Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы документирования и оборота информации ограниченного доступа
1.1. Правовые основы об информации с ограниченным доступом
1.2. Законы регулирующие разглашение информации с ограниченным доступом
Глава 2. Средства защиты информации ограниченным доступом
2.1. Административные средства защиты информации
2.2. Юридические средства защиты информации
2.3. Технические средства защиты информации
2.4. Локальные акты, регламентирующие деятельность с документами ограниченного доступа
5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
Схема . 1. Схема системы информации ограниченного доступа
На данном рисунке представлена схема системы ограниченного доступа к информации, которая раскрывает категории конфиденциальной информации.
1.1.2. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов
Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом. Перечни информации и услуг по информационному обеспечению
, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.
Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций. Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.
1.1.3. Доступ граждан и организаций к информации о них
Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплектования информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего Федерального закона, имеют право бесплатно пользоваться этой информацией. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке (см. п.13 стр.41).
Таким образом, основными нормативными документами являются:
-
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; -
Федеральный закон «О персональных данных»; -
Федеральный закон «О коммерческой тайне»; -
Закон Российской Федерации «О государственной тайне»
1.2. Законы регулирующие разглашение информации с ограниченным доступом
Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. По вопросу, касающемуся порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233.)
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Сотрудники Управления без согласия обладателя конфиденциальной и служебной информации не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
Нарушения конфиденциальности информации сотрудниками Управления влекут за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По каждому факту выявленных нарушений в Управлении назначается служебная проверка.
Сотрудник Управления, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к конфиденциальной информации, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в его действиях состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.
В соответствии с п. "в" части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей, служебный контракт с государственным гражданским служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы.
В соответствии с частью 2 статьи 183 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, влечет уголовное наказание.
Под разглашением конфиденциальной и служебной информации понимается действие или бездействие, в результате которых данная информация в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится доступной третьим лицам без согласия владельца такой информации.
Незаконное использование сведений состоит в распоряжении ими любым способом - в их продаже, обмене на другую информацию или материальные ценности и др.
В соответствии со статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных и профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа.
Отдельно в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 13.11 Административного кодекса Российской Федерации) установлена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), а также за разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких (статья 17.13 Административного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем такой информации гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными служащими, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.
1.2.1. Служебная тайна
Категория "СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА" ранее применялась для обозначения сведений ведомственного характера с грифом "секретно" и за ее разглашение предусматривалась уголовная ответственность. В настоящее время эта категория из Уголовного кодекса изъята и в прежнем ее понимании из правового поля исчезла в связи с принятием в июле 1993 года Закона "О государственной тайне" по двум причинам: