Файл: 1. Понятие и система прав человека в международном праве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
расы, пола, языка и религии». Для достижения целей по защите прав человека, ООН было предпринято ряд действий.
Во-первых, одним из первых важных достижений Организации
Объединенных Наций стало принятие Генеральной Ассамблеей 10 декабря
1948 года Всеобщей декларации прав человека.
В Декларации излагаются гражданские и политические права человека, которыми должны обладать все люди, включая:
право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
свободу от рабства и подневольного состояния;
свободу от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;
право на признание правосубъектности;
право на равную защиту закона;
право на эффективное восстановление в правах:
свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом;
право считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена;
свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
свободу передвижения;
право убежища;
право на гражданство:
право вступать в брак и основывать семью: право владеть имуществом;
свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и свободу выражения их;
право на свободу собраний и ассоциаций;
право принимать участие в управлении своей страной и право равного доступа к государственной службе.
Во-первых, одним из первых важных достижений Организации
Объединенных Наций стало принятие Генеральной Ассамблеей 10 декабря
1948 года Всеобщей декларации прав человека.
В Декларации излагаются гражданские и политические права человека, которыми должны обладать все люди, включая:
право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
свободу от рабства и подневольного состояния;
свободу от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;
право на признание правосубъектности;
право на равную защиту закона;
право на эффективное восстановление в правах:
свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом;
право считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена;
свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
свободу передвижения;
право убежища;
право на гражданство:
право вступать в брак и основывать семью: право владеть имуществом;
свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и свободу выражения их;
право на свободу собраний и ассоциаций;
право принимать участие в управлении своей страной и право равного доступа к государственной службе.
Также, в Декларации излагаются экономические, социальные и культурные права человека, в том числе:
право на социальное обеспечение;
право на труд;
право на отдых и досуг;
право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека;
право на образование;
право на участие в культурной жизни общества.
В заключительных аспектах Декларации признается, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором эти права и свободы могут быть полностью осуществлены, и подчеркиваются права человека и его обязанности перед обществом.
Кроме того, Генеральная Ассамблея принимала следующие документы:
Декларацию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1963 году;
Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1965 году;
Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в 1984 году;
Конвенция о политических правах женщин в 1952 году.
Также кроме этих прав существуют также другие вопросы, на которые обратила внимание ООН в ходе своей деятельности, к ним относятся:
право на самоопределение;
экономические, социальные и культурные права;
право на развитие;
ликвидация всех форм религиозной нетерпимости;
права человека и научно-технический прогресс;
права ребенка;
защита женщин и детей в период вооруженных конфликтов;
защита трудящихся-мигрантов;
защита коренного населения;
права иностранцев.
Следует отметить, что одно из направлений в деятельности ООН, а именно по защите прав человека направлено на то, чтобы:
донести информацию о правах человека до населения каждой страны мира;
обратить внимание на доступный каждому человеку международный механизм поощрения и защиты его прав и свобод;
распространение информации об усилиях ООН, направленных на реализацию прав человека.
Но, помимо защиты прав человека ООН выступает как гарант международного мира и безопасности, это второе из направлений ее деятельности, которое не менее важное в наше время.
В настоящее время роль и объем деятельности Организации
Объединенных Наций в вопросе защиты прав человека продолжают расти.
ООН организует свою работу в двух важных направлениях: как законодатель
– создана уникальная кодификация международных законов; как наблюдатель – специальные наблюдатели и рабочие группы КПЧ (комитеты по правам человека) обладают эффективными механизмами для контроля соответствия законов международным стандартам.
Безусловно, сегодня Организации Объединенных Наций принадлежит центральное место в системе международных организаций; она известна и авторитетна как международная политическая и экономическая организация общей компетенции.
5.
Проблемы реализации основных прав и свобод человека в
правовых системах государств.
6.
Международное сотрудничество в области основных прав и
свобод человека.
Правовой основой сотрудничества государств в области прав
человека является Устав ООН.
Одна из целей ООН — осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1).
Гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры содержатся во Всеобщей декларации прав человека,
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах,
Международном пакте о гражданских и политических правах. Эти три документа и протоколы к пактам объединены под общим названием
«Международная хартия прав человека», хотя и не создают единого документа.
Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В нее включен широкий круг общедемократических нрав и свобод человека. Хотя Декларация не содержит обязательных норм, ее роль значительна; прежде всего, она стала основой для разработки пактов о нравах человека. Конституции ряда стран признали положения Декларации обязательными для них.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт
о гражданских и политических нравах, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, и Факультативный протокол к нему, которые вступили в силу в 1976 г. В 1989 г. принят второй
Факультативный протокол об отмене смертной казни. В рамках каждого пакта действует международный контрольный механизм (Комитет).
