Файл: Практическое задание Комиссарова Е. Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 558

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 3. Комиссарова Е.Е.

1. Вспомните какое-либо событие из настоящего, которое вас тревожит длительное время или сценарий которого периодически повторяется в вашей жизни. Например, на каждой новой работе у вас конфликт с руководителем или/и коллегами, начинающийся с банального повода, но разрастающийся до гигантских размеров. Попробуйте найти аналогичный сценарий в вашем детстве.

Попытайтесь отследить, возникают ли у вас в этот момент какие-либо телесные переживания?

Сконцентрируйтесь на них, попробуйте их «развернуть» и понять, каким образом сценарий из настоящего дублируется со сценария прошлого?

Какие чувства и эмоции, какие потребности у вас фрустрируются и к какому результату они вас приводят? Изменилось ли что-то в восприятии ситуации?

В течение нескольких дней пыталась вспомнить такое событие и не смогла, в данный момент нет такого состояния, которое бы тревожило меня и при этом повторялось из прошлого.

Но для себя отметила, что практически всегда ( со школьных лет) беру на себя очень много задач и ответственности, и от этого испытываю дискомфорт, особенно если не укладываюсь с выполнением в обещанные или поставленные сроки.
По телесным переживаниям в эти моменты начинаю отмечать боль в шейном отделе позвоночника или правом плече.

Я думаю, что сценарий из прошлого повторяется именно в собственных установках, чувстве повышенной ответственности, обязанностях, которые в первую очередь дала сама себе, желании быть полезной.

Чувства и эмоции при успешном выполнении всех поставленных мною задач испытываю только положительные, чувствую в себе силы и потенциал делать еще и больше.
В случае неудач или недостаточно полного выполнения всего задуманного или обещанного испытываю чувство неопределенности, смятения, иногда могу винить себя за излишнюю активность, местами даже не нужную или неуместную.
С течением времени стараюсь фильтровать объем возлагаемых на себя задач, адекватно и рационально распределять их по-времени, где-то отказываться от обещаний, если понимаю, что не смогу выполнить его, учусь делегировать задачи, которые не требует моего полного вмешательства.

2. Как вы считаете какими необходимыми умениями и навыками должен обладать психолог-консультант? Обоснуйте свой ответ.

Психолог определяет и оценивает проблемы людей с помощью интервью, наблюдения, проведения психодиагностики и предоставляет индивидуальные или групповые консультационные услуги, чтобы помочь людям в достижении более эффективного личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации. 


Согласно определению Американской ассоциации психологического консультирования (American Counseling Association, 2010) психологическое консультирование (counseling) - это профессиональные отношения, которые позволяют различным людям, семьям и группам достигать целей в области психического здоровья, хорошего самочувствия, образования и карьеры.

Под психологическим консультированием понимается процесс взаимодействия между психологом и человеком, обратившимся за помощью, которое включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента, чтобы помочь ему самостоятельно научиться лучше понимать себя и других, лучше справляться с проблемами, лучше адаптироваться к изменяющейся внешней среде и развить навыки, чтобы уменьшить повседневный стресс.

Профессиональные навыки психолога консультанта

Ниже приведены навыки, необходимые психологам-консультантам (по мере убывания важности)

  • Социальная восприимчивость и эмоциональный интеллект - осознавать реакции других и понимать, почему они реагируют именно так.

  • Активное слушание - уделять все внимание тому, что говорят другие люди, находить время, чтобы понять высказанные мысли, задавать вопросы по мере необходимости и не перебивать в неподходящее время.

  • Разговорная речь – умение разговаривать, эффективно передавая информацию.

  • Критическое мышление - использование логики и рассуждений для определения сильных и слабых сторон альтернативных решений, выводов или подходов к проблемам клиентов.

  • Сервисная ориентация – направленность на активный поиск способов помочь людям.

  • Суждение и принятие решений - рассмотрение относительных затрат и выгод потенциальных действий для выбора наиболее подходящего.

  • Активное обучение - понимание значения новой информации для решения текущих и будущих проблем и принятия решений и способность постоянно обучаться.

  • Письменная речь - эффективное письменное общение в соответствии с потребностями аудитории.

  • Мониторинг - мониторинг и оценка собственной работы, действий других лиц или организаций с целью улучшения или принятия корректирующих мер.

  • Убеждение – способность убеждать других изменить свое мнение или поведение.

  • Переговоры – умение объединять других и пытаться устранять разногласия.

  • Решение сложных проблем - выявление сложных проблем и анализ связанной информации для разработки и оценки вариантов и реализации решений.

  • Инструктирование – психолог должен уметь учить других что-то делать.

  • Координация - корректировка действий по отношению к действиям других.

  • Стратегии обучения - выбор и использование методов и процедур обучения, подходящих для ситуации при изучении или преподавании нового.

  • Научный подход - использование научных правил и методов для решения проблем.

  • Оценка функционирования систем - определение мер или индикаторов производительности систем и действий, необходимых для улучшения или исправления производительности, относительно целей системы.

  • Тайм-менеджмент - Управление своим временем и временем других.

  • Управление кадровыми ресурсами - мотивация, развитие и руководство людьми в процессе их работы, определение лучших людей для работы.

  • Системный анализ - определение того, как система должна работать и как изменения условий, операций и окружающей среды повлияют на результаты.


Личные и стилевые характеристики деятельности психолога - консультанта

Работа в психологическом консультировании — очень непростая и не доступна каждому. Обучаясь консультированию, специалист приобретает  знания о теориях личности и методах психологической помощи, изучает методики психодиагностики и вмешательства. Такие знания и навыки необходимы, но сами по себе недостаточны для установления и поддержания эффективных терапевтических отношений с клиентами. В отличие от большинства других профессий, связанных с работой с людьми, стать эффективным консультантом просто усвоив сумму знаний, овладев специальными навыками и приемами невозможно. Эффективный консультант – это не только отлично теоретически и практически подготовленный специалист, но и но человек, имеющий особую личностную предрасположенность к данному виду деятельности. И это не случайно, ведь в отличие от большинства других помогающих специальностей, психолог — консультант использует особый рабочий инструмент — свою собственную личность.

Что делает консультирование эффективным? Прежде всего, такие черты и установки клиента, как готовность к изменениям, наличие достаточных психологических ресурсов и социальной поддержки (Neukrug Е., 2012). Однако развитие этих факторов у клиента тесно связано со способностью консультанта работать с клиентом.  На каждую сессию консультант привносит свои человеческие качества и переживания, которые влияют на состояние клиента. Именно человеческое измерение является одним из самых мощных средств воздействия на процесс терапии. Клинически и научно доказано, что личность консультанта и терапевтические отношения способствуют результату, по крайней мере, в той же степени, что и конкретный используемый метод вмешательства  (Norcross & Guy, 2007).

Консультирование требует от практикующего психолога готовности отказаться от стереотипов и являться подлинным (аутентичным) человеком в терапевтических отношениях. Именно в контексте такой связи между людьми клиент может получать стимулы к личностному росту, заполняя «пробелы» предыдущих отношений со значимыми людьми недополученным вниманием, участием, эмпатией и любовью. Если консультант сам прячется от клиента за своей профессиональной ролью, то и клиент, скорее всего, будут копировать его поведение – скрываясь от консультанта за ширмами и защитами.  Если консультант выступает лишь в роли эксперта, скрывая свои собственные реакции, ценности и самость, то и результатом такого «консультирования», скорее всего, будут бесплодны.


Это происходит потому, что консультант служит «терапевтическим» образцом для клиента, корректируя своей личностью огрехи предыдущих моделей: родителей и других значимых персон, учителей, воспитателей, друзей и кумиров, в общении с которыми и в подражании которым формировалась личность клиента и ее «слабые места» и «болевые точки». Если консультант моделирует неконгруэнтное поведение, дистанцирование и отстраненность, то и клиент будет повторять это поведение. Если же психолог раскрывается пред клиентом как личность, то и клиент сможет не бояться быть честным в терапевтических отношениях.  Степень искренности и аутентичности консультанта является решающей переменной, влияющей на результативность терапевтического альянса с клиентом, который является основным фактором, способствующим достижению целей терапии (Lambert and Barley, 2002). Психолог, демонстрирующий жизнеориентированный выбор, радость жизни и натуральность отношений, сможет своим примером мотивировать клиента развивать те же самые качества, улучшающие его жизнь. 

При этом психолог вовсе не обязан быть самоактуализированной личностью, достигнувшей вершины иерархии своих потребностей, и лишенные своих собственных  проблем. Невозможно ожидать, что каждый психолог будет соответствовать идеальной модели эффективного консультанта.  Существует эмпирически выведенные представления о личностных качествах хороших психологических консультантов. В России наиболее часто упоминается модель эффективного  консультанта по Р. Кочюносу (1999).

Модель Римаса Кочюнаса описывает следующие основные профессионально-важные качества личности консультанта:

  • Аутентичность — представление себя такой личностью, которой консультант       и является собой на самом деле, без какой либо игры «в профессионала» и представления «ролевого фасада».

  • Откры­тость собственному опыту (бытию) - искренность в восприятии собственных чувств, умение осознавать причины негативных тенденций в эмоциях, чувствах и поведении и их осознанный контроль, при способности использовать самоанализ как диагностический инструмент в консультировании.

  • Реалистичное отношение к себе — способность принимать себя со всеми своими недостатками и ограничениями, понимая, что именно этой способности чаще всего не хватает клиентам. Трансляция собственного принятия себя как есть клиенту, также является важной составляющей психологической помощи.

  • Сила личности и идентичность - консультант должен знать, кем он является в данный момент, куда он намерен двигаться в личном и профессиональном развитии и чего он хочет в жизни, разделяя собственные желания и мотивы от ожиданий других людей.

  • Толерантность к неопределенности — способность контролировать ход оказания психологической помощи в самых сложных ситуациях, основываясь на уверенности в себе и своих знаниях, интуиции, при способности идти на оправданный риск.

  • Принятие личной ответственности за свои действия, адекватное восприятие критики в качестве обратной связи с минимизации эмоциональных реакций и контрпродуктивного использования механизмов психологической защиты.

  • Способность к глубоким межличностным отношениям — взаимодействие без оценок и ярлыков, осуждения и идеализации, контроль контрпереноса при отсутствии опасений перед близкими, теплыми отношениями с другими людьми;

  • Постановка peaлистических целей, правильная оценка собственных возможностей;

  • Способ­ность к эмпатии, как важнейший показатель личностной зрелости консультанта.


Более широкую эмпирическую модель личности эффективного консультанта предлагает профессор социальной работы и консультирования Калифорнийского государственного университета Джеральд Кори (2009). Представленный им перечень качеств должен служить ориентиром и стимулом, чтобы начинающие консультанты могли направлять свое личностное развитие для их обретения, чтобы иметь возможность существенно менять жизнь других людей в лучшую сторону. Профессор Кори предлагает развивать эти черты, рассматривая их в континууме, ставя долговременные цели для личностного роста, развивая собственную концепцию того, какие черты личности, по мнению каждого специалиста, необходимо развить ему лично.  

  • Индивидуальность. Эффективный консультант знает, кем он является, кем он способны стать, чего он хочет от жизни в целом и что является существенным, а что — нет.

  • Самоуважение и самооценка. Эффективный консультант способен черпать силу и любовь и собственного чувства достоинства и осознания своей силы. Он чувствует себя адекватным рядом с другими людьми, и позволяют другим чувствовать себя сильными рядом с ним без ущерба для собственной самооценки.

  • Открытость к переменам. Эффективный консультант имеет готовность и мужество выйти из привычной и знакомой зоны безопасности, если он принимает решение, что ему необходимо измениться. Он активно работает над тем, чтобы стать таким, каким бы он хотел стать.

  • Жизнеориентированность. Эффективный консультант делает выборы, ориентированные на меняющуюся жизнь. Он не являются заложником раннее принятых решений, так как он готов пересмотреть их, если возникла такая необходимость. При этом он стремятся жить полной жизнью, а не довольствоваться простым существованием.

  • Подлинность, искренность и честность. Эффективный консультант не прячется от себя, коллег и клиентов за масками, защитами, идеальными ролями или фасадами.

  • Позитивно-критичное (с чувством юмора) отношение к себе. Эффективный консультант не разучился смеяться, особенно над своими собственными слабостями и противоречиями.

  • Признание своих ошибок. Эффективный психолог не отмахивается от своих ошибок и заблуждений, но и не фиксируется на допущенных промахах.

  • Жизнь в моменте настоящего. Эффективный психолог не привязан ни к прошлому, ни к будущему. Он способен полностью присутствовать вместе с другими в настоящем.

  • Уважение многообразия культур. Эффективный консультант ценит и уважает многообразие ценностей, поддерживаемых другими культурами. Они знакомы с уникальными различиями клиентов, возникающих из-за различий социального происхождения, расы, сексуальной ориентации и пола, принятия определенных религиозных или философских взглядов.

  • Гуманистическая ориентация. Эффективный психолог искренне заинтересован в благополучии других людей. Эта забота основана на уважении, заботе, доверии и реальной оценке других людей.

  • Мастерство межличностного общения. Эффективный консультант способен войти в мир других людей, не теряясь в этом мире, стремясь к созданию равноправных отношений с другими, на основе принятия позиции другого человека для совместной работы для достижения согласованных целей.

  • Эффективный консультант способен глубоко погружаться в свою работу и извлекать из нее жизненные смыслы. Он может принимать вознаграждение за свою работу, но не становится рабом своей работы, а получаемые доходы не становятся самоцелью.

  • Эффективный консультант страстен. У него есть мужество следовать своим позитивным страстям, полностью увлекаясь своей работой и жизнью.

  • Эффективный консультант способен поддерживать здоровые личные границы. Хотя консультант стремится быть полностью вовлеченным в проблемы и задачи своих клиентов в часы работы. Он не берет свою работу на дом и знает когда сказать "нет", чтобы сохранить здоровый баланс в своей жизни.