Файл: 7 Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачетуэкзамену Примерные практические задания к экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
к рабочей программе
7.3.2. Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачету/экзамену
Примерные практические задания к экзамену
Задание1.
Предприятие специализируется на выпуске трех видов товаров, которые продаются на четырех сегментах рынка. В силу разницы условий на сегментах нынешний и потенциально будущий портфель предприятия содержит девять элементов. Объем реализации продукции в денежных единицах за последние четыре периода, абсолютные доли рынка предприятия и его сильнейшего конкурента представлены в Таблице.
Таблица
№ элемента | Объем реализации, тыс. д.е. | Доля рынка, % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | Пр-е | Конкурент | ||
1 | 2400 | 2900 | 2900 | 2500 | 34 | 17 | |
2 | 510 | 550 | 590 | 649 | 33 | 21 | |
3 | - | - | 90 | 130 | 5 | 7 | |
4 | 1650 | 1700 | 1850 | 2405 | 11 | 9 | |
5 | 200 | 240 | 280 | 448 | 15 | 10 | |
6 | - | - | 60 | 100 | 1 | 7 | |
7 | 900 | 600 | 580 | 348 | 40 | 18 | |
8 | 1000 | 1000 | 980 | 686 | 16 | 16 | |
9 | 1600 | 1200 | 900 | 400 | 2 | 4 |
Задание:
-
Используя ретроспективные данные построить матрицу Бостонской Консалтинговой группы для определения продуктовой стратегии предприятия. -
Обосновать выбор продуктовой стратегии предприятия.
Задание2.
Фирма разрабатывает стратегию сбыта вновь освоенной продукции. Возможности, возникающие во внешней среде, и состояние внутренней среды предприятия оценивала группа экспертов, определяя влияние соответствующих факторов на достижимость намеченной цели. Процедура предполагала, что каждый эксперт располагает факторы в порядке убывания важности и приписывает каждому число натурального ряда – ранг. При этом ранг 1 получает фактор имеющий, по мнению эксперта, наибольшее значение для достижимости цели при реализации стратегии, ранг 2 – второй по значимости, и так далее. Результаты анонимного анкетирования экспертов представлены в табл.
Таблица
Результаты ранжирования экспертами факторов внешней и внутренней среды по степени их влияния на достижимость целей фирмы
Номер анкеты (i) | Фактор( j ) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Сумма рангов | |
Внешняя среда | ||||||
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 | 2 2 2 1 3 3 3 1 | 2 3 4 3 2 2 2 2 | 1 1 1 2 1 1 1 2 | 4 5 5 5 4 3 5 4 | 3 4 3 4 5 2 4 3 | |
Внутренняя среда | ||||||
№9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16 | 5 2 3 5 2 3 1 1 | 1 5 2 4 5 1 5 5 | 2 1 5 4 4 4 4 4 | 5 4 1 1 3 1 3 1 | 5 3 2 2 1 2 1 2 | |
Задание:
-
Дать собственную вербальную интерпретацию для занумерованных факторов внешней и внутренней среды фирмы с учетом специфики анализируемой стратегии. -
На основе данных табл. 2, используя стандартную процедуру метода экспертных оценок, произвести оценку согласованности мнений экспертов и выявить наиболее значимые для реализации стратегии факторы организационной среды. -
В отчете сформулировать предложения в стратегию фирмы и решение проиллюстрировать графически путем построения гистограммы важности факторов и матрицы SWOT. -
Проверить выводы, следующие из матрицы SWOT, по критерию знаков.
Задание 3.
Швейное предприятие производит и реализует мужские костюмы. Показатели, характеризующие его деятельность следующие:
Выручка – 375 000 руб.
Общие переменные затраты – 250 000 руб.
Постоянные затраты – 80 000 руб.
Прибыль – 45 000 руб.
Объем производства – 500 шт.
Цена продажи – 750 руб.
Оцените производственный левридж и прокомментируйте, полученный результат.
Как измениться показатель, если прибыль предприятия сократиться на 10%.
Решение задачи 1
-
1. Исходные данные по бизнсс-ситуации для построения матрицы БКГ представлены в табл. 3.18. -
2. Матрица БКГ имеет вид, представленный на рис. 3.9. Размер геометрической фигуры вокруг точки, отвечающей координатам соответствующего продукта из таблицы 3.18, пропорционален доле данной продукции в общем объеме реализации предприятия.
Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показа* тсль | № продукции | ||||||||
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Темпы роста рынка _(ТР> |
| 1,10 | 1,44 | 1,30 | 1,60 | 1,70 | 0,60 | 0,70 | 0,44 |
Относительная доля рынка (ОДР) | 2** | 1,6 | 0,7 | 1,2 | 1,5 | 0,1 | 2,2 | 1,0 | 0,5 |
Доля продукции в общем объеме реализации предприя тия, % | 33,9 | 8,4 | 1.6 | 27,0 | 4,2 | 1,2 | 6,7 | 10,7 | 5,3 |
-
*ТР, = 2500 : 2900 = 0,86 ** ОДР, = 34 : 17 = 2 -
3. Один из возможных вариантов продуктовой стратегии предприятия представлен в табл. 3.19. Основное направление стратегии предприятия — изменение структуры продуктового портфеля и перераспределение имеющихся денежных средств. ТР
Рис. 3.9. Матрица БКГ для выбора продуктовой стратегии
Вариант продуктовой стратегии
Сегмент | № продук- | Стратегия |
«Дикие кошки» | иии 6,3 | За счет инвестиций провести дополнительные исследования и решить: или убрать из продуктового портфеля продукт № 6, или увеличить долю рынка продукта № 3 |
4 | Увеличить долю рынка | |
«Звезды» | 5,2 | Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций |
«Дойные коровы» | 7.1 | Увеличить объем реализации продукта № 7. Поддерживать продукт № 1. Избыток денежных средств направить на поддержание продуктов № 2, 3,4, 5 |
«Собаки» | 9 | Убрать га продуктового портфеля |
8 | Уменьшить объем реализации |
Решение задачи 2
1. Среди рангов, присвоенных экспертами различным факторам, могут встречаться одинаковые. Поэтому необходимо производить их стандартизацию таким образом, чтобы сумма рангов равнялась сумме членов натурального ряда от 1 до n, где n– число оцениваемых параметров.
2. Стандартизированные значения рангов определяются как средние суммы мест, поделенных между собой различными факторами с равными оценками у одного эксперта.
Таблица 2 – Результаты ранжирования экспертами факторов внешней и внутренней среды по степени их влияния на достижимость целей фирмы
Номер анкеты (i) | Фактор ( j ) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Сумма рангов | |
Внешняя среда | ||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 | 2 2 2 1 3 3 3 1 | 2 3 4 3 2 2 2 2 | 1 1 1 2 1 1 1 2 | 4 5 5 5 4 3 5 4 | 3 4 3 4 5 2 4 3 | |
Внутренняя среда | ||||||
9 10 11 12 13 14 15 16 | 5 2 3 5 2 3 1 1 | 1 5 2 4 5 1 5 5 | 2 1 5 4 4 4 4 4 | 5 4 1 1 3 1 3 1 | 5 3 2 2 1 2 1 2 | |
3. Сумма рангов, назначенных экспертами j-му параметру, рассчитывается по формуле
гдеRij – ранг, данный i-м экспертом j-му параметру.
Фактор, у которого сумма рангов будет наименьшей (при согласованности мнений экспертов), считается наиболее важным в организационной среде внешней среде.
4. Оценку согласованности мнений экспертов осуществляют в следующей последовательности.
-
определяется сумма Rj стандартизированных рангов по каждому фактору.
-
рассчитывается средняя ожидаемая сумма в предположении, что ранг есть случайная величина:
где m – число экспертов; n– число параметров.
-
находится алгебраическая разность между суммой рангов j-го параметра и средним значением:
-
рассчитывается сумма квадратов алгебраических разностей:
5. В теории экспертных оценок показано, что если мнения всех экспертов совпадают, а среди рангов, данных экспертами, нет одинаковых, то средний квадрат алгебраических разностей максимален
и при этом коэффициент конкордации есть:
Коэффициент конкордации, вычисляемый по данной формуле, представляет собой случайную величину и рассматривается как оценка истинного значения. Для определения значимости оценки необходимо знать распределение частот для различных значений числа экспертов m и количества ранжируемых факторов n. При числе факторов n> 7 оценка значимости коэффициента конкордации может быть произведена по критерию χ2 Пирсона. Величина Wm(n – 1) имеет χ2-распределение с v = п – 1 степенями свободы (Приложение).
На практике пользуются следующими рекомендациями, обоснованными применением критерием Пирсона.
Если коэффициент конкордации равен или близок к нулю