Файл: Библиотековедение общий курс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры»

Факультет визуальных искусств и цифровых технологий

Кафедра библиотековедения и информационных технологий

Библиотека за рубежом: общая характеристика

Курсовая работа по дисциплине: «Библиотековедение: общий курс»

Выполнила: студентка группы МБИД – 223

Куц. С.В.

Научный руководитель:

Потапова Р.П

Кандидат социологических

Наук, доцент

Работа защищена

«___»_______20__г.

оценка__________

Барнаул 2023

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Библиотека общая характеристика

Что такое библиотеки…………………………………………............................14

Цели и задачи публичных библиотек………………………………….……….16

Глава 2 Библиотеки за рубежом характеристика разных стран

Развитие библиотек за рубежом………………………………………………...19

Самые знаменитые зарубежные библиотеки и их опыт………………...…….21

Заключение………………………………………………………………….……25

Источники………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы…………………………………………...29

Введение

Актуальность: Цели стратегии культурной политики государства заключаются в сохранение исторического наследия и применении накопленного опыта для сохранения народной индивидуальности, нравственных норм, ценностей, традиций, обычаев. Так как библиотеки являются учреждениями, занимающиеся популяризацией и сохранении культурных ценностей, они играют важную роль в просветительской политики государства, что обуславливает необходимость развития библиотечно-информационной деятельности и создания квалифицированных кадров в этой сфере путём привлечения молодых специалистов. Для этого разрабатываются новые пути взаимодействию с читателями, на основе использования технологий последнего поколения, формируется расширение читательской базы, изучения, обработки и набора опыта из других стран. Так библиотековедение сможет вобрать в себя новые знания о взаимодействии с пользователями и посетителями библиотек, коммуницировать с ними и завлекать новых. Также, в эру модернизации библиотек возникает нужда сломать стереотип о старой библиотеке и представить людям данное учреждение в новом виде. Для распространения мы должны изучать общество и знать, чем можно завлечь его. Поэтому изучения опыта библиотечного дела других стран, работники и заинтересованные люди смогут добиться желаемых результатов и улучшить функциональность этого культурно - просветительского учреждения.


Объект исследования: Библиотека

Предмет исследования: Библиотека за рубежом

Цель работы: Представить общую характеристику зарубежных библиотек

Задачи:

  1. Рассмотреть цели и задачи библиотек

  2. Рассмотреть что такое библиотека и зачем ей нужно развитие

  3. Рассмотреть общую характеристику зарубежных библиотек на нескольких примера


Изученность: Разработка темы курсовой потребовала изучения разноплановой литературы по вопросам библиотек за рубежом. Рассмотренная литература была разделена на четыре тематических блока.
Первый блок объединил работы, посвященные общей характеристике библиотек.

Одной из первых работ стала статья: Моковой Татьяны Николаевны «Стандартизация в области информации, библиотечного, архивного и издательского дела: принятые ГОСТы и проекты», которая имеет цель познакомить с новыми стандартами всех лиц, заинтересованных в подобной информации. Рассматривается современная система стандартов в области информации, библиотечного, архивного и издательского дела. ГОСТ Р 7.0.102-2018 «СИБИД. Профиль комплектования фондов научных библиотек. Структура. Индикаторы комплектования» отражает специфику научных библиотек, объекты и источники комплектования фондов. ГОСТ 7.0.96-2016 «СИБИД. Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования» унифицирует терминологию, описание основных видов, состава элементов, структуры, технологии формирования, архитектуры модельной электронной библиотеки. ГОСТ Р 57723-2017 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения» устанавливает общие положения применительно к электронно-библиотечной системе (ЭБС), ориентированной преимущественно на обеспечение потребностей образовательных организаций при реализации образовательных программ с применением различных форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Объектом стандартизации ГОСТ Р 7.0.4-2019 «СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления» являются выходные сведения, формирующие поисковый образ издания и позволяющие его идентифицировать в массиве документов. ГОСТ Р 7.0.100-2018 «СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» это основной стандарт для обеспечения универсального библиографического учета на международном уровне, создания базовых библиографических данных для всех опубликованных и неопубликованных ресурсов во всех странах и на всех языках. ГОСТ Р 7.0.103-2018 «СИБИД. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения» вводится впервые и устанавливает термины и определения понятий в области библиотечно-информационного обслуживания как одного из видов библиотечно-информационной деятельности. В процессе характеристики каждого из ГОСТов выделены термины, которые появились впервые в качестве нормативных, но уже широко используются профессиональным библиотечным сообществом.



Второй статьей для раскрытия общей характеристики библиотек, является статья Гусевой Евгении Николаевны «Проблема типологии библиотек: основные тенденции», в которой дан обзор наиболее интересных и значимых тенденций в разработке проблемы типологии библиотек, созданный на основе публикаций в профильных изданиях за последние 10 лет.

