Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отпускная цена предприятия (Ц):
Ц=S+П+А+НДС,
где S – себестоимость 1т продукции;
П – плановая прибыль за 1т продукции;
А – акцизная надбавка;
НДС – налог на добавленную стоимость.
Для решения задач можно пользоваться:
Ц=S+П.
Свободная оптовая цена (СОЦ):
СОЦ=S+П+А+НДС+СН+ТП+ДН+Нсбыт,
где СН – специальный налог;
ТП – таможенная пошлина (на импортную продукцию);
ДН – дорожный налог (на автобензин и дизельное топливо);
Нсбыт – надбавка сбытовых и посреднических организаций.
П = Нп*S/100,
где Нп – норматив прибыли от полной себестоимости продукции.
S = Sпр+Звр,
где Sпр – производственная себестоимость продукции;
Звр – затраты по реализации продукции; (внепроизводственные расходы).
Звр = Sпр*Нвр/100,
где Нвр – норматив внепроизводственных расходов, %.
Для решения задач:
А, НДС, СН, ДН, ТП = Ц*(НА, НДС, СН, ДН, ТП)/100,
где НА, НДС, СН, ДН, ТП - нормативные ставки налогов, %.
Свободная розничная цена (СРЦ)
СРЦ = СОЦ+Нторг,
где Нторг – надбавка торговых организаций;
Нторг = СОЦ*Н/100,
где Н – норматив торговых издержек в %.
Вопросы для повторения:
1. Функции цен;
2. От чего зависит уровень цены?
Тема 5.3 Прибыль, рентабельность
Цель: Уметь рассчитывать уровень рентабельности и сумму прибыли.
[1] с 255 – 271.
Вопросы:
1. Прибыль;
2. Рентабельность;
3. Формирование и назначение фонда накопления (ФН);
4. Формирование и назначение фонда потребления (ФП).
1. Прибыль.
а) Виды прибыли, функции.
Прибыль – выступает как превышение доходов над произведенными затратами. Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий.
Прибыль выполняет важнейшие функции:
- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия;
- налог на прибыль является важным элементом доходов госбюджета.
Валовая (балансовая, общая) прибыль(П):
П = ПТ+ Пвр+ Ппр+В,
где ПТ – прибыль от реализации продукции;
Пвр – прибыль от внереализационных операций;
В – выручка от реализации списываемого оборудования;
Ппр – прибыль от прочей деятельности.
ПТ = Д – З или ПТ = (Ц – S)Q,
где, Д – доходы от реализации продукции;
З – затраты на производство и реализацию продукции;
Ц – цена 1 т продукции;
S – себестоимость 1 т продукции;
Q – годовой объем реализованной продукции.
Чистая (расчетная) прибыль.
Пчист = П – Пл,,
где Пл – отчисления (платежи) от прибыли;
Пл =( П – Пльгот)*Н/100,
где Пльгот – (льготная) прибыль, не облагаемая налогом;
Н-норматив отчислений от прибыли, %.
Пльгот≤1/2 (П*Н)/100, (берется меньшее значение)
Пльгот – это прибыль, направляемая на социальное и техническое развитие, благотворительные цели, охрану окружающей среды.
б) Распределение прибыли.
1. В первую очередь отчисляют налог на прибыль (в федеральный бюджет, Республиканский, муниципальный (городской)) – 24%.
2. Налог на превышение фонда оплаты труда.
3. Плата (%) за кредит банка.
4. Налог на имущество.
5. Налог за землепользование, за трудовые ресурсы, за природные ресурсы.
6. Единый муниципальный налог (на содержание милиции, дорог и прочее).
После уплаты всех налогов оставшаяся прибыль называется чистой (расчётной) и распределяется на предприятии между ФЭС (ФН, ФП, РФ).
