Файл: Методические указания по производственной практике пп. 11 Профессиональный модуль пм. 11 Разработка, администрирование и защита баз данных для специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Цикловая комиссия Вычислительная техника


Утверждаю

Заместитель директора по УПР

__________ /Г.А. Секацкая/

«___» _____________ 202__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПП.11
Профессиональный модуль

ПМ.11 Разработка, администрирование и защита баз данных
для специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

Согласовано Разработчик: Буценко Е.В.

Методист

_____________ / Л.П. Антюфеева / Обсуждено на заседании цикловой комиссии

«___» _________ 202_ г. Вычислительная техника

«___» _________ 202__ г.

Протокол № ___

Председатель цикловой комиссии

_____________/__И.В.Ерёмина/

Ставрополь, 202_
Методические указания по производственной практике разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование и рабочей программы профессионального модуля ПМ.11. Разработка, администрирование и защита баз данных

.

Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»

Разработчик: Буценко Елена Васильевна – преподаватель, ГБПОУ «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»



Содержание





1 Цели и задачи производственной практики 4

2 Тематический план и содержание производственной практики 6

3 Требования к минимальному материально-техническому и информационному обеспечению 8

4 Права и обязанности студентов-практикантов 8

5 Характеристика руководителя практики от предприятия 9

6 Требования к оформлению отчета 9





1 Цели и задачи производственной практики



Производственная практика является этапом программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении модуля ПМ.11 Разработка, администрирование и защита баз данных.

Целями производственной практики являются: формирование и развитие профессиональных компетенций и знаний в сфере избранной специальности, закрепление полученных теоретических знаний и овладение необходимыми методами по новым видам деятельности, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.

Практика по профилю специальности реализуется в рамках профессионального модуля по виду профессиональной деятельности ПМ.11 Разработка, администрирование и защита баз данных.

Задачами производственной практики по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Требования к входным знаниям и умениям студентов, приобретенным в результате освоения МДК 11.1 Технология разработки и защиты баз данных, и необходимые при освоении производственной практики:

  • знание основных положений теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;

  • умение работать в современных case-средствах проектирования баз данных;

  • умение проектировать логическую и физическую схемы базы данных;

  • применение стандартных методов для защиты объектов базы данных;

  • выполнение процедуры резервного копирования и восстановления базы данных;

  • обеспечение информационной безопасности на уровне базы данных.

Производственная практика проводится на предприятиях, утвержденных в качестве баз практики директором ГБПОУ «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова».

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями: наличие технической инфраструктуры (компьютеры, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет) для применения современных информационных и коммуникационных технологий.

Учебно-методическое руководство производственной практикой осуществляют преподаватели колледжа, общее руководство – специалисты предприятий.

Студентам выдаются наборы методических материалов для реализации следующих задач: ознакомление с предприятием, создание моделей данных (концептуальная, логическая, физическая.); применения различных подходов к проектированию базы данных
построения схем баз данных (различного уровня сложности), создания объектов базы данных в конкретной СУБД, манипулирования данными, построения запросов (различного уровня сложности), применения средств защиты баз данных; администрирования БД; решения вопросов обеспечения безопасности СУБД.

Во время прохождения практики ведется дневник выполняемых работ и по результатам прохождения практики составляется отчет.

Производственная практика по модулю ПМ.11 Разработка, администрирование и защита баз данных составляет 108 часов.

Компетенции студента, формируемые в ходе прохождения производственной практики:

- общие компетенции (ОК), включающие в себя способность:


ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


- профессиональные компетенции (ПК), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

ПК 11.1

Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных

ПК 11.2

Проектировать базу данных на основе анализа предметной области

ПК 11.3

Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области

ПК 11.4

Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных

ПК 11.5

Администрировать базы данных

ПК 11.6

Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации









В результате прохождения практики студент должен:

иметь практический опыт:

  • в работе с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;

  • в использовании стандартных методов защиты объектов базы данных;

  • в работе с документами отраслевой направленности.

уметь:

  • работать с современными case-средствами проектирования баз данных;

  • проектировать логическую и физическую схемы базы данных;

  • создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;

  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

  • выполнять стандартные процедуры резервного копирования и мониторинга выполнения этой процедуры;

  • выполнять процедуру восстановления базы данных и вести мониторинг выполнения этой процедуры;

  • обеспечивать информационную безопасность на уровне базы данных.

знать:

  • основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;

  • основные принципы структуризации и нормализации базы данных;

  • основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;

  • методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных;

  • структуры данных систем управления базами данных, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;

  • методы организации целостности данных;

  • способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;

  • основные методы и средства защиты данных в базах данных.

Результатом прохождения производственной практики является дифференцированный зачет, который выставляется руководителем практики от учебного заведения на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и колледжа об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.

