Файл: Реферат по курсу "Модели и методы принятия решений" Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
таким решениям относится закупка материалов, ремонт оборудования, направление работников на конкретные участки для выполнения конкретного перечня работ и т.д. Подобные решения принимаются ежедневно и не всегда требуют процесса согласования данного решения со стороны руководителя.

Ролевые функции участников процесса принятия управленческих решений


Исследование подходов к принятию управленческих решений выявляют изменение парадигмы управления в направлении от «рационального» к «социальному». Суть изменения заключается в том, что формализованные, рационалистические, опирающиеся на количественный анализ подходы, рассматривающие организацию как некую деперсонифицированную структуру, заменяются на подходы, во главу угла ставящие человеческий фактор со всеми его имманентными свойствами - эмоциональностью, неоднозначностью, противоречивостью. В силу этого новые подходы отличаются гибкостью, адаптивностью, ситуативностью. В теории принятия решений стали больше уделять внимания интуиции и креативным качествам субъекта.

Изменение взглядов на значимость человеческого фактора в процессе принятия решений требует детального изучения ролей человека в данном процессе, его поведения в каждой роли.

В процессе принятия решения человек может играть разные роли.

Во-первых, он может быть лицом, принимающим решение (ЛПР), т.е. фактически осуществляющим выбор наилучшей альтернативы. Адекватность оценки условий и правильность выбора действий являются следствием субъективных предпочтений лица, принимающего решение. Причем, под предпочтением следует понимать оценку, основанную как на объективном анализе проблемы, так и на ее понимании, зависящем от знаний, опыта и мотивации субъекта.

Во-вторых, человек может быть экспертом и консультантом при анализе проблемы и оценке альтернатив, т.е. профессионалом в определенной области, к которому обращается за оценками и рекомендациями лицо, принимающее решение. Эксперт или консультант не вносит своих предпочтений в принятие решения, но от его профессиональных и деловых качеств зависит правильность постановки задачи и выбора путей ее решения.

В-третьих, человек может быть исполнителем решения, т.е. работником, непосредственно осуществляющим действия, дающие результат. Качество решения зависит от безошибочности действий исполнителя. С другой стороны, неопределенность результатов действий, реализующих решение, является следствием неопределенности в отношении знаний, навыков и мотивации исполнителей.


Центральное место в процессе принятия управленческого решения принадлежит руководителю, именно он выступает в роли лица, принимающего решение. Как было отмечено ранее, в управлении преобладают слабоструктурированные проблемы, важнейшей особенностью которых является то, что их модель может быть построена только на основании дополнительной информации, получаемой от человека, участвующего в их решении. При этом приходится полагаться на систему предпочтений и индивидуальную управленческую концепцию ЛПР.

Уровни управленческих решений

Задачей любого руководителя является разрешение проблем. Руководитель должен уметь не только проанализировать хозяйственную деятельность своего предприятия, руководить трудными совещаниями, уметь убедить любого покупателя осуществить заказ, но и консультировать подчинённых по различным вопросам, вносить изменения в их трудовую деятельность, урегулировать возникающие конфликты, справиться с возникающими стрессами и т.д.

Таким образом, на руководителя ложится необходимость решения широкого комплекса вопросов. М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.

Уровень 1-й - рутинный. Принимаемые на данном уровне решения соответствуют обычной части рутины. Руководитель ведет себя в соответствии с программой, подобно компьютеру, который разрешает стандартные ситуации. Поведение других сотрудников в данном случае весьма предсказуемо. Функции руководителя заключаются в том, чтобы прочувствовать похожие ситуации и грамотно их разрешить.

Уровень 2-й - селективный. На данном уровне для руководителя требуется некая доля инициативы и свободы действий, однако, в определённых границах. Руководитель должен оценивать потенциал своих сотрудников и оставлять им некую свободу, для того, чтобы они учились эффективно подходить к разрешению конкретной проблемы. Руководитель же выбирает направление действий с максимальной вероятностью эффективности.

Уровень 3 - адаптационный. На данном уровне могут встречаться дополнительные трудности, так как руководитель должен выработать творческое решение, абсолютно новый подход. У него могут возникнуть новые идеи, и успех фирмы будет зависеть от его личной инициативы и изобретательности.

Уровень 4-й - инновационный. Данный уровень является наиболее сложным и требует особого внимания менеджеров и руководителей. Для того, чтобы добиться успеха, требуется применить абсолютно новый подход. Руководитель должен уметь разрешить совершенно неожиданную проблему, решение которой потребует приспособления к изменяющимся условиям. Не исключено, что может потребоваться создание новой отрасли науки или технологий, применение нового метода принятия решений.



Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях

Разработка управленческих решений в туристических организациях имеет определенную специфику. Искусство общения и действие по ситуации здесь оказываются особенно востребованными. Туристические организации испытают острую нехватку работников, квалифицированных специалистов в области менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.

Решения, которые принимаются в туристических организациях, зависят от вида туристской деятельности (туроператорская, турагентская и др.)

Управленческие решения, принимаемые в туроператорской организации:

  • заключение договоров с региональными представителями;

  • материальное обеспечение организации,

  • проведение рекламных компаний и акций;

  • заключение договоров с индивидуальными клиентами;

  • разработка новых направлений туристической деятельности;

  • выход на новые рынки;

  • заключение договоров с иностранными партнерами;

  • создание условий для обеспечения безопасности туристов и др.

Управленческие решения, принимаемые в турагентской организации:

  • заключение договоров с туроператорами, обладателями известных брендов,

  • оформление пакета документов для туриста;

  • материальное обеспечение фирмы, оформление помещений и снабжение оргтехникой;

  • направление сотрудников на обучение;

  • создание сайта организации и продвижение на рынок;

  • использование системы электронного бронирования;

  • решение непредвиденных ситуаций и проблем.

Социальные аспекты принятия управленческих решений в турбизнесе можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Предъявляются высокие требования к компетенции менеджеров, росту их инициативности и ответственности

  2. Возрастает роль коммуникаций, необходимо наличие обратной связи с потребителями

  3. Поведенческие особенности руководителей и организационная культура характеризуются ориентацией на потребителей

  4. Преобладает демократический стиль руководства, бесконфликтность и совместное решение проблем

  5. Методы кадровой работы ориентированы на постоянное обучение и развитие персонала

  6. Достижение эффективности возможно при условии создания особой культуры организации


Итак, разработка управленческих решений в туризме — это инициатива, творческий труд, инновационный подход к работе, доброжелательность и деятельность по ситуации.

Заключение

После рассмотрения данной темы необходимо выделить некоторые ключевые моменты.

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Разработка и принятие решения - это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы. Варианты принимаемых решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими.

Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие решений состоит из ряда стадий и этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.

Принимая окончательное решение, необходимо предвидеть также возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным.

Все вышеперечисленные факторы практически не зависят от желания или воли руководителя фирмы. Несомненно, определенное воздействие он может оказывать на потребителей своей рекламой, ценовой и сервисной политикой, однако поведение потребителей во многом будет зависеть от других условий, главным из которых является динамика денежных доходов.

Список используемых источников

  1. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - Москва: ИНФРА, 2009. – 251 с.

  2. Методы разработки управленческих решений. – URL: https://www.cfin.ru/management/practice/manag_decision_tourism.shtml (дата обращения: 04.05.2023).

  3. Принятие решений в туризме. – URL: https://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65635a3ad69b5c43a88421306c37_0.html (дата обращения: 05.05.2023).

  4. Современные проблемы принятия решений в туризме. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemyprinyatiyaupravlencheskih-resheniy-v-sfere-turizma (дата обращения: 08.05.2023).