ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 559
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессор консультирования университета Старого Доминиона в Норфолке, Виргиния, Эд Нейкруг (2012) выделяет девять основных факторов, определяющих эффективность консультанта для создания надежного рабочего альянса, подчеркивая важность некоторых менее формальных аспектов личности.
В последние годы в психологической науке был сделан определенный акцент на важности подбора методов вмешательств с точки зрения доказательной практики. При проведении исследований, оценивающих эффективность тех или иных подходов к консультированию, было подтверждено, так называемые общие факторы консультирования могут играть даже более важную роль в достижении положительного эффекта, чем подбор наиболее адекватного теоретического метода вмешательства (Wampold B., 2010). Например, способность консультанта к созданию прочного рабочего альянса с клиентом может быть наиболее значимым фактором в достижении поставленных перед вмешательством целей. Формирование такого рабочего альянса основывается как минимум на шести основных компонентах, относящихся к консультанту: эмпатии (Empathy), принятии (Acceptance), подлинности (Genuineness), ориентации на здоровье и благополучие (Embracing a Wellness Perspective), культурной компетентности (Cultural Competence) и особого, трудно формализуемого фактора личности – «Это» (The “It”-factor). Под “It”-фактором понимаются уникальные трудно формализуемые, подчас иррациональные особенности личности и поведения консультанта, определяющие его способность к присоединению (joining) к клиенту или семье для создания рабочего альянса.
В дополнение к способности консультанта создать рабочий альянс с клиентом, не менее важную роль играет способности консультанта реализовать свой профессиональный теоретический подход (Wampold B., 2010), которая обусловлена тремя основными компонентами: глубинное принятие используемого теоретического подхода, вера в него и обладание профессиональной компетентности при высоких когнитивных способностях.
Также к необходимым качествам психолога-консультанта относятся:
-
Личная зрелость консультанта – он сам успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. -
Социальная зрелость консультанта – психолог способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. -
Забота о других - Работа требует чуткости к нуждам и чувствам других, понимания их потребностей в помощи. -
Честность - Работа психологического консультанта требует честности и этичности. -
Надежность - Работа психолога требует надежности, ответственности и надежности, а также выполнения обязательств. -
Самоконтроль - Работа требует сохранения самообладания, сдерживания эмоций, сдерживания гнева и избегания агрессивного поведения даже в очень сложных ситуациях. -
Социальная ориентация - работа требует предпочтения работать с другими, а не в одиночку, и личного контакта с другими на работе. -
Стрессоустойчивость - Работа требует принятия критики и спокойного и эффективного решения стрессовых ситуаций. -
Сотрудничество - Работа требует приятного отношения к другим на работе и доброжелательного отношения к сотрудничеству. -
Адаптивность / гибкость – работа психологом – консультантом требует открытости к изменениям (положительным или отрицательным) и значительному разнообразию событий на рабочем месте. -
Инициатива - Работа требует готовности брать на себя ответственность и решать проблемы. -
Аналитическое мышление - работа требует анализа информации и использования логики для решения рабочих вопросов и проблем. -
Настойчивость - Работа требует настойчивости перед лицом препятствий и вызовов. -
Достижение / Усилия - Работа консультирующего психолога требует установления и поддержания сложных целей в области достижений и приложения усилий для выполнения поставленных задач. -
Независимость - Работа требует выработки собственных способов ведения дел, руководства собой без надзора и контроля. -
Внимание к деталям - Работа требует внимательного отношения к деталям и тщательного выполнения рабочих задач. -
Инновации - Работа требует творчества и альтернативного мышления для разработки новых идей и ответов на рабочие проблемы. -
Лидерство - Работа требует готовности руководить, брать на себя ответственность и предлагать свои решения.Читайте больше о характеристиках эффективных психологов-консультантов.
Какие профессиональные знания необходимы, чтобы стать психологом-консультантом?
-
Психология - знание человеческого поведения и функционирования психики; знание индивидуальных различий в способностях, личностных особенностях, когнитивных возможностях и мотивации; владение методами психологического исследования и психологической диагностики; принципов оказания психологической помощи. -
Терапия и консультирование - знание психологом принципов, методов и процедур диагностики, лечения и реабилитации психологических и психосоматических расстройств, а также консультирования и профориентации. -
Профессиональная этика и клиентоориентированность - знание принципов и процессов предоставления персональных услуг. Это включает в себя оценку потребностей клиентов, соответствие стандартам этики, качества услуг и оценку удовлетворенности клиентов. -
Социология и антропология - знание психологом группового поведения и динамики, социальных тенденций и влияний, миграции людей, этнической принадлежности, культур, их истории и происхождения. -
Русский язык - знание структуры и содержания русского языка, включая значение и написание слов, правила композиции и грамматику. -
Образование и обучение - знание принципов и методов разработки учебных программ и тренингов, обучения и инструктирования для отдельных лиц и групп, а также оценки результатов обучения. -
Канцелярские навыки = знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как обработка текста, управление файлами и записями, стенография и транскрипция, разработка форм и другие офисные процедуры. -
Философия и теология - знание различных философских систем и религий. Это включает в себя их основные принципы, ценности, этику, образ мышления, обычаи, практики и их влияние на человеческую культуру. -
Компьютеры и электроника - знание компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая мобильные приложения. -
Законодательство - знание законов, правовых кодексов, судебных процедур, прецедентов, постановлений правительства, указов исполнительной власти, правил агентств и основ демократического политического процесса. -
Медицина - знание медицинских основ, необходимых для решения возникающих у клиента проблем. Сюда входят симптомы (особенно психических расстройств), способы лечения, профилактические меры по охране здоровья.
Противопоказания к работе психологом
-
незрелость личности, -
низкая сила "Эго", -
конформность, -
авторитарность, -
нетерпимость, -
отсутствие эмпатии, -
интеллектуальная недостатость, -
ненависть к людям, стремление «мстить» им, озлобленность, -
высокая тревожность, -
развитое чувство вины, -
стремление к гиперопеке, -
неумение общаться с людьми, неспособность выстраивать с ними отношения на взаимоуважительной основе, -
замкнутость, -
невозможность решения своих личных проблем, -
наглость, вызывающее поведение, -
склонность к манипуляциям, -
лень, безынициативность, пассивность в отношении приобретения знаний, -
психическое нездоровье, -
невротическая установка по отношению к деньгам.
Психолог-консультант должен отличаться развитым эмоциональным интеллектом, искренне любить людей и желать им помогать, быть тактичным и доброжелательным, готовым нести ответственность за свои действия.
Незаменимыми навыками в работе будут и коммуникативные способности: умение слушать, доступно рассуждать, устранять конфликты, в интересной и понятной форме доносить информацию, убеждать.