Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка Тема 1.1 Отрасль в системе национальной экономики. Роль и значение ТЭК в системе рыночной экономики. Сферы, комплексы, отрасли экономики. Перспективы развития ТЭК, н/п, н/х. Формы организации производства. [1]с 13-18[7]с 231-2721. «Сферы, комплексы и отрасли экономики»При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, секторы экономики.По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и на нематериальную сферу.К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство ) строительство,торговля,общественное питание, инфмационно-вычислительное обслуживание и пр.К непроизводственной сфере относятся ЖКХ, пассажирский транспорт, связь (обслуживающие организации непроизв. сферы и населения) здравоохранения, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли.Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, ОФ, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.Промышленность по российской статистики подразделяется на отрасли тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда.Межотраслевой комплекс – это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. По принципу разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики. Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение:сектор финансовых предприятийсектор государственных учрежденийсектор домашних хозяйстввнешний сектор государственный сектор (промышленные предприятия)частный секторПо международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли производящие услуги.Структурная перестройка экономики России. Эффективной признаётся та экономика, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи НТП и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:- развитие отрасли, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;- создание условий для развития перспективных наукоёмких производств;- свёртывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности.Отечественная экономика всё сильнее втягивается в худший вариант международного развития труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.В 2000г уд. вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учётом древесины, чёрных цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства 80,4%Тем не менее, в отрасли имеются большие возможности в области высоких технологий (

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга.

2. Финансовое обеспечение предприятий

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ



- коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (взаимосвязанность).

- интерактивность, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

- многовариантность, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

- участие, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей фирмы;

- адекватность отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
2. Бизнес – план, структура.

Бизнес – план - краткое, точное, доступное, понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес – план - служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определённый период времени (т.е. это мера степени достижения успеха).

Бизнес – план - это документ управления бизнесом, т. е. это неотъемлемый элемент стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля.

Бизнес – план - это средство получения необходимых инвестиций, мощный инструмент финансового бизнеса.

Бизнес – план - это процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления, это реклама для предлагаемого бизнеса, инструмент самообучения.

Бизнес – план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнёрами:

- инвесторами;

- поставщиками сырья, материалов, оборудования;

- посредниками в реализации продукции;

- предприятиями или организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование НИ, производственной, и инвестиционной и иной деятельностью;

- возможными спонсорами и др.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес – планов по форме, содержанию, структуре и т. д.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес – плана, степень его детализации можно также отнести:

- специфику вида предпринимательской деятельности;

- размеры предприятия;


- цель составления бизнес – плана;

- общую стратегию предприятия;

- размер предполагаемого рынка сбыта;

- наличие конкурентов;

На предприятии разрабатываются два варианта бизнес – плана: официальный и рабочий (содержащий весь информационный материал).

Не существует жёстко регламентированной формы бизнес – плана (см. 4 варианта структуры бизнес – плана). Несмотря на внешние отличия различных вариантов структур бизнес – плана, состав практически остаётся неизменным. В результате изучения, обобщения предложен вариант: в области планирования бизнеса.

1. Концепция бизнеса (резюме);

2. Описание предприятия и отрасли;

3. Характеристика услуг и продукции;

4. Исследование и анализ рынка;

5. Конкуренция и конкурентное преимущество;

6. План маркетинга;

7. План производства;

8. Организационный план;

9. Финансовый план;

10.Финансовая стратегия;

11.Потенциальные риски.

3. План производства, показатели.

Этот раздел бизнес – плана – план производства содержит описание всего производственного процесса. Он разрабатывается теми предприятиями, которые занимаются производством продукции или услуг. Главная задача раздела – подтвердить расчётами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым количеством.

Производственная программа содержит в себе планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Основанием разработки производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий и подразумевает выяснение растущих потребностей населения и организаций.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по производствам (цехам) с разбивкой по месяцам, кварталам. Производственная программа разрабатывается по каждому производству (установке) на основе материального баланса и производственных мощностей и должна обеспечить безусловное выполнение всех договоров и заказов.

Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается её всесторонним обоснованием, прежде всего по трем направлениям:

- наличием производственных мощностей;

- наличием материальных ресурсов;

- наличием квалифицированных специалистов всех уровней.



Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция (последний показатель применения в отечественной практике в сфере материального производства).

Объем продаж (ОП) (применим в мировой практике и применим для всех предприятий) – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.

Объем реализованной продукции (РП) рассчитывается:
РП = ТП+(РПнп-РПкп),
где ТП – объем товарной продукции за определённый период;

РПнп, кп – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода.

Товарная продукция (ТП) – это стоимость готовой продукции (ГП), предназначенной для реализации на сторону, и стоимость полуфабрикатов и продукции вспомогательных служб, предназначаемых для реализации на сторону:
ТП = ГП + ПФнс.
Валовая продукция - это весь объем выполненных работ:
ВП= ТП+(НПкп – НПнп),
где НПкп, нп – стоимость незавершённого производства на конец и начало периода.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии.
ЧП = РП (ОП)
материальные затраты – амортизация

Чистая продукция на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель – национальный доход.

Условно чистая продукция:
УЧП = РП (ОП) – МЗ.
Норматив ЧП – это часть цены, включающая основную и дополнительную зарплату с отчислением и нормативную прибыль.

Нормативная стоимость обработки – это зарплата производственных рабочих с отчислениями, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Валовой оборот (ВО) – это сумма стоимости продукции всех подразделений, отсюда:

ВО = ВП+ВЗП
(внутризаводское потребление полуфабрикатов и услуг собственного производства). Или
ВП = ВО – ВЗП.
Тема 6.2. Финансы предприятия

Цель: «Знать источники финансирования ресурсов предприятия».

Вопросы:

1. Финансовые ресурсы предприятия;

2. Финансовое обеспечение предприятия.
[8] с 526 – 530 .
1. Финансовые ресурсы предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.


Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние источники образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования.

Внешние – поступления ресурсов на предприятия извне.

Состав финансовых ресурсов (см. схему)


Финансовые ресурсы предприятия






Мобилизуемые на финансовом рынке

Поступающие в порядке перерасределения



Образуемые за счет собственных средств

Образуемые за счет приравненных к ним средств


  • прибыль от основной деятельности

  • прибыль от выполняемых КИР и другие целевые доходы

  • прибыль от финансовых операций

  • прибыль от СМР, выполняемых хозяйственным способом

  • внереализационные доходы



.


  • амортизационные отчисления

  • выручка от реализации выбавшего имущества

  • устойчивые пассивы

  • накопление не распределённой прибыли

  • целевые поступления

  • резервный фонд

  • паевые и иные взносы членов трудового коллектива




  • средства от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.)

  • кредитные инвестиции



  • страховые возмещения по рискам

  • реализация страховых полисов и залоговых свидетельств

  • финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности)

  • деведенты, проценты по ценным бумагам других эмитентов

  • финансовые, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур

  • бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции.







2. Финансовое обеспечение предприятий


Различают два основных вида финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия, долгосрочные финансовые средства в виде ОФ (капитал) и краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого производственного цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи ГП.

При определении потребности в денежных ресурсах необходимо учитывать:

- для какой цели требуются денежные средства, и на какой период (краткосрочный или долгосрочный);

- когда и сколько необходимо денежных средств;

- можно ли изыскать необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;

- каковы будут затраты при уплате долгов;

  • когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение дохода?

  • какова будет величина этого дохода?

Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной фонд (акционерный капитал, паевые взносы, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства, размер денежных средств инвестированных в процесс производства – ОФ, ОС).

На действующих предприятиях источники финансирования: прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления и др.

При недостатке собственных средств предприятие может обратиться за кредитом (краткосрочные – до года, среднесрочные – от года до трёх, долгосрочные – от трёх до пяти).

Кредитование имеет две разновидности:

- кредитование деятельности хоз. субъекта в форме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит);

- кредитование как разновидность расчётов, т.е. расчётов рассрочкой платежей (торговый кредит).

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение.

Обеспечение кредита – это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство; гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и др.)

Банковский кредит выдается на конкретный срок под определённый кредитный процент. Кредит может выдаваться под долговое обязательство, или именуемое