Файл: Практическое задание Комиссарова Е. Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессор консультирования университета Старого Доминиона в Норфолке, Виргиния, Эд Нейкруг (2012) выделяет девять основных факторов, определяющих эффективность консультанта для создания надежного рабочего альянса, подчеркивая важность некоторых менее формальных аспектов личности.

В последние годы в психологической науке был сделан определенный акцент на важности подбора методов вмешательств с точки зрения доказательной практики. При проведении исследований, оценивающих эффективность тех или иных подходов к консультированию, было подтверждено, так называемые общие факторы консультирования могут играть даже более важную роль в достижении положительного эффекта, чем подбор наиболее адекватного теоретического метода вмешательства (Wampold B., 2010). Например, способность консультанта к созданию прочного рабочего альянса с клиентом может быть наиболее значимым фактором в достижении поставленных перед вмешательством целей. Формирование такого рабочего альянса основывается как минимум на шести основных компонентах, относящихся к консультанту: эмпатии (Empathy), принятии (Acceptance), подлинности (Genuineness), ориентации на здоровье и благополучие (Embracing a Wellness Perspective), культурной компетентности (Cultural Competence) и особого, трудно формализуемого фактора личности – «Это» (The “It”-factor). Под “It”-фактором понимаются уникальные трудно формализуемые, подчас иррациональные особенности личности и поведения консультанта, определяющие его способность к присоединению (joining) к клиенту или семье для создания рабочего альянса.



В дополнение к способности консультанта создать рабочий альянс с клиентом, не менее важную роль играет способности консультанта реализовать свой профессиональный теоретический подход (Wampold B., 2010), которая обусловлена тремя основными компонентами: глубинное принятие используемого теоретического подхода, вера в него и обладание профессиональной компетентности при высоких когнитивных способностях.

Также к необходимым качествам психолога-консультанта относятся: 

  • Личная зрелость консультанта – он сам успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

  • Социальная зрелость консультанта – психолог способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

  • Забота о других - Работа требует чуткости к нуждам и чувствам других, понимания их потребностей в помощи.

  • Честность - Работа психологического консультанта требует честности и этичности.

  • Надежность - Работа психолога требует надежности, ответственности и надежности, а также выполнения обязательств.

  • Самоконтроль - Работа требует сохранения самообладания, сдерживания эмоций, сдерживания гнева и избегания агрессивного поведения даже в очень сложных ситуациях.

  • Социальная ориентация - работа требует предпочтения работать с другими, а не в одиночку, и личного контакта с другими на работе.

  • Стрессоустойчивость - Работа требует принятия критики и спокойного и эффективного решения стрессовых ситуаций.

  • Сотрудничество - Работа требует приятного отношения к другим на работе и доброжелательного отношения к сотрудничеству.

  • Адаптивность / гибкость – работа психологом – консультантом требует открытости к изменениям (положительным или отрицательным) и значительному разнообразию событий на рабочем месте.

  • Инициатива - Работа требует готовности брать на себя ответственность и решать проблемы.

  • Аналитическое мышление - работа требует анализа информации и использования логики для решения рабочих вопросов и проблем.

  • Настойчивость - Работа требует настойчивости перед лицом препятствий и вызовов.

  • Достижение / Усилия - Работа консультирующего психолога требует установления и поддержания сложных целей в области достижений и приложения усилий для выполнения поставленных задач.

  • Независимость - Работа требует выработки собственных способов ведения дел, руководства собой без надзора и контроля.

  • Внимание к деталям - Работа требует внимательного отношения к деталям и тщательного выполнения рабочих задач.

  • Инновации - Работа требует творчества и альтернативного мышления для разработки новых идей и ответов на рабочие проблемы.

  • Лидерство - Работа требует готовности руководить, брать на себя ответственность и предлагать свои решения.Читайте больше о характеристиках эффективных психологов-консультантов.


Какие профессиональные знания необходимы, чтобы стать психологом-консультантом?

  • Психология - знание человеческого поведения и функционирования психики; знание индивидуальных различий в способностях, личностных особенностях, когнитивных возможностях и мотивации; владение методами психологического исследования и психологической диагностики; принципов оказания психологической помощи.

  • Терапия и консультирование - знание психологом принципов, методов и процедур диагностики, лечения и реабилитации психологических и психосоматических расстройств, а также консультирования и профориентации.

  • Профессиональная этика и клиентоориентированность - знание принципов и процессов предоставления персональных услуг. Это включает в себя оценку потребностей клиентов, соответствие стандартам этики, качества услуг и оценку удовлетворенности клиентов.

  • Социология и антропология - знание психологом группового поведения и динамики, социальных тенденций и влияний, миграции людей, этнической принадлежности, культур, их истории и происхождения.

  • Русский язык - знание структуры и содержания русского языка, включая значение и написание слов, правила композиции и грамматику.

  • Образование и обучение - знание принципов и методов разработки учебных программ и тренингов, обучения и инструктирования для отдельных лиц и групп, а также оценки результатов обучения.

  • Канцелярские навыки = знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как обработка текста, управление файлами и записями, стенография и транскрипция, разработка форм и другие офисные процедуры.

  • Философия и теология - знание различных философских систем и религий. Это включает в себя их основные принципы, ценности, этику, образ мышления, обычаи, практики и их влияние на человеческую культуру.

  • Компьютеры и электроника - знание компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая мобильные приложения.

  • Законодательство - знание законов, правовых кодексов, судебных процедур, прецедентов, постановлений правительства, указов исполнительной власти, правил агентств и основ демократического политического процесса.

  • Медицина - знание медицинских основ, необходимых для решения возникающих у клиента проблем. Сюда входят симптомы (особенно психических расстройств), способы лечения, профилактические меры по охране здоровья.


Противопоказания к работе психологом

  • незрелость личности,

  • низкая сила "Эго",

  • конформность,

  • авторитарность, 

  • нетерпимость, 

  • отсутствие эмпатии, 

  • интеллектуальная недостатость,

  • ненависть к людям, стремление «мстить» им, озлобленность,

  • высокая тревожность,

  • развитое чувство вины,

  • стремление к гиперопеке, 

  • неумение общаться с людьми, неспособность выстраивать с ними отношения на взаимоуважительной основе,

  • замкнутость, 

  • невозможность решения своих личных проблем,

  • наглость, вызывающее поведение, 

  • склонность к манипуляциям, 

  • лень, безынициативность, пассивность в отношении приобретения знаний,

  • психическое нездоровье,

  • невротическая установка по отношению к деньгам. 

Психолог-консультант должен отличаться развитым эмоциональным интеллектом, искренне любить людей и желать им помогать, быть тактичным и доброжелательным, готовым нести ответственность за свои действия.

Незаменимыми навыками в работе будут и коммуникативные способности: умение слушать, доступно рассуждать, устранять конфликты, в интересной и понятной форме доносить информацию, убеждать.