Файл: 1. Понятие и система прав человека в международном праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 5. Права человека и их международно-правовая защита.
1.
Понятие и система прав человека в международном праве.
Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, или любого иного аспекта.
Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.
Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.
Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций
является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека
— универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.
Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно.
Всеобщая декларация прав человека
Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты.
Декларация была принята Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.
Экономические, социальные и культурные права
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году.
Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;

право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.
Гражданские и политические права
Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.
Пакт признает право на:

свободное передвижение;

равенство перед законом;

справедливое и публичное судебное разбирательство;

свободу мысли, совести и религии;

свободу убеждений и их свободное выражение;

мирные собрания;

свободу ассоциации с другими;

участие в ведении государственных дел,

а также права меньшинств.
Он запрещает:



произвольное лишение жизни;

пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания;

рабство и принудительный труд;

произвольные аресты и содержание под стражей;

произвольное вмешательство в личную жизнь;

пропаганду войны;

дискриминацию;

разжигание расовой или религиозной ненависти.
Конвенции в области прав человека
Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.
К ним относятся;

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год);

Конвенция о правах ребенка (1989 год);

Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.
Совет по правам человека
Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года
Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.
Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.
Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах — членах ООН. Являясь
основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.
Верховный комиссар ООН по правам человека
Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.
Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека.
УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.
Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами.
2.
Международные стандарты в области прав человека
Международные стандарты в области прав человека - это "правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека", которые юридически обязывают государства создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека.
Целью создания международных стандартов в области прав
человека является не унификация и гармонизация национальных законодательств в указанной области, а создание типовых моделей, которые используются государствами для разработки своих собственных законодательств.
Необходимость выработки международных стандартов в области
прав человека впервые была осознана в конце XIX века. В это время промышленно развитые страны начали принимать трудовое

законодательство, которое подняло уровень оплаты и, следовательно, стоимость наемного труда. В связи с этим промышленно развитые страны оказались в экономически проигрышном положении по отношению к странам, не имеющим законов о труде. В результате консультаций появились первые конвенции, в которых государства брали обязательства друг перед другом в отношении своих граждан.
Бернская конвенция 1906 года о запрещении ночного труда женщин стала первым международным договором в области социальных прав.
Значительное количество конвенций в области труда было разработано
Международной организацией труда, созданной в 1919 году. Таким образом, социальные права нашли свое отражение в международном праве значительно раньше политических прав.
Преступления против человечности, совершенные во время Второй мировой войны, показали несостоятельность традиционной точки зрения, согласно которой обращение государств со своими гражданами является исключительно внутренним делом государств.
Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу государства - члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила
Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".
Принятие Всеобщей декларации прав человека послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля.
За последние пятьдесят лет только под эгидой ООН было заключено свыше 60 международных договоров по правам человека.
Международные стандарты включают в себя основные права человека, закрепленные в важнейших международно-правовых актах, устанавливающих "планку, ниже которой государство не должно опускаться".
Права человека, содержащиеся в конституциях государств и в рассмотренных нами международно-правовых документах, в частности в
Международном билле о правах человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и протоколы к нему, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года), а также в

Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейской социальной хартии 1961 года, составляют по сути дела
международные стандарты в области прав человека.
Эти стандарты, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, юридически обязывают государство создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека.
Международные стандарты поведения государств в сфере прав человека, как было показано выше, изложенные в общей форме в Уставе
ООН, конкретизированы в документах, составляющих
Международный билль о правах, а также в ряде конвенций ООН. В частности, международные стандарты содержатся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года,
Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года, Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Конвенции о правах инвалидов 2006 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 года.
Существенный вклад в кодификацию международно-правовых норм в области прав человека вносят специализированные учреждения ООН, в первую очередь Международная организация труда (МОТ), принявшая более
170 конвенций в области занятости, гигиены труда и защиты трудовых прав трудящихся, а также Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Международные стандарты различаются по сферам жизнедеятельности, обеспечивая демократические стандарты в личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.
Вышеперечисленные международно-правовые документы, устанавливающие международные стандарты в области прав человека, закрепляют также правовые принципы, имеющие важное значение для каждого человека, и обязательны для всех государств - участников этих международно-правовых актов. К этим принципам следует отнести:
1.
Основные права и свободы человека являются естественными и принадлежат каждому от рождения, что делает их неотъемлемыми и неотчуждаемыми.