2 Тематический план и содержание производственной практики





Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Разработка, администрирование и защита баз данных




МДК. 11.1. Технология разработки и защиты баз данных




Тема 11.1. Основы хранения и обработки данных. Проектирование БД.

24

Тема 11.2. Разработка и администрирование БД

48

Тема 11.3. Организация защиты данных в хранилищах

30

Обобщение материала, подведение итогов практики.

Оформление отчета по практике.

6

Всего

108



Производственная практика

Виды работ:




Раздел 1. Разработка, администрирование и защита баз данных

МДК. 11.1. Технология разработки и защиты баз данных




Тема 11.1. Основы хранения и обработки данных. Проектирование БД.

Обследование и анализ работы предприятия:

  • проведение сбора первичной информации о предприятии,

  • осуществление анализа существующего уровня автоматизации.

24

Тема 11.2. Разработка и администрирование БД

Разработка базы данных:

  • определение задач и этапов проектирования баз данных;

  • производить выбора метода описания схем баз данных в системах управления базами данных (СУБД;

  • применение средств создания основных объектов базы данных;

  • построение концептуальной, логической и физической моделей;

  • разработка схемы базы данных современными инструментальными средствами

  • разработка объектов базы данных.

Создание и управление базой данных с помощью SQL-операторов.

Установка и настройка сервера.

48

Тема 11.3. Организация защиты данных в хранилищах

Защита баз данных:

  • применение средств обеспечения непротиворечивости и целостности данных в базе;

  • восстановление базы данных и проведение резервного копирования.

30




Обобщение материала, подведение итогов практики.

Оформление отчета по практике.

6

Всего:

108


Содержание производственной практики
Раздел 1. Разработка, администрирование и защита баз данных

Тема 11.1. Основы хранения и обработки данных. Проектирование БД.

Требования к знаниям:

  • основных положений теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;

  • основных принципов структуризации и нормализации базы данных.

Получить практический опыт в работе с документами отраслевой направленности.

Практическое задание:

  • Провести сбор первичной информации о деятельности предприятия (полное наименование предприятия, юридический адрес; основная деятельность предприятия; должностные обязанности специалистов по обслуживанию технического, программного и информационного обеспечения).

  • Провести структуризацию собранной информации.

  • Составить отчет об обследовании деятельности предприятия, включив общую информацию и организационную структуру предприятия, структуру информационных объектов.

Тема 11.2. Разработка и администрирование БД

Требования к знаниям:

  • принципов построения концептуальной, логической и физической модели данных;

  • методов описания схем баз данных в современных системах управления базами данных;

  • структуры данных систем управления базами данных, общий подход к организации; представлений, таблиц, индексов;

  • методов организации целостности данных.

Требования к умениям:

  • работать с современными case-средствами проектирования баз данных;

  • проектировать логическую и физическую схемы базы данных;

  • создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных.

Получить практический опыт в работе с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных.

Практическое задание № 1:

  • обосновать выбор СУБД для решения прикладной задачи;

  • построить концептуальную, логическую и физическую модель;

  • разработать схемы базы данных современными инструментальными средствами;

  • создать хранимые процедуры, триггеры;

  • оформить отчет по выполненному заданию.

Практическое задание № 2:

  • разработать запросы к базе данных (на выборку данных; на добавление, удаление, обновление данных; на создание таблицы; на объединение данных, вычисления);

  • продемонстрируйте пример внедрения операторов SQL в прикладные программы;

  • оформить отчет по выполненному заданию.

Тема 11.3. Организация защиты данных в хранилищах

Требования к знаниям:

  • способов контроля доступа к данным и управления привилегиями;

  • основных методов и средства защиты данных в базах данных.

Требования к умениям:

  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;

  • выполнять стандартные процедуры резервного копирования и мониторинга выполнения этой процедуры;

  • выполнять процедуру восстановления базы данных и вести мониторинг выполнения этой процедуры;

  • обеспечивать информационную безопасность на уровне базы данных

Получить практический опыт в использовании стандартных методов защиты объектов базы данных.

Практическое задание:

  • описать способы защиты информации в созданной базе данных;

  • определить способ контроля и управления привилегиями;

  • провести резервное копирование и восстановление базы данных;

  • провести мониторинг сервера;

  • оформить отчет по выполненному заданию.

3 Требования к минимальному материально-техническому и информационному обеспечению


  1. Документация предприятия: технологические регламенты производства; рабочие инструкции; паспорта на оборудование и продукцию; проектные материалы; отчеты о научно-исследовательской работе; месячные и годовые отчеты предприятия или подразделений; вспомогательные материалы и др.; планы и отчеты о внедрении новой техники программного обеспечения..

  2. Научно-техническая информация, доступная на Web-сайтах предприятий.

