Файл: Вопросы Что могло вызвать у Дениса такие резкие изменения в отношении к учебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 642

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кейс 1. Денис в начальной школе учился на «4» и «5», крайне редко получал отметку «3», из-за которой очень расстраивался. Он всегда активно работал на уроках, проявляя высокий познавательный интерес ко многим предметам. Но в пятом классе у мальчика резко снизилась успеваемость по многим учебным дисциплинам, на уроках он много отвлекался, часто ничего не делал, отказывался выполнять домашние задания.

Вопросы:

  • 1. Что могло вызвать у Дениса такие резкие изменения в отношении к учебной деятельности?

  • 2. Какие рекомендации по разрешению данной ситуации можно дать педагогам?

Кейс. 2. В трамвае подросток на резкое и грубое требование в раздраженном тоне пожилой женщины уступить ей место ответил отказом, сославшись на то, что в вагоне есть свободные места, которые расположены дальше от двери.

Вопросы:

  • 1. Какие особенности подросткового возраста проявились в данной ситуации?

  • 2. Предложите взрослым (учителям и родителям) несколько тактичных способов поведения в данной ситуации.

Кейс 3. Девочка четырнадцати лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учителям, поздно приходит домой. В то же время, когда она уезжает в молодежный лагерь, то скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, обещает исправиться.

Вопросы:

  • 1. Чем определяется такое поведение подростка?

  • 2. Какие меры необходимо предпринять учителям и родителям для исправления данной ситуации?

Кейс 4. Четырнадцатилетний Святослав всегда учился на одни пятерки и четверки, прилежно выполнял домашние задания, поручения родителей. Некоторое время назад у него начал теряться интерес к учебе. Появились новые друзья, с которыми он слушал рок-музыку, о чем-то говорил. Также у Святослава произошли существенные изменения во внешнем облике и стиле одежды. Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжелые высокие ботинки черного цвета, темные джинсы, нашивки, значки. К учебе интереса не проявляет. Последнее время Святослав стал грубым и агрессивным по отношению к учителям и одноклассникам, несколько раз участвовал в драках с другими школьниками.

Вопросы:

  • 1. Каковы возможные причины произошедших изменений в пристрастиях Святослава?

  • 2. Какие рекомендации можно дать родителям и учителям подростка в данной ситуации?


Кейс 5. Диме трудно давалась физика. Однажды, исправляя «3» по этому предмету, он готовил доклад. Для иллюстраций к докладу ему пришлось искать интересные задачи и описания физических опытов. Исправив отметку, мальчик продолжал читать книги по физике и записался в кружок «Юный физик».

Вопросы:

  • 1. Что послужило поводом к увлечению физикой?

  • 2. Как называется такой феномен в психологии?

Кейс 6. Андрей, ученик шестого класса, на уроках неактивен. Выполняет все необходимые задания, но не проявляет никакого интереса к ним. Отвечает на вопросы учителя только в том случае, когда они направлены конкретно Андрею. В то же время на переменах - это один из самых ярких собеседников: он много читает, путешествует с родителями. Андрей с ребятами обсуждает новые компьютерные игры, журналы, иногда просит совета у одноклассников или сам их дает. Мальчик много и интересно рассказывает, одноклассники его внимательно слушают. Но и сам Андрей может попросить совета у ребят. Беседы с ним всегда эмоциональны и увлекательны.

Вопросы:

  • 1. Какая особенность подросткового возраста описана в данной ситуации?

  • 2. С чем связана резкая перемена в поведении мальчика на уроках и переменах?

Кейс 7. Катя, ученица пятого класса, проявляет повышенный интерес ко многим школьным предметам: литературе, истории, иностранным языкам. На уроках девочка часто задает интересующие ее вопросы. Катя сильно расстраивается, если не может выполнить задание, которое дает учитель. Девочка с удовольствием занимается дополнительно по предметам как сама, так и с репетиторами. На вопросы: «Почему ты читаешь не только школьную программу, зачем хочешь знать много языков?» - девочка отвечает, что читать литературу ей интересно, а языки она учит, потому что хочет общаться с разными людьми.

Вопросы:

  • 1. Какой тип ведущей деятельности характерен для Кати?

  • 2. Что можно сказать об учебной мотивации девочки?

Кейс 8. Миша, подросток полной комплекции, с некоторых пор стал стесняться одноклассниц. А уроки физического воспитания, по тем или иным причинам, стал пропускать.

Вопросы:

  • 1. Чем вызвано поведение Миши?

  • 2. Как помочь мальчику справиться с возникшими проблемами?

Кейс 9.

Наташа и Люда - ученицы девятого класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале года они узнали, что их класс будет расформирован, Наташа с удовлетворением заявила, что наконец-то она расстанется со школьниками, которые ее обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она будет опять в одном классе с Ритой и Ирой, с которыми она дружила, но порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда сразу познакомилась со всеми, а Наташа долго не подходила к новым ученикам.