2.
Признаваемые международными договорами основные права и свободы должны быть гарантированы каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией соответствующего государства и в пределах его территории.
3.
Официальные власти государств - участников международных договоров в области прав человека обязаны соблюдать законность и нормы права, предусмотренные в договорах.
4.
Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку.
5.
Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, а их обеспечение и защита являются предметом национального законодательства и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов местных органов власти.
6.
Коллективные права каждого вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить.
7.
Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время чрезвычайного положения и даже войны.
3.
Международно-правовой механизм защиты прав человека.
Международная правозащитная система представляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.
В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы – универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области.
Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках
Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных отношений в области прав человека, заключенными государствами-членами
ООН. И прежде всего, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах.
На нормативной базе пактов учрежден и функционирует контрольный механизм за соблюдением государствами-участниками этих международно-
правовых договоров своих обязательств, который строится на взаимодействии следующих органов:
- Совет ООН по правам человека – правозащитное учреждение, сменившее Комиссию ООН по правам человека (1946-2006). Члены Совета – государства, назначаемые Генеральной Ассамблеей ООН и, по ее мнению, призваны «поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека»;
- Комитет по правам человека ООН – орган, занимающийся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участниках пакта. Комитет оценивает доклады о выполнении ими своих обязательств, составляет комментарии к пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении пакта соображения, не являющиеся обязательными для исполнения;
- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека – агентство ООН, которое призвано следить за соблюдением и защитой прав, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Оно является координационным центром деятельности ООН по правам человека, возглавляемое Верховным комиссаром, которого назначает Генеральная
Ассамблея ООН сроком на 4 года.
Среди других органов ООН, занимающихся вопросами прав человека, -
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев, Добровольцы ООН и др.
Для того, чтобы в ООН были признаны приемлемыми и принятыми к рассмотрению по существу сообщения частных лиц о предполагаемом нарушении государством своих обязательств, необходимо соответствие частной (индивидуальной) петиции целому ряду требований.
По правилам Факультативного протокола к указанному выше Пакту сообщение считается приемлемым, если:

исчерпаны все национальные средства правовой защиты;

сообщение не является анонимным;

сообщение не представляет собой злоупотребление правом на представление подобных сообщений;

сообщение совместимо с положениями Пакта;

данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.
Последствия для страны в случае принятия решения о нарушении ею своих обязательств по договорам в рамках универсальной правозащитной системы носят характер политического давления (воздействия) на

государство-правонарушителя, что существенным образом отличается от последствий решений, например, в рамках европейской системы защиты прав человека.
Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций, охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных, в том числе, защищать права человека на региональном уровне.
По времени создания первая среди них межамериканская система
защиты прав человека, функционирующая на основе Устава Организации
Американских Государств, Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 года и Межамериканской конвенции по правам человека 1969 года.
В основе действия созданного контрольного механизма положено правило, по которому любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделены правом представления в
Межамериканскую комиссию по правам человека петиций с жалобами на нарушения прав человека.
Комиссия составляет доклад по итогам рассмотрения жалобы и может затем передать его в Межамериканский Суд по правам человека, который в основном наделен функциями по применению и толкованию
Межамериканской конвенции.
Весьма незначительное число вынесенных Судом решений и консультативных заключений позволяет делать вывод о неэффективности деятельности контрольных органов в реалиях данного региона.
Подобные оценки свойственны и для характеристики деятельности
африканской системы защиты прав человека, созданной на основе
Африканской хартии прав человека и прав народа 1981 года в рамках
Организации Африканского Единства.
Контрольным органом системы рассматривалась Африканская комиссия по правам человека, результаты работы которой носят рекомендательный характер и, соответственно, не основаны на какой-либо процедуре, налагающей обязательства на государство-правонарушителя.
В 2002 году ОАЕ преобразована в Африканский союз, в рамках которого должен действовать контрольный правозащитный механизм в лице
Панафриканского Суда по правам человека.

Таким же образом формировалась евразийская система защиты прав
человека (правозащитная система СНГ), начало которой было заложено
Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года и закреплено Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 года, а также
Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года.
Контрольным механизмом становилась Комиссия СНГ по правам человека, но всего лишь в ранге консультативного органа. Ее задачей объявлялось наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-участниками Содружества.
Отсутствие действенного контроля со стороны правозащитной системы
СНГ над ситуацией с правами человека на постсоветском пространстве привело к тому, что в Содружестве постепенно был утерян интерес к деятельности Комиссии.
В это же время (2-ая половина 90-х годов) большинство государств- участников СНГ становятся членами Совета Европы и подпадают под действие правозащитной системы, доказавшей свою большую эффективность в данной области.
Европейская система защиты прав человека возникла после Второй мировой войны в целях осуществления более тесного союза демократических стран европейского континента «для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием», в том числе «путем защиты и развития прав человека и основных свобод» (ст. 1 Устава Совета Европы от 5 мая 1949 года).
Основным документом, учреждающим процедуры защиты и реализации прав и свобод жителей континента, стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с дополнительными протоколами к ней.
В последние годы контрольные механизмы европейской правозащитной системы, подвергавшиеся обоснованной критике за свои половинчатость и медлительность в реакции на нарушения прав человека в государствах-членах Совета Европы, претерпели принципиальные изменения.
4.
Роль ООН в области защиты прав человека.
Одной из целей Организации Объединенных Наций является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия