Файл: Функции философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции философии

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста​точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая. Среди них основными функциями философии являются мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируется на таких понятиях как «мироощущение», «миропонимание», «мировоззрение». В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д. Следующий этап мировосприятия — это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение — его система взглядов на мир.5

Мировоззренческая функция философии связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Мировоззренческая функция реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном (понятийно-категориальном) и эмо​ционально-образном (представленчески-ассоциативном).

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Методологическая функция философии проявляется в обес​печении научного и социального познания социально выверенны​ми и апробированными правилами, нормами и методами действия. Это совокупность способов деятельности и требований к мысляще​му субъекту, сформулированных на основе законов действитель​ности. Методология понимается как система принципов и спосо​бов организации теоретической и практической деятельности, а так​же как учение об этой системе. Предполагается, что методолог знает «тайну» метода, обладает технологией мышления. Поэтому методо​логия регулирует познавательный процесс с учетом современного уровня знаний, сложившейся картины мира. Выделяют два уровня методологии. Первый — инструментальный. Здесь формиру​ется требования, которые обеспечивают протекание мыслительных и практических операций, и определяется не содержание, а ход мысли и действия. Второй — конструктивный, направленный на приращение знания, получение нового содержания.6


Две основные функции философии — мировоззренческая и методологическая — взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и, прежде всего, принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.

Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как «бытие», «материя», «развитие», «необходимость и случайность» и т.д.

Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла».

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз​вития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль​ше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомя​нуть функцию философии как школы теоретического мышле​ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи​лософии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельст​вует о важности критического подхода и наличия определен​ной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что по​ложительное значение имеет лишь основывающаяся на диа​лектическом отрицании конструктивная критика, а не аб​страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее ак​сиологическая функция. Любая фило​софская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социаль​ных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо​бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает

проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно много​плановой по своему содержанию и охватывает различные ас​пекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способст​вовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изме​нения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социаль​ный мир нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен​но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческо​го общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию кол​лективных действий по их достижению. При этом степень жиз​ненности философской концепции определяется тем, насколь​ко каждый индивид может ее понять и принять. Следователь​но, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.7

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую можно назватьгуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждаю​щую роль для каждого индивида, способствовать формирова​нию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению по​зитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, кото​рая особенно важна в периоды нестабильного состояния обще​ства, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не ус​певают сформироваться или завоевать авторитет; когда чело​веческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой не​легкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно акту​альна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавше​му логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лече​ние) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»8. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мне​нию, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.


Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявил, что «культура духа есть философия».

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. «Мне представляется, — писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии Макс Лауэ, — что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра, и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель».

Когда мы ставим перед собой вопросы: «что мне дает философия, что мне даст ее изучение?», нельзя сбрасывать со счетов ее общекультурную функцию. Никогда не считался культурным человек, философски необразованный и неподготовленный. Тем более это относится ко времени, в котором мы живем. С другой стороны, в порядке обратной связи заметим, что по отношению человека к философии можно судить и об его общей и об его профессиональной культуре.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает осталь​ные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство прояв​ляется специфика и сущность философского знания.

В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления. Философскими знаниями необходимо вооружиться для того, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно разбираться в сложных философских вопросах и вопросах жизни вообще. Иначе говоря, изучение философии должно обеспечить определенный уровень философской культуры личности. В частности, такое изучение должно противостоять распространению в обществе различного рода псевдоучений, с кото​рыми выступают новоявленные «пророки» и «спасители». Умение са​мостоятельно мыслить, определенный уровень философских знаний позволят правильно оценить различные философские и религиозные взгляды, отличать серьезные учения от откровенного шарлатанства.