Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (взаимосвязанность).
- интерактивность, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- многовариантность, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участие, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей фирмы;
- адекватность отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
2. Бизнес – план, структура.
Бизнес – план - краткое, точное, доступное, понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес – план - служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определённый период времени (т.е. это мера степени достижения успеха).
Бизнес – план - это документ управления бизнесом, т. е. это неотъемлемый элемент стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля.
Бизнес – план - это средство получения необходимых инвестиций, мощный инструмент финансового бизнеса.
Бизнес – план - это процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления, это реклама для предлагаемого бизнеса, инструмент самообучения.
Бизнес – план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнёрами:
- инвесторами;
- поставщиками сырья, материалов, оборудования;
- посредниками в реализации продукции;
- предприятиями или организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование НИ, производственной, и инвестиционной и иной деятельностью;
- возможными спонсорами и др.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес – планов по форме, содержанию, структуре и т. д.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес – плана, степень его детализации можно также отнести:
- специфику вида предпринимательской деятельности;
- размеры предприятия;
- цель составления бизнес – плана;
- общую стратегию предприятия;
- размер предполагаемого рынка сбыта;
- наличие конкурентов;
На предприятии разрабатываются два варианта бизнес – плана: официальный и рабочий (содержащий весь информационный материал).
Не существует жёстко регламентированной формы бизнес – плана (см. 4 варианта структуры бизнес – плана). Несмотря на внешние отличия различных вариантов структур бизнес – плана, состав практически остаётся неизменным. В результате изучения, обобщения предложен вариант: в области планирования бизнеса.
1. Концепция бизнеса (резюме);
2. Описание предприятия и отрасли;
3. Характеристика услуг и продукции;
4. Исследование и анализ рынка;
5. Конкуренция и конкурентное преимущество;
6. План маркетинга;
7. План производства;
8. Организационный план;
9. Финансовый план;
10.Финансовая стратегия;
11.Потенциальные риски.
3. План производства, показатели.
Этот раздел бизнес – плана – план производства содержит описание всего производственного процесса. Он разрабатывается теми предприятиями, которые занимаются производством продукции или услуг. Главная задача раздела – подтвердить расчётами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым количеством.
Производственная программа содержит в себе планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Основанием разработки производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий и подразумевает выяснение растущих потребностей населения и организаций.
Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по производствам (цехам) с разбивкой по месяцам, кварталам. Производственная программа разрабатывается по каждому производству (установке) на основе материального баланса и производственных мощностей и должна обеспечить безусловное выполнение всех договоров и заказов.
Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается её всесторонним обоснованием, прежде всего по трем направлениям:
- наличием производственных мощностей;
- наличием материальных ресурсов;
- наличием квалифицированных специалистов всех уровней.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция (последний показатель применения в отечественной практике в сфере материального производства).
Объем продаж (ОП) (применим в мировой практике и применим для всех предприятий) – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
Объем реализованной продукции (РП) рассчитывается:
РП = ТП+(РПнп-РПкп),
где ТП – объем товарной продукции за определённый период;
РПнп, кп – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода.
Товарная продукция (ТП) – это стоимость готовой продукции (ГП), предназначенной для реализации на сторону, и стоимость полуфабрикатов и продукции вспомогательных служб, предназначаемых для реализации на сторону:
ТП = ГП + ПФнс.
Валовая продукция - это весь объем выполненных работ:
ВП= ТП+(НПкп – НПнп),
где НПкп, нп – стоимость незавершённого производства на конец и начало периода.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии.
ЧП = РП (ОП)
материальные затраты – амортизация
Чистая продукция на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель – национальный доход.
Условно чистая продукция:
УЧП = РП (ОП) – МЗ.
Норматив ЧП – это часть цены, включающая основную и дополнительную зарплату с отчислением и нормативную прибыль.
Нормативная стоимость обработки – это зарплата производственных рабочих с отчислениями, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Валовой оборот (ВО) – это сумма стоимости продукции всех подразделений, отсюда:
ВО = ВП+ВЗП
(внутризаводское потребление полуфабрикатов и услуг собственного производства). Или
ВП = ВО – ВЗП.
Тема 6.2. Финансы предприятия
Цель: «Знать источники финансирования ресурсов предприятия».
Вопросы:
1. Финансовые ресурсы предприятия;
2. Финансовое обеспечение предприятия.
[8] с 526 – 530 .
1. Финансовые ресурсы предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние источники образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования.
Внешние – поступления ресурсов на предприятия извне.
Состав финансовых ресурсов (см. схему)
Финансовые ресурсы предприятия
Мобилизуемые на финансовом рынке
Поступающие в порядке перерасределения
Образуемые за счет собственных средств
Образуемые за счет приравненных к ним средств
-
прибыль от основной деятельности -
прибыль от выполняемых КИР и другие целевые доходы -
прибыль от финансовых операций -
прибыль от СМР, выполняемых хозяйственным способом -
внереализационные доходы
.
-
амортизационные отчисления -
выручка от реализации выбавшего имущества -
устойчивые пассивы -
накопление не распределённой прибыли -
целевые поступления -
резервный фонд -
паевые и иные взносы членов трудового коллектива
-
средства от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.) -
кредитные инвестиции
-
страховые возмещения по рискам -
реализация страховых полисов и залоговых свидетельств -
финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности) -
деведенты, проценты по ценным бумагам других эмитентов -
финансовые, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур -
бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции.
2. Финансовое обеспечение предприятий
Различают два основных вида финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия, долгосрочные финансовые средства в виде ОФ (капитал) и краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого производственного цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи ГП.
При определении потребности в денежных ресурсах необходимо учитывать:
- для какой цели требуются денежные средства, и на какой период (краткосрочный или долгосрочный);
- когда и сколько необходимо денежных средств;
- можно ли изыскать необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;
- каковы будут затраты при уплате долгов;
-
когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение дохода? -
какова будет величина этого дохода?
Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной фонд (акционерный капитал, паевые взносы, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства, размер денежных средств инвестированных в процесс производства – ОФ, ОС).
На действующих предприятиях источники финансирования: прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления и др.
При недостатке собственных средств предприятие может обратиться за кредитом (краткосрочные – до года, среднесрочные – от года до трёх, долгосрочные – от трёх до пяти).
Кредитование имеет две разновидности:
- кредитование деятельности хоз. субъекта в форме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит);
- кредитование как разновидность расчётов, т.е. расчётов рассрочкой платежей (торговый кредит).
Важным условием выдачи кредита является его обеспечение.
Обеспечение кредита – это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство; гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и др.)
Банковский кредит выдается на конкретный срок под определённый кредитный процент. Кредит может выдаваться под долговое обязательство, или именуемое