Файл: Равовые основы усыновления (удочерения) сирот и детей оставшихся без попечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Автор работы анализирует и допускает, что в 38 статье Конституции РФ закреплено - семья в Российской Федерации находится под защитой государства. Семьи должны быть стабильными, полными, материально обеспеченными и духовно богатыми - в этом должно быть заинтересовано, как государство, так и общество. В последние годы увеличивается количество детей, которые лишены семьи, родительского попечения и заботы и этот показатель увеличивается с каждым годом. Как показывает статистика, 30 лет назад было выявлено и учтено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, а буквально в течение следующих пяти лет это число увеличилось и достигло показателя 123 200, а еще в последующие 5 лет он достиг отметки 132 900 детей. что вызывает тревогу и показывает актуальность заявленной темы: “Правовые основы усыновления (удочерения) сирот и детей оставшихся без попечения”
Согласно положения провозглашенного Конвенцией ООН о правах ребенка устанавлена приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Среди форм семейного воспитания детей- сирот законодатель отводит важную роль усыновлению( удочерению). Такое усыновление применяется довольно редко. В 2006 г. из общего числа устроенных детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление было передано только 7 детей, что крайне мало. Преимущественной формой устройства детей, как и в предыдущие годы, являлась опека ( попечительство) Усыновление, всего скорее, никогда не сравняется с опекой, так как опека намного проще и осуществляется чаще близкими родственниками. Такой гигантский разрыв между ними не должен существовать. а для этого необходимо разобраться в причинах малого числа усыновителей.
- неэффективная деятельност органов опеки и попечительства;
- несовершенство действующегозаконодательства;
- противоречивость судебной практики;
- процедурные нарушения при рассмотрении дел об усыновлении, в связи с чем возникла насущная необходимость исследования юридических отношений, возникающих в связи и по поводу усыновления детей, результатом которого явилась бы выработка научно обоснованных рекомендаций и предложений, имеющих практическое значение для разрешения указанных проблем.
Проанализировав причины. можно сделать вывод: процедура усыновления не всегда вызвана интересами ребенка. Эти проблемы подтверждают актуальность проведенного исследования.
На федеральном уровне усыновление, опека и попечительство, приемная семья и учреждение стали традиционными формами устройства осиротевших детей. Эта действительность сказывается и препятствует устройству детей в форме усыновления, которая признается всем мировым сообществом Можно сказать, что усыновление- сложный правовой институт. Судьба ребенка будет во многом зависет от правильного выбора усыновителя, семьи, в которую попадает ребенок., ведь семья имеет приоритетное значение в интересах ребенка.
Объект исследования - правоотношения по усыновлению детей, как комплексный социально- правовой институт.
Предмет - правовое регулирование отношений порождаемых усыновлением( удочерением) детей в России.
Цель проекта: исследование усыновления, как правовой формы устройства детей в семью. и выработка рекоменендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - выявить в чем правововая сущность усыновления, цели, задачи функции усыновления;
- определелить место усыновления в системе юридических форм устройства детей в семью;
- исследовать усыновление, как совокупность юридических фактов, порождающих семейные правоотношения;
- определить правовые последствия, вызываемые усыновлением;
- изучить условия усыновления и их правового закрепления;
- выявить особенности международного усыновления.
Методы исследования: историко - правовой метод;формально - юридический;сравнительно - правовой;социологический
Базу исследования составили нормативно правовые акты Российской Федерации, иностранных государств, международные договора, регулирующие вопросы усыновления. Изучен институт развития усыновления.
В основу проекта положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права Антокольской, А. Азизовой, Б. Антимонова, Н. Борисовой, Я. Веберса, Е. Ворожейкина, З. Ворониной, А. Гойхбарга, К. Граве, Л. Звягинцевой, В. Забродиной, М. Ершовой, И. Иоффе, О. Косовой, Ю.
Структура и объем состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованных источников.
1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)
1.1 Понятие и значение усыновления
Попечение над ребенком осуществляют лица, заменяющие родителей при отсутствии таковых. При отсутствии лиц, заменяющих родителей, независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. По содержанию родительское попечение - широкое понятие.
