Файл: Программа формирования универсальных учебных действий для ооп ооо по фгос2021 и фоп пояснительная записка Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) обучающихся на уровне ооо в мбоу Средняя школа 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности

С целью формирования УУД на уровне ООО в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска организована учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся (далее — УИПД).

Организация УИПД обеспечивает формирование у обучающихся опыта применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми.

УИПД обучающихся сориентирована на формирование и развитие у школьников научного способа мышления, устойчивого познавательного интереса, готовности к постоянному саморазвитию и самообразованию, способности к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально значимых проблем.

УИПД в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска осуществляется обучающимися индивидуально и коллективно (в составе малых групп, класса).

Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых обучающимися МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска в рамках урочной и внеурочной деятельности, являются важнейшими показателями уровня сформированности у школьников комплекса познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, исследовательских и проектных компетенций, предметных и междисциплинарных знаний. В ходе оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности универсальные учебные действия оцениваются на протяжении всего процесса их формирования.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска обеспечивает возможность включения всех обучающихся в УИПД.

С учетом вероятности возникновения особых условий организации образовательного процесса (сложные погодные условия и эпидемиологическая обстановка; удаленность школы от места проживания обучающихся; возникшие у обучающегося проблемы со здоровьем; выбор обучающимся индивидуальной траектории или заочной формы обучения) УИПД может быть реализована в дистанционном формате.

УИПД на уровне ООО в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска реализуется в соответствии с Положением об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска.


2.1. Особенности реализации учебно-исследовательской деятельности

Особенность учебно-исследовательской деятельности (УИД) состоит в том, что она нацелена на решение обучающимися познавательной проблемы, носит теоретический характер, ориентирована на получение обучающимися субъективно нового знания (ранее неизвестного или мало известного), на организацию его теоретической опытно-экспериментальной проверки.

УИД направлена на решение следующих педагогических задач:

  • формирование и развитие у школьников навыков поиска ответов на проблемные вопросы, предполагающие не использование имеющихся у школьников знаний, а получение новых посредством размышлений, рассуждений, предположений, экспериментирования;

  • овладение обучающимися основными научно-исследовательскими умениями (умения формулировать гипотезу и прогноз, планировать и осуществлять анализ, опыт и эксперимент, делать обобщения и формулировать выводы на основе анализа полученных данных).

Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

УИД обучающихся включает в себя ряд этапов:

  • обоснование актуальности исследования;

  • планирование (проектирование) исследовательских работ (выдвижение гипотезы, постановка цели и задач), выбор необходимых средств (инструментария);

  • собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ, проверка гипотезы;

  • описание процесса исследования, оформление результатов учебно-исследовательской деятельности в виде конечного продукта;

  • представление результатов исследования, где в любое исследование может быть включена прикладная составляющая в виде предложений и рекомендаций относительно того, как полученные в ходе исследования новые знания могут быть применены на практике.

2.1.1. Особенность организации УИД обучающихся в рамках урочной деятельности

УИД обучающихся в рамках урочной деятельности осуществляется в учебное время, которое специально выделено на организацию полноценной исследовательской работы в классе и в рамках выполнения домашних заданий.

С учетом того, что учебное время крайне ограничено и ориентировано в первую очередь на реализацию задач предметного обучения, УИД обучающихся в урочное время в ГБОУ «Средняя школа № 1» включает два основных направления исследований:



  • предметные учебные исследования;

  • междисциплинарные учебные исследования.

Предметные учебные исследования нацелены на решение задач, связанных с освоением содержания одного учебного предмета.

Междисциплинарные учебные исследования ориентированы на интеграцию различных областей знания об окружающем мире, изучаемых на нескольких учебных предметах.

УИД в рамках урочной деятельности выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов (курсов) в любой избранной области учебной деятельности в индивидуальном или групповом форматах.

В рамках урочной деятельности в школе реализуются следующие формы организации исследовательской деятельности обучающихся:

  • урок-исследование;

  • урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском ключе;

  • урок-эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов);

  • урок-консультация;

  • мини-исследование в рамках домашнего задания.

Формами представления итогов учебных исследований обучающихся являются:

  • доклад, реферат;

  • статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований по различным предметным областям.

2.1.2. Особенность организации УИД обучающихсяв рамках внеурочной деятельности

В рамках внеурочной деятельности имеется достаточно времени на организацию и проведение развернутого и полноценного исследования.

В рамках внеурочной деятельности обучающиеся осуществляют учебные исследования по следующим направлениям:

  • социально-гуманитарное;

  • филологическое;

  • естественно-научное;

  • информационно-технологическое;

  • междисциплинарное.

Основными формами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время являются:

  • конференция, семинар, дискуссия, диспут; брифинг, интервью, телемост;

  • исследовательская практика, образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии;

  • научно-исследовательское общество учащихся.

Для представления итогов учебно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время используются следующие формы предъявления результатов:


  • письменная исследовательская работа (эссе, доклад, реферат);

  • статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов, исследований по различным предметным областям.

2.1.3. Оценивание результатов УИД обучающихся

Основными критериями оценивания учебного исследования является то, насколько доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько полно и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи, гипотеза.

Оценка результатов УИД учитывает, насколько обучающимся в рамках проведения исследования удалось продемонстрировать базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

2.2. Особенности реализации проектной деятельности

Проектная деятельность обучающихся (ПД) нацелена на получение конкретного результата (далее — продукта) с учетом заранее заданных требований и запланированных ресурсов. ПД имеет прикладной характер и ориентирована на поиск, нахождение обучающимися практического средства (инструмента) для решения жизненной, социально-значимой или познавательной проблемы.

Проектные задачи нацелены на формирование и развитие у обучающихся умений:

  • определять оптимальный путь решения проблемного вопроса, прогнозировать проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»;

  • максимально использовать для создания проектного «продукта» имеющиеся знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности — производить поиск и отбор необходимых знаний и методов (причем не только научных).


Проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать (сконструировать, смоделировать, изготовить и другие действия), чтобы решить реально существующую или потенциально значимую проблему?».

2.2.1. Особенность организации ПД обучающихся в рамках урочной деятельности

Проектная деятельность обучающихся в урочное время реализуется по двум направлениям:

  • предметные проекты;

  • метапредметные проекты.

Предметные проекты нацелены на решение задач предметного обучения. Метапредметные проекты сориентированы на решение прикладных проблем, связанных с задачами жизненно-практического, социального характера и выходящих за рамки содержания предметного обучения.

Проектная деятельность обучающихся реализуется в следующих формах:

  • монопроект (использование содержания одного предмета);

  • межпредметный проект (использование интегрированного знания и способов учебной деятельности различных предметов);

  • метапроект (использование областей знания и методов деятельности, выходящих за рамки предметного обучения).

Основными формами представления итогов проектной деятельности, проводимой в урочное время, являются:

  • материальный объект, макет, конструкторское изделие;

  • отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).

При недостаточности времени на реализацию полноценного проекта на уроке педагоги МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска используют на уроках учебные задачи, которые нацеливают обучающихся на решение следующих практико-ориентированных проблем:

  • Какое средство поможет в решении проблемы... (опишите, объясните)?

  • Каким должно быть средство для решения проблемы... (опишите, смоделируйте)?

  • Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)?

  • Как выглядело... (опишите, реконструируйте)?

  • Как будет выглядеть... (опишите, спрогнозируйте)?

2.2.2. Особенность организации ПД обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время осуществляется по следующим направлениям:

  • гуманитарное;

  • естественно-научное;

  • социально-ориентированное;

  • инженерно-техническое;

  • художественно-творческое;

  • спортивно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое.

Основными формами организации проектной деятельности обучающихся во внеурочное время являются:

  • творческие мастерские;

  • экспериментальные лаборатории;

  • конструкторское бюро;

  • проектные недели;

  • практикумы.