Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка Тема 1.1 Отрасль в системе национальной экономики. Роль и значение ТЭК в системе рыночной экономики. Сферы, комплексы, отрасли экономики. Перспективы развития ТЭК, н/п, н/х. Формы организации производства. [1]с 13-18[7]с 231-2721. «Сферы, комплексы и отрасли экономики»При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, секторы экономики.По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и на нематериальную сферу.К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство ) строительство,торговля,общественное питание, инфмационно-вычислительное обслуживание и пр.К непроизводственной сфере относятся ЖКХ, пассажирский транспорт, связь (обслуживающие организации непроизв. сферы и населения) здравоохранения, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли.Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, ОФ, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.Промышленность по российской статистики подразделяется на отрасли тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда.Межотраслевой комплекс – это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. По принципу разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики. Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение:сектор финансовых предприятийсектор государственных учрежденийсектор домашних хозяйстввнешний сектор государственный сектор (промышленные предприятия)частный секторПо международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли производящие услуги.Структурная перестройка экономики России. Эффективной признаётся та экономика, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи НТП и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:- развитие отрасли, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;- создание условий для развития перспективных наукоёмких производств;- свёртывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности.Отечественная экономика всё сильнее втягивается в худший вариант международного развития труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.В 2000г уд. вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учётом древесины, чёрных цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства 80,4%Тем не менее, в отрасли имеются большие возможности в области высоких технологий (

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга.

2. Финансовое обеспечение предприятий

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ



- разработка новых видов продукции и товарных знаков;

- определение цен на продукцию;

- осуществление рекламы и техобслуживания потребителей;

- организация сбыта;

- транспортировка товара.
3. Реклама.
Реклама – это комплекс средств и приемов, направленных на достижение конечной цели – реализацию товаров и услуг и создание спросов на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель. К целям рекламы относится создание и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).

Реклама должна содержать аргумент в пользу продукции, убеждать в необходимости её приобретения и использования.

Наиболее распространённые способы рекламы: прямая почтовая реклама, лично вручаемые информационные письма, листовки на переговорах и презентациях; выступление на семинарах, личные посещения руководителей специалистов предприятий; реклама в прессе, по радио, телевидению. Реклама решает не только торговую задачу. Она строит фундамент движения и доверия не только к фирме, но и к стране, которую представляет.

Никакая реклама не поможет продать продукцию вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя.

Для того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества и достоинства, которыми обладает рекламируемый товар.
Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие маркетинга.

  2. Цель, принципы маркетинга

  3. Функции маркетинга.

  4. Назначения рекламы.

  5. Способы рекламы.

  6. Требования, предъявляемые к рекламе.



Тема 4.2. Качество и конкурентоспособность продукции
Цели:

  1. Изучить пути повышения качества и конкурентоспособности продукции.

  2. Суть стандартизации и сертификации продукции.


Вопросы:

  1. Значение повышения качества продукции, показатели качества продукции.

  2. Управление качеством продукции.

  3. Стандартизация продукции.

  4. Сертификация продукции.

  5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.


[8] с 346-372.

[1]с 144- 158- 164
1. Значение повышения качества продукции. Показатели качества продукции.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Выживаемость любой фирмы
зависит от конкурентоспособности продукции, услуг. В свою очередь конкурентоспособность продукции связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции.

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

От выпуска высококачественной продукции выиграет и национальная экономика, т.к. увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платёжного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Качество – это совокупность свойств продукции , обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

Качество- это совокупность свойств определяющих пригодность продукции своему назначению.

Качество продукции, может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени, в зависимости от назначения и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Оценка качества основана на сравнении с эталоном.

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. Основными являются:

- показатели назначения (эксплуатационная характеристика: производительность) полезный эффект от эксплуатации;

- показатели надёжности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и функций. Это безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость ( в пищевой промышленности особенно);

- показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско – технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий;

- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем выше уровень унифицированности тем лучше, как для производителя, так и для потребителя, это говорит о взаимозаменяемости деталей и узлов;

- эргономические показатели отражают удобства эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических физиологических, и психологических свойств человека( расположение руля , освещенность, температура, шум, вибрация , излучения , влажность, и т.п.;



- эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия( дизайн, цвет, запах, стиль, и т.д.);

- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки без нарушения его свойств;

- патентно- правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;

- экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении( вредные примеси ,излучение);

- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации, хранения изделий . Покупатель, приобретая изделия, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств , которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качеств и затрат что можно представить:

Копт=Q/C,

где Q- качество изделия ( квалиметрия – это наука по изучению);

С- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.
2. Управление качеством продукции
Управление качеством - действия осуществляемые при создании , эксплуатации или потреблении продукции в целях установления , обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

Схема управления качеством продукции



Б лок сравнения и при

н ятия решений











Блок возде

йствия


Факторы влияющие на качество




Информация о фактическом качестве




План п

о качеству






Ф актическое качество


К числу факторов , влияющих на качество относятся:

- станки, машины, другое производственное оборудование;

- профессиональное мастерство, знание, навыки, психофизиологическое здоровье работников.

К условиям обеспечения качества относятся :

- характер производственного процесса , его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

- климатическое состояние окружающей среды и производственных мощностей;

- интерьер и производственный дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально – психологический климат в производственном коллективе;

- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

- состояние социально – материальной среды работающих.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством (стандарты ИСО серии 900 ,в которых отражён международный опыт).

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества включает 11этапов. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя и потребителя.
Схема управления качеством продукции


Политика предприятия в области качества




Система качества




Управление качеством



2. Проектирование, разработка продукции


Обеспечение качества




У лучшение качества

1.маркетинг 3. обслуживание.

  1. материально-технич.

11.утилизация обеспечение.
10.тех.обсл. 4.подготовка и разраб-а

продукции.

9.монтаж и

эксплуатация. 5.изготовление.
8.реализация. 6.контроль, проведение

и спытаний.

7.упаковка и хранение.

3. Стандартизация продукции.
Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормативная деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

В государственные стандарта РФ включены следующие положения:

- обязательные требования к качеству продукции работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья , имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ услуг;

- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации;

- положения, обеспечивающие техническое единства при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохраняемость и рациональное использование всех видов ресурсов.

В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

  1. Государственные стандарты РФ ( ГОСТ).

  2. Отраслевые стандарты (ОСТ).

  3. Технические условия (ТУ).

  4. Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП).

  5. Стандарты научно – технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и д.р. общественных организаций(СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его спецификации и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на виды:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию и услуги;

  • стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.