Вопросы:

  • 1. Какие особенности общительности проявляются у Наташи и Люды?

  • 2. Относятся ли эти особенности к темпераменту или характеру? Почему?

Кейс 10. Учащиеся девятого класса долго готовились к празднику. Придумывали разные номера, репетировали. В назначенный день все пришли в школу нарядные, веселые. Однако около входа висело объявление о том, что по непредвиденным причинам праздник переносится на следующее воскресенье.

Вопросы:

  • 1. Какова будет реакция подростков на объявление?

  • 2. Какую ошибку допустила администрация школы?

  • 3. Что необходимо сделать взрослым, чтобы подростки снова пришли на праздник?

Кейс 11. Рассказ учителя: «В загородном лагере в моем отряде был очень интересный мальчик, звали его Славик. С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все время один. Очень молчаливый, тихий. Я попыталась с ним говорить, но он чаще отмалчивался. В конце концов нам удалось установить с ним контакт. Оказалось, что мальчик очень умный, начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот дружба у него ни с кем не получается.

Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам одну из прочитанных им историй. Ребятам понравилось слушать его рассказы. У Славика появились друзья и приятели»

Вопросы:

  • 1. Каковы возможные причины уединения Славы?

  • 2. К каким последствиям может привести такое поведение подростка?

  • 3. Почему после интересного рассказа подростки изменили свое отношение к Славе и стали проявлять интерес к нему?

Кейс 1. В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что химия - очень важная наука, поэтому и стараюсь, но не лежит к ней душа, не интересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, а положительного результата все равно нет».


Вопросы:

  • 1. Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему совсем не нравится?

  • 2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету? [12, с. 52]

Кейс 2. Саша пришел в новую школу в одиннадцатый класс. Скоро стало ясно: его ровный характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам - на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить отказ, он предложил:

- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, - это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

Вопросы:

  • 1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации?

  • 2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации?

  • 3. Что можно сказать о самооценке Саши?

  • 4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя?

Кейс 3. Ученики десятого класса говорят о своей учительнице математики как о слабой личности. Они считают, что у нее не хватает твердости, требовательности: «С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит наказанием, даже вызовом родителей в школу, общается с нами как с маленькими детьми...»

Вопросы:

  • 1. Какими психологическими особенностями старшеклассников объясняются их высказывания?

  • 2. Какие рекомендации можно предложить учителям при общении со старшеклассниками?

Кейс 4. Полина, ученица десятого класса, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том
, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., - что не соответствует действительности.

Вопросы:

  • 1. О какой особенности Полины идет речь?

  • 2. Может ли девушка справиться со своей проблемой самостоятельно?

  • 3. Почему юношам и девушкам с данной особенностью необходима помощь взрослых?

  • 4. Чем взрослые могут помочь Полине в этой ситуации?

Кейс 5. Нина учится в одиннадцатом классе. «Круглая» отличница. Всегда с интересом относилась к учебе, внимательно слушала учителя, задавала много вопросов. Вызывая симпатию у учителя, производила впечатление умной и старательной ученицы. Но отношения с мальчиками строились трудно. Вину Нина брала на себя, исходя из ложного самобичевания: если мне плохо, у меня что-то не получается, значит, я в этом виновата.

Вопросы:

  • 1. Какими особенностями юношеского возраста объясняется поведение Нины?

  • 2. Почему у Нины на самом деле не складываются взаимоотношения с мальчиками?

  • 3. Как помочь девочке поверить в себя?

Кейс 6. Из письма старшеклассницы: «Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам. Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине. Когда вечером она приходит домой, только и успевает спросить: “Как дела в школе?” А мне уже надоело отвечать на этот вопрос! Иногда мне кажется, что родителей вообще больше ничего не интересует! Поэтому мы часто не понимаем их, а они нас».

Вопросы:

  • 1. Каково влияние взрослых и сверстников на юношей?

  • 2. Почему для старшеклассников важно внимание и понимание родителей?

Кейс 7. В начале урока один из учеников десятого класса обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь. Он очень эмоционально отреагировал на данную ситуацию, обращался ко всем с вопросом «Кто взял или видел мою тетрадь?», так как в ней были важные записи с подготовительных курсов.

Через некоторое время к юноше подошла девушка из параллельного класса и вернула тетрадь, сказав, что случайно захватила его тетрадь, так как очень спешила. «Бывает, но в следующий раз будь внимательнее», - сказал в ответ мальчик.

Вопросы:

  • 1. Чем можно объяснить поведение юноши в данной ситуации?

  • 2. Какие выводы о воспитании юноши и девушки можно сделать? [23]

Кейс 8. Виталий, ученик одиннадцатого класса, сказал родителям, что хочет быть инженером и планирует поступить в технический вуз. Однако родители, продолжатели династии врачей, категорически отвергли идею сына и настаивали на поступление в медицинский институт. На стороне родителей встали дедушка и бабушка, которые также работали врачами.