Выручка
Себестоимость
Прибыль от реализации
Прибыль от прочей реализации
Внереализационные доходы (убытки)
+ +
Балансовая прибыль
Корректировка прибыли (-)
Налогооблагаемая прибыль
Не облагаемая налогом прибыль
Налог на прибыль (-)
Чистая прибыль
Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта.
2. Рентабельность.
Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат.
Рентабельность продукции:
Р = ПТ*100/З, % или Р = П`*100/S, %
где ПТ – прибыль от реализации всей продукции;
З – затраты по производству и реализации всей продукции;
П` - прибыль от реализации 1 т продукции.
П` = Ц – S.
Рентабельность производства (в отношении производственных доходов)
Робщ = П*100/ОФ+ОС, %
где Робщ – общая рентабельность в отношении производственных фондов
;
ОФ – стоимость основных фондов;
ОС – стоимость оборотных средств.
Ррасч = (П – Пл)*100/ОФ + ОС, %
где Ррасч – расчётная рентабельность в отношении производственных фондов;
(П – Пл) – расчетная, чистая прибыль.
3. Формирование и назначение фонда накопления (ФН).
Фонд накопления образуется за счёт:
-
отчисления от прибыли;
- выручки от реализации ненужного имущества (если не учтена в прибыли);
- амортизационных отчислений на полное восстановление.
ФН = П + А + В.
Фонд накопления предназначен для создания и приумножения («недвижимости») технической базы, т.е. для:
- строительства новых объектов;
- расширения и реконструкции, автоматизации действующих объектов;
- механизации и компьютеризации труда и производства;
- подготовки производства, создания экспериментальных баз, проведения НИР;
- строительства и капитального ремонта автодорог;
- строительства и реконструкции объектов социальных, культурных и бытовых учреждений;
- приобретения медицинского оборудования, спорт. инвентаря и прочее;
- создания и поддержания подсобного хозяйства и пр.
4. Формирование и назначение фонда потребления (ФП)
Фонд потребления образуется:
- путем отчислений от прибыли;
- отчислений из ФЗП на оплату отпусков.
ФЗП = П+Отпуск.
Фонд потребления предназначен для:
- оплаты отпусков;
- выплаты премий по итогам квартала, года;
- единовременного вознаграждения особоотличившихся работников;
- единовременной материальной помощи;
- удешевления питания в заводских столовых;
- усиления питания в дошкольных и медучреждениях;
- дотации пенсионерам;
- приобретения медикаментов;
- приобретения путёвок в профилактории, санатории, туристические поездки;
- приобретения подарков к знаменательным датам и др.
Вопросы для повторения.
1. Функции прибыли;
2. Чем отличается расчётная прибыль от балансовой?
3. Назначение фонда потребления;
4. Назначение фонда накопления.
Раздел 6. Планирование деятельности предприятия
Тема 6.1 Бизнес – планирование
Цель: Назначение бизнес – плана предприятия, его основные разделы.
Вопросы:
1. Внутрифирменное планирование: основы, принципы;
2. Бизнес – план, структура;
3. План производства, показатели.
[1] c 122 – 127, с 133 – 139, с 227 – 236.
1.Внутрифирменное планирование: основы, принципы
.
Переход на рыночные отношения связан с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании. Современная экономика диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является бизнес – план.
На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчёте на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовым коллективом. На первый план выдвигается динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различных экономических рычагов:
- налогов и налоговых льгот;
- процентов по вкладам и ссудам;
- валютного курса;
- норм амортизационных отчислений и др.
Основными направлениями совершенствования методологии планирования:
- повышение научно – технического и расчетно-экономического обоснования планов;
- широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчётов;
- дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства.
Основной целью разработки бизнес – плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдалённые периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель бизнес – плана - выработка стратегических решений путём рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза.
Другие цели:
- получение кредитов или привлечение инвестиций;
- определение степени реальности достижения намеченных результатов;
- доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой;
- убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и др.
Для практической реализации бизнес – планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
- гибкость, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
- непрерывность, предусматривающей “скользящий” характер планирования;