Файл: А. Н. Артамонов Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Одной из отраслей прокурорского надзора, закрепленных Федеральным законом от 17 января 1992 г..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с ч. 4 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа рассматривает требование прокурора в срок не позднее 5 суток и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору. Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при несогласии руководителя следственного органа или следователя с требованиями прокурора, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении выявленных им нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. При несогласии с требованиями прокурора руководителей следственных органов всех уровней окончательным является решение Генерального прокурора РФ.

Рассмотрение же требований прокурора в органах дознания столь подробного регулирования в УПК РФ не имеет — для органа дознания и дознавателей требования и указания прокурора являются обязательными и подлежат исполнению независимо от их обжалования.

2. Отмена незаконных и необоснованных постановлений органов предварительного расследования и нижестоящего прокурора (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурор вправе отменить любое незаконное или необоснованное постановление поднадзорного ему органа дознания, дознавателя, а также нижестоящего прокурора.

По общему правилу отмена постановлений следователей или руководителей следственных органов не входит в компетенцию прокурора. Данное правило, однако, имеет исключения. Во-первых, прокурор вправе отменить незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела, независимо от того, вынесено ли оно следователем или дознавателем (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Такое полномочие прокурор реализует в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела.

Во-вторых, в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении прокурор вправе отменить постановление следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, если признает его незаконным или необоснованным (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

В-третьих, в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела прокурор вправе отменить признанное им незаконным или необоснованным постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч. 11 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК РФ).


Об отмене незаконного или необоснованного постановления должностного лица органа расследования нижестоящего прокурора прокурор выносит постановление.

3. Вынесение представления об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона является одним из основных актов прокурорского реагирования и широко применяется во всех направлениях надзорной деятельности. Порядок его внесения и рассмотрения урегулирован ст. 24 Закона о прокуратуре. Данный закон содержит четкие указания о применении представления при надзоре за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. 28), надзоре за исполнением законов администрациями мест лишения и ограничения свободы (п. 1 ст. 33). Законодательных предписаний о применении такого акта реагирования в сфере досудебного уголовного производства нет. Напротив, детальная регламентация уголовно-процессуальных полномочий прокурора, на первый взгляд, исключает использование им правовых средств, не предусмотренных УПК РФ. Однако практика внесения представлений в следственные органы или органы дознания имеется 7. Упоминается такой акт реагирования и в п. 1.19 приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. № 162.

В отличие от требования об устранении нарушений федерального законодательства, которое должно содержать указания на допущенные и подлежащие устранению по конкретному уголовному делу или материалу нарушения закона, представление прокурора становится целесообразным при необходимости обратить внимание соответствующих руководителей на имеющие место систематические нарушения закона в органе расследования и обстоятельства, им способствующие. Не все допущенные по уголовному делу нарушения закона могут быть устранены процессуальными средствами, в связи с чем становится важным принятие мер организационного, управленческого характера, чему и будет способствовать рассмотрение и разрешение в органе расследования представления прокурора. В представлении также может быть поставлен вопрос об ответственности конкретных должностных лиц, который, как правило, не находит отражения в требовании об устранении нарушений федерального законодательства, вносимом в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

4. Признание доказательств, полученных с нарушением закона, недопустимыми (ч. 3 ст. 88 УПК РФ). Данное полномочие не относится к исключительной компетенции прокурора, в соответствии с чч. 2, 3 ст. 88 УПК РФ признать доказательство недопустимым вправе также суд, следователь, дознаватель. Тем не менее реализация этого права именно прокурором имеет наибольшее значение для обеспечения законности досудебного производства. Как правило, следователи и дознаватели не принимают решение о признании полученных ими доказательств недопустимыми. Суд же разрешает вопрос о допустимости доказательств лишь в судебных стадиях процесса.



О признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм УПК РФ, прокурор должен вынести мотивированное постановление. Данный акт реагирования исключает использование таких доказательств органами расследования для принятия уголовно-процессуальных решений. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление. Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на применение такого полномочия на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом 8.

5. Возвращение уголовного дела следователю, дознавателю со своими письменными указаниями (п. 15 ч. 2 ст. 37, ст. ст. 221, 226 УПК РФ). Возвращение дела, поступившего к прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, может потребоваться при необходимости изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого; пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления; восполнения неполноты проведенного расследования; устранения иных обстоятельств, препятствующих разрешению уголовного дела судом.

О возвращении уголовного дела прокурор выносит мотивированное постановление, в котором излагает основания принятого решения и указания о выполнении необходимых для устранения нарушений и недостатков процессуальных действий. Интересно отметить, что указания прокурора при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия являются для следователя обязательными, хотя по общему правилу прокурор не наделен правом дачи указаний следователю.

Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору. При этом исполнение решения прокурора о возвращении уголовного дела приостанавливается. Вышестоящий прокурор должен принять решение по обращению следователя в течение 10 суток (чч. 4, 5 ст. 221 УПК РФ).

