ответственности за ее разглашение, прописанных в Уголовном и Административных кодексах (см. п.4;8 стр.40).

Документирование информации ограниченного доступа является важнейшей составной частью конфиденциального делопроизводства. Поскольку от количества, состава и правильности оформления конфиденциальных документов зависят качество и эффективность управленческой и производственной деятельности, достоверность и юридическая сила документов, трудоемкость их обработки и качество организации делопроизводства и документооборота, включая защищенный электронный документооборот, обмен электронными сообщениями.


1.1. Правовые основы об информации с ограниченным доступом


Главенствующая цель правового режима служебной тайны и персональных данных заключается в обеспечении защиты прав субъектов, которые предоставляют информацию конфиденциального характера в органы государственного управления, а также контроль за тем, как должностные лица реализуют право на ограничение информации, которая создается в данном органе в интересах государственного управления.
В последние годы активно продолжалось формироваться информационное законодательство, были приняты новые основополагающие законы. Правовым фундаментом, регулирующим отношения в области информации, в нынешнее время, является Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Также был принят унифицированный нормативно-правовой акт, создающий правовую основу обращения с персональными данными физических лиц - Федеральный закон Российской Федерации «О персональных данных» (см. п.13 стр.41).
Таблица 1

Анализ нормативно-правовых актов в сфере документирования и оборота информации ограниченного доступа

Наименование нормативно- правового документа

Кем и когда утвержден

Краткое содержание документа

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" 


Принят

Государственной Думой

8 июля 2006 года

Одобрен

Советом Федерации

14 июля 2006 года


149-ФЗ — главный закон об информации в России. Он определяет ключевые термины, например, говорит, что информация — это любые данные, сведения и сообщения, представляемые в любой форме. Также там описано, что такое сайт, электронное сообщение и поисковая система. Именно на этот закон и эти определения нужно ссылаться при составлении документов по информационной безопасности.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.


Федеральный закон "О персональных данных"

Принят

Государственной Думой

8 июля 2006 года

Одобрен

Советом Федерации

14 июля 2006 года


Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД). На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

Федеральный закон "О коммерческой тайне" 

Принят

Государственной Думой

9 июля 2004 года

Одобрен

Советом Федерации

15 июля 2004 года


Согласно Федеральному закону от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Закон РФ "О государственной тайне"

Принят Государственной Думой 21 июля 1993 года.

Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.



Таким образом, документирование и оборот информации ограниченного доступа производится на основании нормативно-правовых актов. Главным нормативным актом является Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует доступность информации, основные требования и ответственность за нарушение при работе с конфиденциальной информацией.

1.1.1. Информационные ресурсы по категориям доступа


1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (см. п.12 стр.41).

2. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (см. п.3 стр.40).

3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".