Особое значение для раскрытия темы является статья Кряжевой Марины Фернандовны, «Библиотека как "третье место": реализация концепции»

Концепция «третьего места», сформулированная Р. Ольденбургом, может использоваться как один из инструментов преобразования библиотек. «Третье место» это многофункциональное общественное пространство, предоставляющее возможности для интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и самовыражения, место, в котором хочется находиться и куда хочется возвращаться («первое место» согласно данной концепции соответствует дому, «второе место» работе или учебе). Цель статьи рассмотрение концепции «третьего места» и ее реализации в библиотечно-информационной сфере Тюмени. В документах, регламентирующих работу библиотек (в первую очередь публичных), содержатся положения, подтверждающие взаимосвязь библиотечно-информационной деятельности с концепцией «третьего места». Многие характеристики «третьих мест» (гуманитарные, технико-технологические) определяют направления работы современных библиотек. Для проведения исследования нами был выбран ряд подобных характеристик: доступность, локальность; открытость для всех социальных категорий; возможность проведения досуга, развлекательность; комфортность, непринужденность взаимодействия. Использовался метод опроса с элементами семантического дифференциала; респондентами являлись пользователи Информационно-библиотечного центра для молодежи Тюмени. Исследование выявило степени выраженности данных характеристик в работе библиотеки. Результаты анализа опроса позволяют утверждать, что деятельность Информационно-библиотечного центра для молодежи соответствует характеристикам «третьего места». Сотрудники библиотеки постоянно работают над их интеграцией и развитием при сохранении исходного, документно-информационного, содержания. Концепция «третьего места» не является единственным вариантом развития каждой библиотеки, но предоставляет возможность использования определенной совокупности концептуальных характеристик как рабочего инструмента библиотечно-информационной деятельности.


Еще одной важной деталью для раскрытия темы является статья Ляшенко Татьяны Васильевны «Информационно-компетентные кадры как стратегический фактор развития библиотечного дела в XXI веке», в которой рассматриваются процессы информатизации отечественных библиотек, характеризуется процесс активного осмысления учеными и специалистами этих изменений, стремления выявить их сущность, социальные смыслы и значимость, определяющие тенденции развития библиотеки в современном мире. Отстаивается точка зрения, согласно которой основной путь решения проблем, связанных с информатизацией подготовка библиотечных кадров необходимой квалификации в системе библиотечного образования.

Второй блок включает в себя статьи, посвященные современным пользованием библиотеки и развитие технологического процесса в библиотеках.

Первой статьей в блоке будет статья Поповой Е.Д. «Некоторые аспекты в отношениях современной библиотеки и современных пользователей (часть 1)», которая рассматривает влияние информационных и телекоммуникационных технологий на современный мир. Анализируются факторы и документы, определяющие будущее библиотек в новой информационной среде. Ставится задача совершенствования удовлетворения потребительской аудитории. Целью данной статьи является стимулирование обсуждения и исследования осведомленности и двухнаправленной силы изменений библиотек и потребителей в международных документах, национальной политике, как и где акценты поставляются.

Эта тема нашла свое развитие во второй части статьи Поповой Е.Д. «Некоторые аспекты в отношениях современной библиотеки и современных пользователей (часть 2)», в которой описывается развитие информационных и телекоммуникационных технологий, которые оказывают огромное влияние на все сферы деятельности человека. В статье рассматриваются факторы и документы, которые определяют будущее библиотек в этой совершенно другой, качественно новой информационной среде, с целью выявить их соответствия потребностям потребительской аудитории. Целью данной статьи является необходимость наметить обсуждения и исследования осведомленности и двухнаправленной силы изменений библиотек и потребителей в международных документах, национальной политике, как и где акценты поставляются.

Еще одной не мало важной статьей является Слеповой Ольги Михайловны «Роль публичных библиотек в преодолении информационно-цифрового неравенства населения», в которой рассматривается проблема информационно-цифрового неравенства в современном обществе и способы его преодоления через повышение информационно-компьютерной грамотности и позитивной мотивации населения. В качестве института, способного стать посредником в цифровом просвещении различных социальных групп, выбран институт публичных библиотек. Проведенное социологическое исследование выявило особенности информационно-цифрового неравенства в конкретном регионе и возможности публичных библиотек в его преодолении. Анализ документов и статистических данных показал характер материальных и человеческих ресурсов публичных библиотек, их востребованность жителями разных поселений.


Так же по теме исследования актуально рассмотреть статью Редькиной Н.С «Современные практики библиотек по обучению информационной грамотности», в которой рассматривается информационная грамотность как совокупность приемов и способов работы с многообразными видами информации является необходимым условием существования человека в современном мире, так как способствует расширению личных, профессиональных и образовательных навыков. Концепция информационной грамотности, впервые изложенная в США в 1970-х гг. как ответная реакция на развитие информационного общества, не утрачивает актуальности, что обусловлено интенсивным развитием информационных технологий, увеличением объемов информации и появлением новых образовательных парадигм. Начиная с 1990-х гг. библиотеки стали активно развивать программы и внедрять методики повышения информационной грамотности, системно обучать пользователей рациональным приемам поиска, аналитико-синтетической переработки, извлечения, оценки и преобразования информации, а также основам информационной безопасности. Целью статьи является выявление современных библиотечных практик по обучению информационной грамотности пользователей с учетом увеличения информационных потоков и появления больших объемов дезинформации, расширения типов и видов информации, возможностей технологий обучения, в том числе онлайн, направлений деятельности библиотек по работе с информацией. Сбор информации осуществлялся с помощью БД Scopus (критерий отбора журнальные публикации с 2015 по 2019 г. по теме «информационная грамотность»). Анализ публикаций показал, что библиотеки выбирают различные способы и методы повышения информационной грамотности для своих пользователей: встраивание программ в учебный процесс в вузовских библиотеках; игровые, интерактивные формы в публичных библиотеках; индивидуальные методы работы библиотекарей-предметников с читателями; онлайн-инструкции, позволяющие формировать навыки эффективного поиска и обработки информации, в каком бы виде она ни была представлена.

Еще можно использовать статью Лаврик Ольги Львовны, Юдиной Инны Геннадиевны «Использование новейших технологий для реализации информационной функции библиотеки», в которой показаны возможности использования новейших информационно-коммуникационных технологий в информационной деятельности библиотек как ближайшая перспектива их развития