Если ребенок не имеет родителей (умерли. погибли), а так же дети у которых родители признаны безвестно отсутствующими либо недееспособными относятся к категории детей утративших попечение родителей. Отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, нет состава правонарушения
В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. но тем не менее ребенок все равно нуждается в правовой зашите. Гарантом социальной защищенности таких детей должно стать государство и общество. Необходимо обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде.
Необходима система мер, правовых гарантий, направленных на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их прав.
Для решения этих проблем в России необходимо создание института Уполномоченного по правам ребенка. Идея создания в РФ такого института обусловлена тяжелым положением детей в обществе, объективной необходимостью защиты их прав и интересов.
Уполномоченный при Президенте Россиийской Федерации по правам ребенка Львова-Белова Мария Алексеевна разделяет идею создания не только указанного института, но и системы ювенальных судов, которые позволили бы более эффективно защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних. Исходя из своего опыта, воспитав 10 детей она считает, что необходимо развивать систему ювенальных судов, позволяющих рассматривать дела в отношении ребенка в ситуации опасности, а не когда ребенок уже совершил преступление. Таким образом, будет реализована превентивная функция такого суда.
Необходимо укреплять в сознании общественности идею об устройстве ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности и только через 10 лет заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов ...»
Сегодня семейные формы устройства стали получать государственную поддержку, а это отвечает интересам самих детей. Это выгодно в том числе и обществу в целом, так как не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание. Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.
Согласно анализа статистических данных соотношение количества детей, переданных в семьи граждан за последние 5 лет, остается практически неизменным. В детские дома помещается от 25 до 30% выявленных детей, а в семьи граждан - до 70% детей, оставшихся без попечения родителей.
В субъектах РФ появились новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы.
Формы семейного устройства, наряду с заботой о ребенке преследуют и другие самостоятельные цели, такие как удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка.
При выборе формы защиты интересов ребенка необходимо учитывать , также причины утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.
Предпочтение какой-либо формы устройства ребенка определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития детей, специфики и возможностей охраны детства в детском учреждении или семье.
Общение родителей и детей остается одной из самых насущных потребностей человека., как эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Что значит для ребенка иметь родителей? Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру.
Следовательно. устройство в семью предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении. Именно семья, принимающая ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеет больше возможностей для ухода за ним, его лечения.
Закрепив приоритет семейного воспитания в законе (ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка; п. 3 ст. 1, ст. 123 СК РФ),государство обязано обеспечить его реализацию.
Вопрос о юридической защите детей приобрел особую актуальность сегодня в связи с непрекращающимися вооруженными конфликтами.
Что представляет собой усыновление как одна из наиболее привлекательных форм устройства детей?
Семейно-правовая литература не позволяет сделать вывод об однозначном понятии усыновления. КоБС РСФСР не содержит легального определения понятия усыновления Нет четкого ответа на вопрос, что такое усыновление. В литературе советского периода. чаще усыновление именовали как акт усыновления. Не было глубоких исследований , четких аргументов и выводов о содержании понятия усыновления. Выводы советских ученых с современных теоретических позиций гласят, что усыновление понималось, во-первых, как юридический факт («акт усыновления»), во-вторых, как институт семейного права и, в-третьих, как правоотношение. Советские ученые проводили различие между этими понятиями. Такой подход к определению усыновления отличался односторонностью, отсутствием комплексного исследования такого многогранного, многозначного явления, как усыновление. Более того, представляется, что не может быть единственного понятия усыновления в принципе, поскольку в нем невозможно отразить все аспекты и многообразную правовую природу.
Современные авторы используют такие термины, как «акт усыновления», но допускают смешение терминов «акт усыновления» и «правовой институт». Так, Г.В. Арутюнян приходит к выводу, что «усыновление представляет собой правовой институт ... и таким образом усыновление есть акт, направленный на возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона». Представляется, что такое совмещение терминов недопустимо.