В рамках ООН с 2006 г. действует Совет по правам человека (в его состав входят 47 государств), преобразованный из Комиссии по правам человека, он является ключевым органом ООН по всестороннему обсуждению вопросов прав человека.
Введен новый механизм — универсальный периодический обзор, проводящий оценку выполнения обязательств государствами — членами
ООН.
Процедура приема и рассмотрения жалоб в Совете применяется в случаях грубых и систематических нарушений прав человека и основных свобод.
Также действуют специальные процедуры наблюдения, консультирования и отчетов о ситуации в государствах или по определенным проблемам нарушения.
В 1993 г. учрежден пост Верховного комиссара ООН по правам
человека, который является координатором деятельности по поощрению и защите прав человека.
К числу основных договоров по правам человека относятся также
Конвенция о ликвидации расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,
Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и других унижающих достоинство видах обращения и наказания 1984 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г., Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. (не вступила в силу). Ряд договоров имеет факультативные протоколы.
Для контроля за обязательствами, содержащимися в основных соглашениях по защите прав человека, созданы комитеты (в настоящее время существует девять комитетов, которые дополняют работу Совета по правам человека).
Государства регулярно представляют им доклады, в которых сообщают о мерах, принятых по проведению в жизнь предусмотренных в договорах прав.
Универсальный уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным.
К нему, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней, которые содержат значительный перечень гражданских и политических прав, подлежащих защите.
Большую известность конвенции принесла система контроля. В соответствии с Протоколом № 11 создан Европейский суд по правам
человека.
Суд наделен обязательной юрисдикцией в отношении как межгосударственных споров, так и жалоб индивидов.
Деятельность Суда осуществляется в камерах, Большой камере и
Пленуме Суда.
Решения Суда по делу окончательны и обязательны для сторон.
Комитет Министров осуществляет надзор за выполнением сторонами решений Суда.
Международное сотрудничество в области защиты прав человека включает:
совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих
(соглашениями) права (свободы) человека;
механизм практической реализации прав человека;
механизмы контроля (международный и национальный) за соблюдением и защитой прав человека.
В существовании сотрудничества используют следующие меры:
поощрение уважения к правам человека;
содействие их осуществлению;
борьбу с массовыми нарушениями прав.
Международное сотрудничество осуществляется:
на глобальном (ООН) уровне;
региональном (ОБСЕ) уровне;
в рамках специализированных учреждений ООН;
в пределах национального правового пространства.
Правовая основа защиты прав человека
Основные международно-правовые акты о правах человека включают:
Устав ООН — правовая основа международного законодательства о правах человека (ст. 1 п. 3, ст. 8);
Хартию прав человека (международный «Билль о правах»):
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (с факультативными протоколами 1976 и 1992 гг.); Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.;
конкретизированные международные соглашения, имеющие обязательный характер: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г.;
Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и дополнительные протоколы I и II 1977 г.; Конвенция о политических правах женщины 1952 г.;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
1979 г.; Конвенция Совета Европы 1950 г.; Декларация прав ребенка 1959 г.;
Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.; Конвенция о сокращении лиц без гражданства 1961 г.; Конвенция о статусе апатридов
1954 г.; Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и протокол 1966 г.; Устав
управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1954 г.;
Декларация о территориальном убежище 1967 г. и др.; Заключительный акт
ОБСЕ 1975 г.; Заключительный акт Стамбульского саммита; Конвенция СНГ
1995 г.; Декларация саммита тысячелетия 2000 г. и другие международные акты.
Итак, все конвенции провозглашают международную защиту:
общих прав человека;
прав отдельных категорий (женщины, дети, беженцы и т.д.);
в разных сферах (политика, экономика, духовная религиозная жизнь и т.д.);
различных условиях (мир, война) изоляции и т.д.
7.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Согласно Конвенции о статусе беженцев (Женева. 28 июля 1951 г.)
беженцем является лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее.
В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении: преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности; тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище; деяний, противоречащих целям и принципам ООН.
Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.
Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев.
Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения.
Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам но признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы.
Декларация о территориальном убежище 1967 г. и др.; Заключительный акт
ОБСЕ 1975 г.; Заключительный акт Стамбульского саммита; Конвенция СНГ
1995 г.; Декларация саммита тысячелетия 2000 г. и другие международные акты.
Итак, все конвенции провозглашают международную защиту:
общих прав человека;
прав отдельных категорий (женщины, дети, беженцы и т.д.);
в разных сферах (политика, экономика, духовная религиозная жизнь и т.д.);
различных условиях (мир, война) изоляции и т.д.
