Файл: Наименование предприятия Партнера Отдел медикобиологических исследований и технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейс 1.
Наименование предприятия Партнера | Отдел медико-биологических исследований и технологий |
Регион предприятия Партнера | Иркутская область |
Тематическое направление | - Деятельность профессиональная, научная и техническая |
Краткое название кейса | Сохранение здоровья сотрудников, работающих в сфере науки и образования, путем разработки комплексной системы профилактики профессионально обусловленных заболеваний (на примере педагога) |
Описание кейса (решаемой проблемы) | предложите и опишите критерии оценки влияния умственного и зрительно-напряженного труда на здоровье человека |
Дополнительная информация (при необходимости), ключевые слова кейса | В рамках кейса предлагается:
Ключевые слова кейса: #Здоровье #Наука #Медицина труда #Профпатологии #Профилактика |
Высокие требования, предъявляемые к учителю как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психоэмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам, характерных для людей, занятых в профессиональных сферах «человек -человек».
У педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов от активных форм реагирования и (прежде всего агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии).
К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожных. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозом. К этой категории, в основном, относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10 - 15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги.
Но чаще бывает иначе. Педагог осознает, что проблема существует и мучается, но не может что - то самостоятельно изменить. Любой страдающий человек хочет, чтобы ему помогли. Но когда речь идет о душевных переживаниях, существует огромный страх открыться, довериться другому человеку. Появление психолога в учреждении предполагает наличие ожиданий со стороны педагогов и зачастую не только профессиональных. От того, как поведет себя психолог, насколько он сумеет соединить в себе грамотного специалиста и чувствующего человека, зависят дальнейшие взаимоотношения с коллективом. При этом речь не идет о повальной психотерапии педагогов, этого не случиться, не волнуйтесь, а о реальной помощи в рамках своих профессиональных обязанностей.
Под профессиональным здоровьем понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.
Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая значимость профессионального здоровья учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема.
Основные причины заболевания учителя
-
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. -
Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями. -
Вынужденное превышение нормативных нагрузок.
Причины, разрушающие здоровье учителя
Мировоззренческие причины:
-
отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия; -
неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста; -
неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни; -
наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека; -
неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей; -
неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне … и сохранить свое здоровье; -
неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.
Психические причины:
-
неумение противостоять стрессам; -
отсутствие навыка управления своими эмоциями; -
частое превышение своих психических возможностей; -
психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенностью жизнью.
-
у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость; -
50% учителей – невротики; -
10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (невротики плодят невротиков); -
Если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен и конфликтен.
Внутренние усилия:
-
Лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин; -
20% учителей курят; -
5% алкоголики; -
До 5% учителей проявляют скрытые формы садизма;
Но проблема здоровья учителей имеет свою важную специфику. Следует помнить, что профессия педагога относится к профессиям типа "человек-человек”, а это связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем.
Как показывают исследования психологов, большинство учителей – эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, с повышенным чувством «тревожности». Психологический дискомфорт и состояние стресса возникают в связи с объективно и субъективно существующими причинами: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
Урок сам по себе, является фактором стресса, так как заставляет учителя за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза "не успеть" - одна из самых стрессовых для современного человека. У педагога к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько нелегких педагогических задач: следить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход, удержать дисциплину в классе, доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения, проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны раличных людей;
- высокий уровень ответственности;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
- авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. Как было сказано, профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Учителю привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство учителей относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.
В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы.
Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.
Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.
Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя.
И четвертое направление – повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.
Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к учителю. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья.
Психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя, по нашему мнению это имеет огромное значение в жизни. Если учитель, находящийся в стрессовой ситуации, приходя на работу, постоянно испытывает чувство напряженности, то именно это загоняет его к стрессу.
В нашей небольшой школе, на повышение культуры эмоциональной жизни учителя уделяется большое внимание, это не только совместные спортивно – массовые мероприятия, но и поздравления учителей с праздниками, юбилеями.
Учащиеся нашей школы часто выступают на научно –практических конференциях по программе «Школа здоровья культуры сбережения» , и не разу не рассказывали о том, что одним из немаловажным направлением ее является поддержание здоровья учителя.
Принципы направления:
Здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять.
Здоровье – результат собственного творчества.
Основные направления реализации являются:
-
Валеологическое образование, предполагающее обучение членов педагогического коллектива методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма. -
Формирование и коррекция установок и жизненных приоритетов на здоровый образ жизни и самореализацию личности, обеспечение реализации потребности личности на повышение своей профессиональной квалификации. -
Оздоровительная работа, предполагающая систему психогигиенических и коррекционных мероприятий и организацию двигательной активности, организацию рекреационных мероприятий, проводимых с учётом принципов здорового образа жизни. -
Комплексная диагностика, обеспечивающая исследование состояние здоровья педагогов образовательного учреждения, выделение на её основе «групп риска», -
создание банка данных диагностики. -
Консультативная деятельность, предполагающая оказание консультативной помощи членам педагогического коллектива по вопросам сохранения здоровья, применения средств.