  3. Информационное обеспечение производственной практики:

Основные источники:

  1. Кумскова, И.А. Базы данных: учебник / Кумскова И.А.  Москва : КноРус, 2020.  400 с.  (СПО).  ISBN 978-5-406-07467-1.  URL: https://book.ru/book/932493 (дата обращения: 05.08.2020).  Текст : электронный.

  2. Информационная безопасность: учебник / Мельников В.П. под ред., Куприянов А.И.  Москва : КноРус, 2020.  267 с.  (СПО).  ISBN 978-5-406-07382-7.  URL: https://book.ru/book/932059 (дата обращения: 05.08.2020).  Текст: электронный.

  3. Федорова Г.Н. Разработка, администрирование и защита баз данных. Учебник,  М.: Издательский центр «Академия», 2019.  288с.

Дополнительная:

  1. Федорова Г.Н. Разработка и администрирование баз данных. Учебник, – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320с.

Интернет- ресурсы:

  1. Базы данных. Распределенные и удаленные базы данных [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookin (дата обращения: 30.08.2020).

  2. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru. (дата обращения: 11.08.2020).

  3. Информационные образовательные ресурсы сети Интернет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netvalley.com/library/hyperbook. (дата обращения: 21.08.2020).

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 15.08.2020).

  5. Портал для системных администраторов и программистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.osp.ru/winitpro. (дата обращения: 31.08.2020).

Предприятия, являющиеся базами практики, обеспечивают студентов материально-техническими условиями в рамках возможностей предприятия, необходимыми для выполнения практических заданий производственной практики.

4 Права и обязанности студентов-практикантов



В период прохождения производственной практики студенты обязаны:

1. Выполнять действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

2. Соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности;

3. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;

4. Добросовестно и творчески относиться к выполнению порученных заданий;

5. Вести дневник, кратко записывая в него проделанную за день работу;

6. Представить отчет по практике (утвердить его организацией) согласно программе практики и защитить его.

Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим во время прохождения практики, обращаться к администрации учебного заведения, руководителям практики на предприятии, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию и организации производственной практики.

5 Характеристика руководителя практики от предприятия



Характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики и характеристика в дневнике пишется ответственным лицом организации или руководителем практики от предприятия.

Характеристика в дневнике должна содержать следующую информацию:

  • место и сроки прохождения практики;

  • описание должностных обязанностей и перечень выполненных студентом работ;

  • характеристику теоретических знаний студента и приобретение им практических навыков (обладает (не обладает) достаточным объемом знаний, успешно применял полученные теоретические знания на практике; в период прохождения практики получил практический опыт по… (см. все пункты по каждой теме),

  • характеристику профессиональных качеств студента (внимательность, работоспособность, исполнительность);

  • оценку личных качеств практиканта (общительность, дружелюбие, инициативность, стремление помогать коллегам, умение работать в команде);

  • итоговая оценка (работа студента…..в рамках производственной практики заслуживает оценки… (удовлетворительно, хорошо, отлично));

  • дата, подпись (заверяется печатью).

Прилагаемый к документам аттестационный лист оформляется руководителем практики от предприятия и колледжа. В листе отмечаются освоенные профессиональные компетенции ПК11.1-ПК11.6.

6 Требования к оформлению отчета



Отчет по производственной практике утверждается организацией, в которой проходят практику обучающиеся, и представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики; материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике.

Отчет о практике по профилю специальности должен содержать 10-15 печатных страниц.

Отчет выполняется индивидуально в текстовом редакторе в соответствии с требованиями:

  • Формат документа – А4.

  • Отступы: слева – 30 мм, сверху и снизу – 20мм, справа -10мм, ориентация документа – книжная.

  • Шрифт - Times New Roman, размер 12-пт.

При оформлении каждого абзаца работы использовать:

  • Способ выравнивания – по ширине, без отступов слева и справа.

  • Красная строка начинается через 1,25 см.

  • Междустрочный интервал - одинарный.

  • Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами, способ – сквозной начиная с первого листа, но на титульном листе и содержании нумерация не проставляется.

  • Разделы работы нумеруются в порядке очереди. Нумерации подлежат разделы и подразделы, а также при наличии – пункты и подпункты,  например: «1 Раздел», «1.1 Подраздел», «2.1.1 Пункт».

  • Недопустимо переносить слова при написании названия темы отчета и всех его разделов. На конце точку ставить не следует. Между разделами, устанавливается отступ в одну пустую строчку.

  • Перечисления оформляются в следующем порядке: перед каждым пунктом ставится дефис, а по мере необходимости – строчные буквы, цифры.

  • Наименование таблицы размещается сверху и слева, без использования абзацного отступа, в одной строке указывается номер таблицы, а в другой - название таблицы по центру. Обязательно в тексте на каждую таблицу ссылка в самом тексте. Выравнивание текста в таблицах производится по горизонтали.