Файл: На рубеже xixxx вв роль науки в обществе стала существенно меняться.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 6549
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 20 -х гг. была открыта еще одна группа гормонов – стероидные гормоны. В 1929 г. Адольф Бутенандт в Германии и Эдуард Дойзи в США независимо друг от друга выделили кристаллическое вещество, оказывающее воздействие на половые функции. Его сначала назвали фолликулином, а затем эстроном. Было показано, что это не единственное вещество подобного рода, а представитель целой группы соединений. Бутенандт в 1932 г. доказал, что они относятся к группе стероидов. А затем он и независимо от него швейцарский ученый Леопольд Ружичка открыли и исследовали первый мужской половой гормон – андростерон. Было изучено строение этих веществ и их быстро научились синтезировать.
В годы войны в Англии молодой химик Фредерик Сенгер поставил перед собой задачу расшифровать строение самого знаменитого гормона – инсулина. Для химика эта задача была особенно интересна, так как инсулин был самым маленьким по размерам белком. Строение же белков было одним из самых увлекательных секретов природы. Однако оказалось, что простота инсулина – кажущаяся. Это оказался не простой белок, а сложный состоящий из двух полипептидных цепочек. Но Сенгер преодолел все трудности и в 1956 г. опубликовал первую точную формулу природного индивидуального белка – инсулина. В 1958 г. получил за эту Нобелевскую премию. Успех вдохновил его на изучение строения других не менее важных и таинственных природных веществ – нуклеиновых кислот, носителей биологической информации. К концу 70 -х гг. он решил и эту задачу и в 1980 г. получил вторую Нобелевскую премию по химии – став единственным человеком, дважды награжденным Нобелевской премией по химии
Исследования кристаллических ферментов привели еще к одному открытию, которое имело исключительный значение для развития медицинской науки. В 20 -30 -х гг. американский вирусолог Уэнделл Мередит Стэнли (19041961 гг. ) завершил исследования русского физиолога растений Дмитрий Иосифовича Ивановского (1864 -1920 гг. ), открывшего в 1891 г. вирусы. Стэнли попытался метод кристаллизации ферментов применить для выделения столь же микроскопических вирусов. Это ему удалось. В 1932 г. он выделил вирус табачной мозаики, открытый Ивановским а затем вирус полиомиелита. Это открытие показало, что вирусы имеют белковую природу, также как и ферменты, и занимают как бы промежуточное положение между миром живых организмов и неживых химических соединений.
Достижения органической химии, прежде всего создания методов органического синтеза, привело к поискам синтетических лекарств. П. Эрлих мечтал о “магической пуле”, которая поражала бы возбудителя болезни, не причиняя вреда человеку. Эрлих настойчиво искал средства против бледной спирохеты – возбудителя сифилиса. Он исследовал множество синтетических соединений, и только 606 -й по счету препарат обладал лечебным эффектом. Это было соединение, содержащее мышьяк, получило название “сальварсан”. Этот успех Эрлиха положил начало полным энтузиазма поискам новых синтетических лекарственных препаратов.
В 1933 г. начался новый этап в развитии химиотерапии. Немецкий химик Герхард Домагк синтезировал пронтозил, у нас он был известен как красный стрептоцид – вещества, которое избирательно действовало на обмен веществ микроорганизмов, убивая их. Это было первое антибактериальное вещество, давшее начало многочисленным препаратам, известным сейчас каждому: сульфамидам или сульфаниламидам. Это была революция в медицине – было доказано, что могут существовать вещества, убивающие болезнетворных микробов. Пронтозил был успешно опробован на одной из самых неприятных их разновидностей – гемолитическом стрептококке. Это было спасение от множества болезней.
Окончательно успехи химиотерапии были закреплены открытием антибиотиков. Давно было известно явление антагонизма между различными микроорганизмами. Явно, что этот антагонизм был обусловлен какими-то веществами, выделяемыми, например, грибками, которые убивают или подавляют рост других грибков или микроорганизмов. Но выделить эти вещества долго не удавалось. Успех пришел случайно в 1928 г. к английскому микробиологу Александру Флемингу. Он изучал лизоцим – фермент содержащийся в слезах, слюне, некоторых тканях. Он обладал способностью растворять (лизировать) бактерии. Во время опытов, пересевая стафилококки, Флеминг заметил, что их рост был подавлен там, где проросла плесень грибка пеницилла. Флеминг стал выращивать зеленую плесень и обнаружил, что она выделяет в культуральную жидкость сильно действующее антибиотическое вещество, убивающее бактерии даже при очень большом разведении. В 1929 г. Флеминг описал использование пенициллина для очистки гноящихся ран. Он сумел определить, какие группы бактерий уничтожает пенициллин – т. е. спектр его действия. Но дальше продвинуться не смог.
Интерес к антибиотикам возрос во время войны. К тому времени их изучением занималось уже несколько лабораторий, в том числе лаборатория З. В. Ермольевой в Москве, но наиболее перспективным выглядел пенициллин – вещество, найденное Флемингом. Изучение возможности выделения и использования пенициллина в клинике занялись английские ученые биохимик Эрнст Чейн и врач Говард Флори. К 1940 г. они разработали достаточно эффективные методы получения пенициллина, и появилась возможность его клинического применения. Официально об открытии пенициллина было сообщено в 1941 г. В Америке были созданы огромные производства пенициллина. В Советском Союзе было налажено производство разновидности пенициллина (крустозина), но, в конце концов, штаммы грибка стали доступны многим странам, и началось победное шествие антибиотиков.
В 30 -х гг. разрабатывались и другие антибиотики, действующие на различные микроорганизмы. Было известно, что туберкулёзные бациллы быстро погибают в почве. Американский микробиолог Залман Ваксман получил в 1932 г. грант Американской ассоциации по борьбе с туберкулёзом на поиски вещества, которые убивают туберкулёзную палочку. Он нашел грибок из группы актиномицетов (потом его назвали “стрептомицес”), который выделял искомое вещество. Ваксман ввел термин “антибиотик” для обозначения подобных веществ, а открытое им соединение получило наименование “стрептомицин”. В 1944 г. его с успехом опробовали в клинике.
Эра антибиотиков означала появление не только новых типов лекарств. Создание антибиотиков привело в движение многие отрасли производства, возникла принципиально новая промышленность. Производство антибиотиков основывалось на выращивании микроорганизмов и грибков, но эти процессы отличались от обычной микробиологической промышленности (ее иногда называли бродильной). Производство антибиотиков, а затем витаминов, незаменимых аминокислот и т. п. было сложным и точным автоматизированным производством, которое подготовило возникшие в наши дни генно-инженерные производства и появление современной биотехнологии. Это было грандиозное достижение науки и техники, символ научно-технического прогресса второй половине ХХ в.