Правом не согласиться с решением прокурора о возвращении уголовного дела наделен также и дознаватель 9. Возвращение уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта может быть обжаловано дознавателем с согласия начальника органа дознания в течение 48 часов с момента поступления к нему уголовного дела вышестоящему прокурору, который должен разрешить обращение дознавателя в течение 3 суток (чч. 4, 5 ст. 226 УПК РФ). Возвращение уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления или его направление для производства дознания в общем порядке может быть обжаловано в течение 24 часов, с принятием соответствующего решения вышестоящим прокурором в течение 2 суток (чч. 4 и 5 ст. 2268 УПК РФ).


6. Отстранение дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ч. 2 ст. 37). Реализация прокурором данного полномочия не приводит непосредственно к устранению уже допущенных дознавателем при производстве расследования нарушений закона. Вместе с тем оно служит целям пресечения и предупреждения нарушений закона конкретным дознавателем и, с учетом оснований его применения, несомненно, относится к рассматриваемой группе средств прокурорского реагирования. Закон не определяет прямо форму реализации рассматриваемого полномочия, в наибольшей степени его характеру соответствует вынесение прокурором постановления.

В настоящее время прокурор не располагает аналогичным полномочием в отношении допустившего нарушение закона при производстве расследования следователя. При обнаружении соответствующих оснований он в требовании или ином акте реагирования вправе поставить вопрос об этом перед руководителем следственного органа, компетентным принять решение об отстранении следователя от дальнейшего производства расследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 39 УПК РФ.

7. Направление в органы предварительного расследования материалов для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Такое полномочие реализуется при установлении в ходе надзора нарушений уголовного законодательства должностными лицами поднадзорных органов. Например, в связи с выявлением фактов укрытия преступлений от учета, фальсификации материалов предварительной проверки или уголовных дел. Постановление, вынесенное в данном случае прокурором, рассматривается уголовно-процессуальным законодательством в качестве особого повода к возбуждению уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании может быть принято следователем только с согласия руководителя следственного органа (ч. 11 ст. 148 УПК РФ).

8. Освобождение незаконно задержанного или лишенного свободы, а также содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ (ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 221 УПК РФ, п. 3 ст. 22, п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре). Право прокурора освободить каждого, незаконно водворенного или содержащегося в местах лишения или ограничения свободы, выходит за рамки только уголовно-процессуальных полномочий прокурора, о чем свидетельствует его широкая нормативная основа. Поводом для применения прокурором рассматриваемого полномочия может послужить, например, признание им незаконным или необоснованным задержания подозреваемого, произведенного следователем или дознавателем; истечение предельного срока содержания обвиняемого под стражей, в случае если материалы оконченного расследованием уголовного дела были предъявлены содержащемуся под стражей обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до его окончания. Кроме того, прокурорам предписано систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно задержанных, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях 10. Об освобождении незаконно задержанного лица прокурор выносит постановление.


Необходимо обратить внимание, что несогласие прокурора с судебным решением о применении в отношении подозреваемого или обвиняемого в качестве меры пресечения заключения под стражу (например, если прокурор не поддержал соответствующее ходатайство следователя) не относится к основаниям применения рассматриваемого полномочия. В данном случае прокурор должен принимать меры к обжалованию в установленном порядке решения суда, которое, по его мнению, является незаконным или необоснованным.

9. Обжалование решений суда (ч. 11 ст. 108, ст. 127 УПК РФ). Выше уже рассматривалось право прокурора участвовать в судебных заседаниях, проводимых в рамках судебного контроля в досудебном производстве. Однако прокурор является не только участником судебного заседания, но и субъектом обжалования принимаемых судом решений. Как указал Генеральный прокурор РФ, в каждом случае установления предусмотренных законом оснований прокурор должен принимать меры к своевременному обжалованию решений суда, принятых по ходатайствам об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения 11. К числу таких мер, например, может относиться доведение информации о результатах судебного заседания до прокурора, к компетенции которого относятся обжалование судебных решений, подготовка материалов для внесения им апелляционного или кассационного представления в соответствующую судебную инстанцию.

Представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в общем порядке апелляционного и кассационного производств, установленном главами 451, 471 УПК РФ, с учетом особенностей обжалования отдельных судебных решений. Так, согласно ч. 1 ст. 108 УПК РФ постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения.

Как уже отмечалось, в досудебном уголовно-процессуальном производстве роль прокурора не ограничивается надзором за исполнением законов органами предварительного расследования. Являясь лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, прокурор реализует и иные процессуальные полномочия, не обусловленные решением только надзорных задач. Такие полномочия используются для руководства уголовным преследованием, осуществляемым поднадзорными органами, служат целям предупреждения ими нарушений закона при осуществлении уголовного проследования. Вместе с тем при реализации таких полномочий не исключено выявление нарушений требований УПК и, с учетом конкретной ситуации, возможно их применение для устранения тех или иных нарушений закона. К их числу относятся следующие права прокурора: