Файл: Программа формирования универсальных учебных действий для ооп ооо по фгос2021 и фоп пояснительная записка Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) обучающихся на уровне ооо в мбоу Средняя школа 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для представления итогов проектной деятельности обучающихся во внеурочное время используются следующие формы предъявления результатов:
-
материальный продукт (объект, макет, конструкторское изделие и др.); -
медийный продукт (плакат, газета, журнал, рекламная продукция, фильм и др.); -
публичное мероприятие (образовательное событие, социальное мероприятие (акция), театральная постановка и др.); -
отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).
2.2.3. Оценивание результатов ПД обучающихся
Основными критериями оценивания учебного проекта является то, насколько практичен полученный результат, то есть насколько эффективно этот результат (техническое устройство, программный продукт, инженерная конструкция и др.) помогает решить заявленную проблему.
В ходе оценки учитывается, насколько обучающемуся удалось продемонстрировать базовые проектные действия:
-
понимание проблемы, связанных с нею цели и задач; -
умение определить оптимальный путь решения проблемы; -
умение планировать и работать по плану; -
умение реализовать проектный замысел и оформить его в виде реального «продукта»; -
умение осуществлять самооценку деятельности и результата, взаимооценку деятельности в группе.
Оценивание ПД происходит в рамках публичной презентации проекта. В процессе публичной презентации оценивается:
-
качество защиты проекта (четкость и ясность изложения задачи; убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и оригинальность); -
качество наглядного представления проекта (использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации); -
качество письменного текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность изложения); -
уровень коммуникативных умений (умение отвечать на поставленные вопросы, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии).
3. Организационный раздел
3.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы формирования УУД
С целью разработки и реализации программы формирования УУД в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска создается рабочая группа.
Рабочая группа реализует свою деятельность по следующим направлениям:
-
разработка плана координации деятельности учителей-предметников, направленной на формирование УУД на основе ФОП и ФРП, выделение общих для всех предметов планируемых результатов в овладении познавательными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями; определение образовательной предметности, которая может быть положена в основу работы по развитию УУД; -
определение способов межпредметной интеграции, обеспечивающей достижение данных результатов (междисциплинарный модуль, интегративные уроки и др.); -
определение этапов и форм постепенного усложнения деятельности учащихся по овладению УУД; -
разработка общего алгоритма (технологической схемы) урока, имеющего два целевых фокуса (предметный и метапредметный); -
разработка основных подходов к конструированию задач на применение УУД; конкретизация основных подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; -
разработка основных подходов к организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; -
разработка комплекса мер по организации системы оценки деятельности образовательной организации по формированию и развитию УУД у обучающихся; -
разработка методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД; -
организация и проведение серии семинаров с учителями, работающими на уровне начального общего образования, в целях реализации принципа преемственности в плане развития УУД; -
организация и проведение систематических консультаций с педагогами-предметниками по проблемам, связанным с развитием УУД в образовательном процессе; -
организация и проведение методических семинаров с педагогами-предметниками и педагогами-психологами по анализу и способам минимизации рисков развития УУД у обучающихся; -
организация разъяснительной (просветительской работы) с родителями по проблемам развития УУД у обучающихся; -
организация отражения аналитических материалов о результатах работы по формированию УУД у обучающихся на сайте МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска.
План действий рабочей группы по разработке программы формирования УУД
Этап | Действия |
Подготовительный | Провести аналитическую работу:
|
Основной | Разработка общей стратегии развития УУД, организации и механизма реализации задач программы. Подготовка описания специальных требований к условиям реализации программы развития УУД |
Заключительный | Обсуждение хода реализации программы на методических семинарах с привлечением внешних консультантов из других образовательных, научных, социальных организаций |
3.2. Основные подходы к формированию УУД на уроках
УУД | Формы организации деятельности по формированию УУД | Основные виды деятельности, обеспечивающие формирование УУД |
Познавательные | ||
Базовые логические действия | Уроки по предметам; внеурочные занятия; кружки; участие в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях; <...> | Анализ текста; сравнение объектов; создание сравнительных таблиц; решение уравнений; применение формул; применение понятий для решения учебных задач; применение знания предмета для решения задач из других предметов; <...> |
Базовые исследовательские действия | Интегративные межпредметные проекты в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности; школьные и внешкольные конференции; <...> | Выявление противоречий; построение гипотез; проведение эксперимента; обобщение данных, полученных в ходе эксперимента; <...> |
Работа с информацией | Уроки по предметам; внеурочные занятия; интегративные межпредметные проекты в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности; <...> | Создание и редактирование текстов; поиск и анализ информации в Интернете; создание и редактирование электронных таблиц; использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; создание и редактирование презентаций; <...> |
Коммуникативные | ||
Общение | Уроки по предметам; внеурочные занятия; кружки; внеурочные и внешкольные активности; <...> | Выступление с докладом, сообщением; участие в диалогах и дискуссиях; участие в дебатах; участие в конференциях; сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем; <...> |
Совместная деятельность | Уроки по предметам; внеурочные занятия; интегративные межпредметные проекты в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности; внеурочные и внешкольные активности; <...> | Работа в группах, в парах; подготовка группового проекта; подготовка образовательных событий; участие в самоуправлении; <...> |
Регулятивные | ||
Самоорганизация | Уроки по предметам; внеурочные занятия; интегративные межпредметные проекты в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности; <...> | Планирование работы; выбор способа решения учебной задачи; составление алгоритма действий; <...> |
Самоконтроль | Уроки по предметам; внеурочные занятия; интегративные межпредметные проекты в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности; внеурочные и внешкольные активности; <...> | Рефлексия на уроках; рефлексия на внеурочных занятиях; самооценка выполнения проекта; анализ ошибок; оценка, самооценка и взаимооценка при работе в группах и парах; <...> |
Эмоциональный интеллект | Уроки по предметам; внеурочные занятия; внеурочные и внешкольные активности; <...> | Анализ действий литературных героев; анализ эмоций литературных героев; участие в театральных постановках; обсуждение спектаклей и кинофильмов; <...> |
Принятие себя и других | Интегративные межпредметные проекты в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности; внеурочные и внешкольные активности; <...> | Принятие мнения другого человека; признание права на ошибку; <...> |
3.3. Методические условия реализации программы формирования УУД обучающихся
Обязательным условием успешного формирования УУД обучающихся является создание методически единого пространства внутри школы как во время уроков, так и вне их. С этой целью в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска сформирован план мероприятий по созданию единого методического пространства формирования УУД на уровне ООО.
План мероприятий по созданию единого методического пространства формирования УУД на уровне ООО
Мероприятие | Содержание | Сроки | Ответственный |
Методический семинар с учителями, работающими на уровне начального общего образования | Обсудить возможности и механизмы реализации принципа преемственности в плане формирования УУД в начальной школе и на уровне ООО | Сентябрь | Заместитель директора по УВР |
Консультации с педагогами-предметниками | Обсуждение проблем, связанных с развитием УУД в образовательном процессе по учебному предмету | В течение учебного года | Заместитель директора по УВР; руководители ШМО |
Методические семинары для педагогов-предметников | Анализ и способы минимизации рисков формирования УУД у обучающихся на уровне ООО | В течение учебного года | Заместитель директора по УВР; руководители ШМО; педагог-психолог |
<...> | <...> | <...> | <...> |
3.4. Кадровые условия реализации программы формирования УУД
Педагогические кадры МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска имеют необходимый уровень подготовки для реализации программы формирования УУД на уровне ООО.
Компетенции педагогов | Владеют компетенцией, чел. | Запланирована работа по формированию данной компетенции, чел. |
Владеют представлениями о возрастных особенностях учащихся основной школы | 33 | 2 |
Прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по реализации ФГОС ООО третьего поколения и ФРП | 32 | 3 |
Участвовали в разработке программы формирования УУД | 30 | 5 |
Участвовали во внутришкольном семинаре, посвященном особенностям реализации программы формирования УУД по ФГОС ООО-2021 и ФОП | 31 | 4 |
Умеют строить образовательный процесс в рамках учебного предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных УУД | 31 | 4 |
Осуществляют формирование УУД в рамках проектной, исследовательской деятельностей | 30 | 5 |
Владеют навыками формирующего оценивания | 30 | 5 |
Владеют навыками критериальнго оценивания | 28 | 7 |
Владеют навыками тьюторского сопровождения обучающихся | 10 | 25 |
Умеют применять диагностический инструментарий для оценки качества формирования УУД как в рамках предметной, так и внепредметной деятельности | 31 | 4 |
<...> | <...> | <...> |
3.5. Материально-технические условия реализации программы формирования УУД
В МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска созданы материально-технические условия, которые обеспечивают реализацию программы формирования УУД и достижение обучающимися метапредметных результатов освоения ООП ООО, требования к которым установлены ФГОС.
Условие реализации программы | Отметка о соответствии | Примечание |
Кабинеты по предметным областям оснащены комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального оборудования, обеспечивающих развитие УУД в соответствии с ООП ООО: | | |
| соответствует | |
| соответствует | |
| соответствует | |
| не соответствует | модернизация запланирована на III квартал 2023 года |
Кабинеты естественно-научного цикла оборудованы комплектами специального лабораторного оборудования, обеспечивающего проведение лабораторных работ и опытно-экспериментальной деятельности: | | |
| соответствует | |
| соответствует | |
| соответствует | |
Информационно-образовательная среда школы обеспечивает: | | |
| соответствует | |
| соответствует | |
Обучающимся обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее — ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР | соответствует | |
<...> | <...> | <...> |