7.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Согласно Конвенции о статусе беженцев (Женева. 28 июля 1951 г.)
беженцем является лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее.
В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении: преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности; тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище; деяний, противоречащих целям и принципам ООН.
Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.
Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев.
Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения.
Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам но признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы.
Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право па обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.
Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.
Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев.
Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по делам беженцев.
24 сентября 1993 г. в Москве главы государств СНГ, учитывая критическую ситуацию с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего СССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и
вынужденным переселенцам.
Государства выезда обязались:
осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из сторон
Соглашения;
обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня,
соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;
решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.
Сторона, предоставившая убежище, обязуется:
обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;
оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждой из сторон законодательством о занятости населения;
содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов
пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.
В МП выработаны четыре критерия, которым должно удовлетворять лицо, чтобы быть признанным в качестве вынужденного переселенца в государстве, которое является его участником:
1) лицо должно быть гражданином государства, предоставившего убежище (государства въезда);
2) лицо должно быть вынуждено покинуть место своего постоянного жительства, причем последнее должно находиться на территории другого государства (государства выезда);
3) причиной, по которой лицо вынуждено покинуть государство, должно быть совершенное насилие или преследование в иных формах, либо реальная опасность подвергнуться преследованию;
4) должна существовать связь между совершением насилия или преследования, или существованием реальной опасности подвергнуться преследованию и вооруженными и межнациональными конфликтами.
Таким образом, для признания лица в качестве вынужденного переселенца в соответствии с Соглашением необходимо и достаточно установить, что оно удовлетворяет всем критериям, содержащимся в определении.
Статус лица как "беженца" или "вынужденного переселенца" подтверждается выдачей соответствующего документа; обоснованный с правовой точки зрения учет лиц, получивших такой статус, может осуществляться исходя из числа выданных документов.
8.
Основания, условия и порядок обращения и защиты прав
человека в Европейском суде по правам человека.
Европейский суд по правам человека — это международный суд.
Его юрисдикция распространяется на страны, ратифицировавшие Конвенцию о защите по защите прав человека и основных свобод
Для того, чтобы заявление было принято к рассмотрению Европейским
Судом, необходимо хорошо знать, понимать и соблюдать следующие правила.
1. Суд рассматривает петиции, направленные в его адрес от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные
Европейской конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).
В МП выработаны четыре критерия, которым должно удовлетворять лицо, чтобы быть признанным в качестве вынужденного переселенца в государстве, которое является его участником:
1) лицо должно быть гражданином государства, предоставившего убежище (государства въезда);
2) лицо должно быть вынуждено покинуть место своего постоянного жительства, причем последнее должно находиться на территории другого государства (государства выезда);
3) причиной, по которой лицо вынуждено покинуть государство, должно быть совершенное насилие или преследование в иных формах, либо реальная опасность подвергнуться преследованию;
4) должна существовать связь между совершением насилия или преследования, или существованием реальной опасности подвергнуться преследованию и вооруженными и межнациональными конфликтами.
Таким образом, для признания лица в качестве вынужденного переселенца в соответствии с Соглашением необходимо и достаточно установить, что оно удовлетворяет всем критериям, содержащимся в определении.
Статус лица как "беженца" или "вынужденного переселенца" подтверждается выдачей соответствующего документа; обоснованный с правовой точки зрения учет лиц, получивших такой статус, может осуществляться исходя из числа выданных документов.
8.
Основания, условия и порядок обращения и защиты прав
человека в Европейском суде по правам человека.
Европейский суд по правам человека — это международный суд.
Его юрисдикция распространяется на страны, ратифицировавшие Конвенцию о защите по защите прав человека и основных свобод
Для того, чтобы заявление было принято к рассмотрению Европейским
Судом, необходимо хорошо знать, понимать и соблюдать следующие правила.
1. Суд рассматривает петиции, направленные в его адрес от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные
Европейской конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).
2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию, и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством.
3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются.
4. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению
Конвенция, а вслед за ней и Протокол формулируют требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты (ст. 35
Конвенции).
5. Особое внимание следует обратить на правило, согласно которому
Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (ст. 35 Конвенции).
6. Суд не рассматривает жалобы, которые:
являются анонимными;
являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены
Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержат относящейся к делу новой информации;
являются несовместимыми с положениями Конвенции или
Протоколами к ней;
являются необоснованными;
представляют собой злоупотребление правом подачи петиции (ст.
35 Конвенции).
7. Поскольку Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.
Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т. е. определить ее как неприемлемую, если обстоятельства приводят его к выводу о том, что:
жалоба не соответствует вышеназванным правилам, и потому является неприемлемой для рассмотрения;
заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;