Файл: Исследование было проведено на базе мбдоу дсов 32 Пчелка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЛАЙД 1

Формирование межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

СЛАЙД 2

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время наблюдается значительное ухудшение здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности множественных отклонений. Также, по данным статистики, возрастает число речевых расстройств у детей дошкольного возраста, в связи их выявление и коррекция становится неоспоримой.

СЛАЙД 3

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему коррекционно-логопедической работы по формированию межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: межанализаторное взаимодействие старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по формированию межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

СЛАЙД 4

Гипотеза исследования: предположим, что логопедическая работа с применением игровых технологий будет способствовать более эффективному формированию межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

СЛАЙД 5

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи, представленные на слайде.

СЛАЙД 6

Теоретические основы исследования представлены на слайде.

СЛАЙД 7

Исследование было проведено на базе МБДОУ ДСОВ №32 «Пчелка» г. Юрги Кемеровской области. Группа обследуемых состояла из 15 детей 6-7 лет, посещающих логопункт 1 год. Исследование включало в себя три этапа:


Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2022 г.).

Второй этап - опытно-экспериментальный (октябрь 2022- апрель 2023 гг.).

Третий этап - заключительно-обобщающий (май 2023 г.)

СЛАЙД 8

Диагностическая карта изучения межанализаторного взаимодействия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня представлена на слайде.

СЛАЙД 9

Данные констатирующего этапа свидетельствуют, что наиболее проблемными показателями являются: распределение внимания (данный показатель не проявился в высоком уровне не у одного ребенка), зрительно-моторная координация за счет недостаточной подвижности пальцев рук, фонематическое восприятие за счет недостаточного развитого фонематического синтеза и умения дифференцировать звуки на слух.

Хорошо сформированными оказались такие показатели, как целостное восприятие формы предметов, согласованность движения руки и глаза, ориентировка в собственном теле.

СЛАЙД 10

Исходя из цели исследования, выдвинутой гипотезы, и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель и содержание формирующего этапа эксперимента.

При анализе методик нами была выбрана методика по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать».

На подготовительном этапе вели работу по формирование и коррекция фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.

Были реализованы следующие напарвления:

Развитие неречевого слуха

Дифференциация по способу воспроизведения:

Дифференциация по силе звучания

Дифференциация слов, близких по звуковому составу

Применяли такие игры, как Тишина»; «Угадай, на чём играю»; «Шумовые баночки».

СЛАЙД 11

На основном этапе вели работу по развитию оптико-пространственных представлений, координации движений пальцев рук, связной речи. Применяли такие игровые технологии, как: «Земля, море, космос»; «Твист»; Лабиринты», «Куда ведет эта дорожка?», «Нелепицы».

СЛАЙД 12

На заключительном этапе велась работа по закреплению лексико-грамматического строя речи, формирование навыков словообразования и словоизменения.

Особенно им понравились игры, в которых они могли самостоятельно управлять сложным игровым оборудованием (например, магнитофоном в играх типа «Какой звук слышим чаще») и игры, связанные с взаимным контролем. Общее эмоциональное впечатление от нашей работы мы перепроверили в классической экспресс- диагностике «Ладошки». Мы внесли игровой момент в методику –

детям на пальчики надели фигурки- смайлики, выполненные в стиле бумажного театра. «Личики» были грустное, безразличное и счастливое. Мы предложили детям вопросы о том, нравились ли игры из разных блоков, например: «С каким личиком ваш человечек работал в Мастерилке?» и т. д.

СЛАЙД 13

Анализ полученных данных показал, что высокий уровень сформированности межанализаторного взаимодействия в констатирующем эксперименте был выявлен у 2 детей, что составило 13%, средний уровень сформированности межанализаторного взаимодействия был выявлен у 11 детей, что составило (74%) детей, низкий – у 2 детей, что составило 13%.

После проведения формирующего эксперимента сформированность межанализаторного взаимодействия до высокого уровня повысилась у 4 детей, и составила 26%. Средний уровень сформированности межанализаторного взаимодействия наблюдался у 10 детей, что составляет 67%. Низкий уровень сформированности межанализаторного взаимодействия наблюдается у одного ребёнка – 7%.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что количество детей находящихся на высоком уровне сформированности межанализаторного взаимодействия возросло на 13 %, а количество детей находящихся на низком уровне развития звукопроизношения снизилось на 6 %.

Максимальная динамика наблюдалась у показателей фонематический синтез, умение дифференцировать звуки, распределение внимания минимальная – фонематический анализ.

СЛАЙД 4

Анализ исследований по проблеме показал, что, в имеющихся исследованиях в отечественной педагогике и психологии рассматриваются вопросы необходимости формирования межанализаторного взаимодействия старших дошкольников с ОНР III уровня при подготовке к обучению грамоте.

Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе показал, недостаточный уровень сформированности у детей 6-7 лет с ОНР межанализаторного взаимодействия. На основе результатов теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента была реализована коррекционно-логопедическая работа по формированию межанализаторного взаимодействия старших дошкольников с ОНР III уровня при подготовке к обучению грамоте, которая включала в себя использование игровых технологий, направленных на развитие выделенных нами анализаторных систем.

Эффективность формирующего эксперимента доказали результаты повторной диагностики детей. На контрольном этапе была выявлена положительная динамика в уровне сформированности межанализаторного взаимодействия старших дошкольников с ОНР III уровня при подготовке к обучению грамоте.