Файл: Исследование было проведено на базе мбдоу дсов 32 Пчелка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЛАЙД 1
Формирование межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
СЛАЙД 2
Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время наблюдается значительное ухудшение здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности множественных отклонений. Также, по данным статистики, возрастает число речевых расстройств у детей дошкольного возраста, в связи их выявление и коррекция становится неоспоримой.
СЛАЙД 3
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему коррекционно-логопедической работы по формированию межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: межанализаторное взаимодействие старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по формированию межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
СЛАЙД 4
Гипотеза исследования: предположим, что логопедическая работа с применением игровых технологий будет способствовать более эффективному формированию межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
СЛАЙД 5
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи, представленные на слайде.
СЛАЙД 6
Теоретические основы исследования представлены на слайде.
СЛАЙД 7
Исследование было проведено на базе МБДОУ ДСОВ №32 «Пчелка» г. Юрги Кемеровской области. Группа обследуемых состояла из 15 детей 6-7 лет, посещающих логопункт 1 год. Исследование включало в себя три этапа:
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2022 г.).
Второй этап - опытно-экспериментальный (октябрь 2022- апрель 2023 гг.).
Третий этап - заключительно-обобщающий (май 2023 г.)
СЛАЙД 8
Диагностическая карта изучения межанализаторного взаимодействия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня представлена на слайде.
СЛАЙД 9
Данные констатирующего этапа свидетельствуют, что наиболее проблемными показателями являются: распределение внимания (данный показатель не проявился в высоком уровне не у одного ребенка), зрительно-моторная координация за счет недостаточной подвижности пальцев рук, фонематическое восприятие за счет недостаточного развитого фонематического синтеза и умения дифференцировать звуки на слух.
Хорошо сформированными оказались такие показатели, как целостное восприятие формы предметов, согласованность движения руки и глаза, ориентировка в собственном теле.
СЛАЙД 10
Исходя из цели исследования, выдвинутой гипотезы, и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель и содержание формирующего этапа эксперимента.
При анализе методик нами была выбрана методика по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать».
На подготовительном этапе вели работу по формирование и коррекция фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.
Были реализованы следующие напарвления:
Развитие неречевого слуха
Дифференциация по способу воспроизведения:
Дифференциация по силе звучания
Дифференциация слов, близких по звуковому составу
Применяли такие игры, как Тишина»; «Угадай, на чём играю»; «Шумовые баночки».
СЛАЙД 11
На основном этапе вели работу по развитию оптико-пространственных представлений, координации движений пальцев рук, связной речи. Применяли такие игровые технологии, как: «Земля, море, космос»; «Твист»; Лабиринты», «Куда ведет эта дорожка?», «Нелепицы».
СЛАЙД 12
На заключительном этапе велась работа по закреплению лексико-грамматического строя речи, формирование навыков словообразования и словоизменения.
Особенно им понравились игры, в которых они могли самостоятельно управлять сложным игровым оборудованием (например, магнитофоном в играх типа «Какой звук слышим чаще») и игры, связанные с взаимным контролем. Общее эмоциональное впечатление от нашей работы мы перепроверили в классической экспресс- диагностике «Ладошки». Мы внесли игровой момент в методику –
детям на пальчики надели фигурки- смайлики, выполненные в стиле бумажного театра. «Личики» были грустное, безразличное и счастливое. Мы предложили детям вопросы о том, нравились ли игры из разных блоков, например: «С каким личиком ваш человечек работал в Мастерилке?» и т. д.
СЛАЙД 13
Анализ полученных данных показал, что высокий уровень сформированности межанализаторного взаимодействия в констатирующем эксперименте был выявлен у 2 детей, что составило 13%, средний уровень сформированности межанализаторного взаимодействия был выявлен у 11 детей, что составило (74%) детей, низкий – у 2 детей, что составило 13%.
После проведения формирующего эксперимента сформированность межанализаторного взаимодействия до высокого уровня повысилась у 4 детей, и составила 26%. Средний уровень сформированности межанализаторного взаимодействия наблюдался у 10 детей, что составляет 67%. Низкий уровень сформированности межанализаторного взаимодействия наблюдается у одного ребёнка – 7%.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что количество детей находящихся на высоком уровне сформированности межанализаторного взаимодействия возросло на 13 %, а количество детей находящихся на низком уровне развития звукопроизношения снизилось на 6 %.
Максимальная динамика наблюдалась у показателей фонематический синтез, умение дифференцировать звуки, распределение внимания минимальная – фонематический анализ.
СЛАЙД 4
Анализ исследований по проблеме показал, что, в имеющихся исследованиях в отечественной педагогике и психологии рассматриваются вопросы необходимости формирования межанализаторного взаимодействия старших дошкольников с ОНР III уровня при подготовке к обучению грамоте.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе показал, недостаточный уровень сформированности у детей 6-7 лет с ОНР межанализаторного взаимодействия. На основе результатов теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента была реализована коррекционно-логопедическая работа по формированию межанализаторного взаимодействия старших дошкольников с ОНР III уровня при подготовке к обучению грамоте, которая включала в себя использование игровых технологий, направленных на развитие выделенных нами анализаторных систем.
Эффективность формирующего эксперимента доказали результаты повторной диагностики детей. На контрольном этапе была выявлена положительная динамика в уровне сформированности межанализаторного взаимодействия старших дошкольников с ОНР III уровня при подготовке к обучению грамоте.