Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- разработка новых видов продукции и товарных знаков;
- определение цен на продукцию;
- осуществление рекламы и техобслуживания потребителей;
- организация сбыта;
- транспортировка товара.
3. Реклама.
Реклама – это комплекс средств и приемов, направленных на достижение конечной цели – реализацию товаров и услуг и создание спросов на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель. К целям рекламы относится создание и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).
Реклама должна содержать аргумент в пользу продукции, убеждать в необходимости её приобретения и использования.
Наиболее распространённые способы рекламы: прямая почтовая реклама, лично вручаемые информационные письма, листовки на переговорах и презентациях; выступление на семинарах, личные посещения руководителей специалистов предприятий; реклама в прессе, по радио, телевидению. Реклама решает не только торговую задачу. Она строит фундамент движения и доверия не только к фирме, но и к стране, которую представляет.
Никакая реклама не поможет продать продукцию вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя.
Для того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества и достоинства, которыми обладает рекламируемый товар.
Вопросы для самопроверки:
-
Понятие маркетинга. -
Цель, принципы маркетинга -
Функции маркетинга. -
Назначения рекламы. -
Способы рекламы. -
Требования, предъявляемые к рекламе.
Тема 4.2. Качество и конкурентоспособность продукции
Цели:
-
Изучить пути повышения качества и конкурентоспособности продукции. -
Суть стандартизации и сертификации продукции.
Вопросы:
-
Значение повышения качества продукции, показатели качества продукции. -
Управление качеством продукции. -
Стандартизация продукции. -
Сертификация продукции. -
Конкурентоспособность предприятия и его продукции.
[8] с 346-372.
[1]с 144- 158- 164
1. Значение повышения качества продукции. Показатели качества продукции.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Выживаемость любой фирмы
зависит от конкурентоспособности продукции, услуг. В свою очередь конкурентоспособность продукции связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
От выпуска высококачественной продукции выиграет и национальная экономика, т.к. увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платёжного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.
Качество – это совокупность свойств продукции , обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.
Качество- это совокупность свойств определяющих пригодность продукции своему назначению.
Качество продукции, может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени, в зависимости от назначения и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Оценка качества основана на сравнении с эталоном.
Количественная характеристика свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. Основными являются:
- показатели назначения (эксплуатационная характеристика: производительность) полезный эффект от эксплуатации;
- показатели надёжности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и функций. Это безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость ( в пищевой промышленности особенно);
- показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско – технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий;
- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем выше уровень унифицированности тем лучше, как для производителя, так и для потребителя, это говорит о взаимозаменяемости деталей и узлов;
- эргономические показатели отражают удобства эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических физиологических, и психологических свойств человека( расположение руля , освещенность, температура, шум, вибрация , излучения , влажность, и т.п.;
- эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия( дизайн, цвет, запах, стиль, и т.д.);
- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки без нарушения его свойств;
- патентно- правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;
- экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении( вредные примеси ,излучение);
- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации, хранения изделий . Покупатель, приобретая изделия, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств , которыми оно обладает.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качеств и затрат что можно представить:
Копт=Q/C,
где Q- качество изделия ( квалиметрия – это наука по изучению);
С- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.
2. Управление качеством продукции
Управление качеством - действия осуществляемые при создании , эксплуатации или потреблении продукции в целях установления , обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
Схема управления качеством продукции
Б лок сравнения и при н ятия решений | | |
| |
Блок возде йствия |
Факторы влияющие на качество
Информация о фактическом качестве |
План п о качеству |
Ф актическое качество |
К числу факторов , влияющих на качество относятся:
- станки, машины, другое производственное оборудование;
- профессиональное мастерство, знание, навыки, психофизиологическое здоровье работников.
К условиям обеспечения качества относятся :
- характер производственного процесса , его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
- климатическое состояние окружающей среды и производственных мощностей;
- интерьер и производственный дизайн;
- характер материальных и моральных стимулов;
- морально – психологический климат в производственном коллективе;
- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
- состояние социально – материальной среды работающих.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством (стандарты ИСО серии 900 ,в которых отражён международный опыт).
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества включает 11этапов. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя и потребителя.
Схема управления качеством продукции
-
Политика предприятия в области качества
-
Система качества
-
Управление качеством
2. Проектирование, разработка продукции
Обеспечение качества |
-
У лучшение качества
1.маркетинг 3. обслуживание.
-
материально-технич.
11.утилизация обеспечение.
10.тех.обсл. 4.подготовка и разраб-а
продукции.
9.монтаж и
эксплуатация. 5.изготовление.
8.реализация. 6.контроль, проведение
и спытаний.
7.упаковка и хранение.
3. Стандартизация продукции.
Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормативная деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
В государственные стандарта РФ включены следующие положения:
- обязательные требования к качеству продукции работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья , имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ услуг;
- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации;
- положения, обеспечивающие техническое единства при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохраняемость и рациональное использование всех видов ресурсов.
В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
-
Государственные стандарты РФ ( ГОСТ). -
Отраслевые стандарты (ОСТ). -
Технические условия (ТУ). -
Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП). -
Стандарты научно – технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и д.р. общественных организаций(СТО).
В зависимости от объекта стандартизации, его спецификации и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на виды:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию и услуги;
-
стандарты на процессы;
- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.