Файл: Программа формирования универсальных учебных действий для ооп ооо по фгос2021 и фоп пояснительная записка Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) обучающихся на уровне ооо в мбоу Средняя школа 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности
С целью формирования УУД на уровне ООО в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска организована учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся (далее — УИПД).
Организация УИПД обеспечивает формирование у обучающихся опыта применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми.
УИПД обучающихся сориентирована на формирование и развитие у школьников научного способа мышления, устойчивого познавательного интереса, готовности к постоянному саморазвитию и самообразованию, способности к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально значимых проблем.
УИПД в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска осуществляется обучающимися индивидуально и коллективно (в составе малых групп, класса).
Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых обучающимися МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска в рамках урочной и внеурочной деятельности, являются важнейшими показателями уровня сформированности у школьников комплекса познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, исследовательских и проектных компетенций, предметных и междисциплинарных знаний. В ходе оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности универсальные учебные действия оцениваются на протяжении всего процесса их формирования.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска обеспечивает возможность включения всех обучающихся в УИПД.
С учетом вероятности возникновения особых условий организации образовательного процесса (сложные погодные условия и эпидемиологическая обстановка; удаленность школы от места проживания обучающихся; возникшие у обучающегося проблемы со здоровьем; выбор обучающимся индивидуальной траектории или заочной формы обучения) УИПД может быть реализована в дистанционном формате.
УИПД на уровне ООО в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска реализуется в соответствии с Положением об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска.
2.1. Особенности реализации учебно-исследовательской деятельности
Особенность учебно-исследовательской деятельности (УИД) состоит в том, что она нацелена на решение обучающимися познавательной проблемы, носит теоретический характер, ориентирована на получение обучающимися субъективно нового знания (ранее неизвестного или мало известного), на организацию его теоретической опытно-экспериментальной проверки.
УИД направлена на решение следующих педагогических задач:
-
формирование и развитие у школьников навыков поиска ответов на проблемные вопросы, предполагающие не использование имеющихся у школьников знаний, а получение новых посредством размышлений, рассуждений, предположений, экспериментирования; -
овладение обучающимися основными научно-исследовательскими умениями (умения формулировать гипотезу и прогноз, планировать и осуществлять анализ, опыт и эксперимент, делать обобщения и формулировать выводы на основе анализа полученных данных).
Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
УИД обучающихся включает в себя ряд этапов:
-
обоснование актуальности исследования; -
планирование (проектирование) исследовательских работ (выдвижение гипотезы, постановка цели и задач), выбор необходимых средств (инструментария); -
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ, проверка гипотезы; -
описание процесса исследования, оформление результатов учебно-исследовательской деятельности в виде конечного продукта; -
представление результатов исследования, где в любое исследование может быть включена прикладная составляющая в виде предложений и рекомендаций относительно того, как полученные в ходе исследования новые знания могут быть применены на практике.
2.1.1. Особенность организации УИД обучающихся в рамках урочной деятельности
УИД обучающихся в рамках урочной деятельности осуществляется в учебное время, которое специально выделено на организацию полноценной исследовательской работы в классе и в рамках выполнения домашних заданий.
С учетом того, что учебное время крайне ограничено и ориентировано в первую очередь на реализацию задач предметного обучения, УИД обучающихся в урочное время в ГБОУ «Средняя школа № 1» включает два основных направления исследований:
-
предметные учебные исследования; -
междисциплинарные учебные исследования.
Предметные учебные исследования нацелены на решение задач, связанных с освоением содержания одного учебного предмета.
Междисциплинарные учебные исследования ориентированы на интеграцию различных областей знания об окружающем мире, изучаемых на нескольких учебных предметах.
УИД в рамках урочной деятельности выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов (курсов) в любой избранной области учебной деятельности в индивидуальном или групповом форматах.
В рамках урочной деятельности в школе реализуются следующие формы организации исследовательской деятельности обучающихся:
-
урок-исследование; -
урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском ключе; -
урок-эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов); -
урок-консультация; -
мини-исследование в рамках домашнего задания.
Формами представления итогов учебных исследований обучающихся являются:
-
доклад, реферат; -
статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований по различным предметным областям.
2.1.2. Особенность организации УИД обучающихсяв рамках внеурочной деятельности
В рамках внеурочной деятельности имеется достаточно времени на организацию и проведение развернутого и полноценного исследования.
В рамках внеурочной деятельности обучающиеся осуществляют учебные исследования по следующим направлениям:
-
социально-гуманитарное; -
филологическое; -
естественно-научное; -
информационно-технологическое; -
междисциплинарное.
Основными формами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время являются:
-
конференция, семинар, дискуссия, диспут; брифинг, интервью, телемост; -
исследовательская практика, образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии; -
научно-исследовательское общество учащихся.
Для представления итогов учебно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время используются следующие формы предъявления результатов:
-
письменная исследовательская работа (эссе, доклад, реферат); -
статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов, исследований по различным предметным областям.
2.1.3. Оценивание результатов УИД обучающихся
Основными критериями оценивания учебного исследования является то, насколько доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько полно и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи, гипотеза.
Оценка результатов УИД учитывает, насколько обучающимся в рамках проведения исследования удалось продемонстрировать базовые исследовательские действия:
-
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; -
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; -
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; -
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование; -
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); -
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; -
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
2.2. Особенности реализации проектной деятельности
Проектная деятельность обучающихся (ПД) нацелена на получение конкретного результата (далее — продукта) с учетом заранее заданных требований и запланированных ресурсов. ПД имеет прикладной характер и ориентирована на поиск, нахождение обучающимися практического средства (инструмента) для решения жизненной, социально-значимой или познавательной проблемы.
Проектные задачи нацелены на формирование и развитие у обучающихся умений:
-
определять оптимальный путь решения проблемного вопроса, прогнозировать проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»; -
максимально использовать для создания проектного «продукта» имеющиеся знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности — производить поиск и отбор необходимых знаний и методов (причем не только научных).
Проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать (сконструировать, смоделировать, изготовить и другие действия), чтобы решить реально существующую или потенциально значимую проблему?».
2.2.1. Особенность организации ПД обучающихся в рамках урочной деятельности
Проектная деятельность обучающихся в урочное время реализуется по двум направлениям:
-
предметные проекты; -
метапредметные проекты.
Предметные проекты нацелены на решение задач предметного обучения. Метапредметные проекты сориентированы на решение прикладных проблем, связанных с задачами жизненно-практического, социального характера и выходящих за рамки содержания предметного обучения.
Проектная деятельность обучающихся реализуется в следующих формах:
-
монопроект (использование содержания одного предмета); -
межпредметный проект (использование интегрированного знания и способов учебной деятельности различных предметов); -
метапроект (использование областей знания и методов деятельности, выходящих за рамки предметного обучения).
Основными формами представления итогов проектной деятельности, проводимой в урочное время, являются:
-
материальный объект, макет, конструкторское изделие; -
отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).
При недостаточности времени на реализацию полноценного проекта на уроке педагоги МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска используют на уроках учебные задачи, которые нацеливают обучающихся на решение следующих практико-ориентированных проблем:
-
Какое средство поможет в решении проблемы... (опишите, объясните)? -
Каким должно быть средство для решения проблемы... (опишите, смоделируйте)? -
Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)? -
Как выглядело... (опишите, реконструируйте)? -
Как будет выглядеть... (опишите, спрогнозируйте)?
2.2.2. Особенность организации ПД обучающихся в рамках внеурочной деятельности
Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время осуществляется по следующим направлениям:
-
гуманитарное; -
естественно-научное; -
социально-ориентированное; -
инженерно-техническое; -
художественно-творческое; -
спортивно-оздоровительное; -
туристско-краеведческое.
Основными формами организации проектной деятельности обучающихся во внеурочное время являются:
-
творческие мастерские; -
экспериментальные лаборатории; -
конструкторское бюро; -
проектные недели; -
практикумы.