Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка Тема 1.1 Отрасль в системе национальной экономики. Роль и значение ТЭК в системе рыночной экономики. Сферы, комплексы, отрасли экономики. Перспективы развития ТЭК, н/п, н/х. Формы организации производства. [1]с 13-18[7]с 231-2721. «Сферы, комплексы и отрасли экономики»При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, секторы экономики.По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и на нематериальную сферу.К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство ) строительство,торговля,общественное питание, инфмационно-вычислительное обслуживание и пр.К непроизводственной сфере относятся ЖКХ, пассажирский транспорт, связь (обслуживающие организации непроизв. сферы и населения) здравоохранения, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли.Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, ОФ, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.Промышленность по российской статистики подразделяется на отрасли тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда.Межотраслевой комплекс – это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. По принципу разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики. Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение:сектор финансовых предприятийсектор государственных учрежденийсектор домашних хозяйстввнешний сектор государственный сектор (промышленные предприятия)частный секторПо международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли производящие услуги.Структурная перестройка экономики России. Эффективной признаётся та экономика, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи НТП и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:- развитие отрасли, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;- создание условий для развития перспективных наукоёмких производств;- свёртывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности.Отечественная экономика всё сильнее втягивается в худший вариант международного развития труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.В 2000г уд. вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учётом древесины, чёрных цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства 80,4%Тем не менее, в отрасли имеются большие возможности в области высоких технологий (

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга.

2. Финансовое обеспечение предприятий

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ



Отпускная цена предприятия (Ц):
Ц=S+П+А+НДС,
где S – себестоимость 1т продукции;

П – плановая прибыль за 1т продукции;

А – акцизная надбавка;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Для решения задач можно пользоваться:
Ц=S+П.
Свободная оптовая цена (СОЦ):
СОЦ=S+П+А+НДС+СН+ТП+ДН+Нсбыт,
где СН – специальный налог;

ТП – таможенная пошлина (на импортную продукцию);

ДН – дорожный налог (на автобензин и дизельное топливо);

Нсбыт – надбавка сбытовых и посреднических организаций.
П = Нп*S/100,
где Нп – норматив прибыли от полной себестоимости продукции.
S = Sпрвр,
где Sпр – производственная себестоимость продукции;

Звр – затраты по реализации продукции; (внепроизводственные расходы).

Звр = Sпрвр/100,
где Нвр – норматив внепроизводственных расходов, %.

Для решения задач:
А, НДС, СН, ДН, ТП = Ц*(НА, НДС, СН, ДН, ТП)/100,
где НА, НДС, СН, ДН, ТП - нормативные ставки налогов, %.

Свободная розничная цена (СРЦ)
СРЦ = СОЦ+Нторг,
где Нторг – надбавка торговых организаций;
Нторг = СОЦ*Н/100,
где Н – норматив торговых издержек в %.
Вопросы для повторения:

1. Функции цен;

2. От чего зависит уровень цены?
Тема 5.3 Прибыль, рентабельность

Цель: Уметь рассчитывать уровень рентабельности и сумму прибыли.


[1] с 255 – 271.
Вопросы:

1. Прибыль;

2. Рентабельность;

3. Формирование и назначение фонда накопления (ФН);

4. Формирование и назначение фонда потребления (ФП).

1. Прибыль.

а) Виды прибыли, функции.

Прибыль – выступает как превышение доходов над произведенными затратами. Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий.

Прибыль выполняет важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия;

- налог на прибыль является важным элементом доходов госбюджета.

Валовая (балансовая, общая) прибыль(П):
П = ПТ+ Пвр+ Ппр+В,
где ПТ – прибыль от реализации продукции;

Пвр – прибыль от внереализационных операций;

В – выручка от реализации списываемого оборудования;

Ппр – прибыль от прочей деятельности.
ПТ = Д – З или ПТ = (Ц – S)Q,
где, Д – доходы от реализации продукции;

З – затраты на производство и реализацию продукции;

Ц – цена 1 т продукции;

S – себестоимость 1 т продукции;

Q – годовой объем реализованной продукции.

Чистая (расчетная) прибыль.
Пчист = П – Пл,,
где Пл – отчисления (платежи) от прибыли;
Пл =( П – Пльгот)*Н/100,
где Пльгот – (льготная) прибыль, не облагаемая налогом;

Н-норматив отчислений от прибыли, %.
Пльгот≤1/2 (П*Н)/100, (берется меньшее значение)
Пльгот – это прибыль, направляемая на социальное и техническое развитие, благотворительные цели, охрану окружающей среды.

б) Распределение прибыли.

1. В первую очередь отчисляют налог на прибыль (в федеральный бюджет, Республиканский, муниципальный (городской)) – 24%.

2. Налог на превышение фонда оплаты труда.

3. Плата (%) за кредит банка.

4. Налог на имущество.

5. Налог за землепользование, за трудовые ресурсы, за природные ресурсы.

6. Единый муниципальный налог (на содержание милиции, дорог и прочее).

После уплаты всех налогов оставшаяся прибыль называется чистой (расчётной) и распределяется на предприятии между ФЭС (ФН, ФП, РФ).


Выручка

Себестоимость







Прибыль от реализации

Прибыль от прочей реализации


Внереализационные доходы (убытки)
+ +






Балансовая прибыль

Корректировка прибыли (-)





Налогооблагаемая прибыль

Не облагаемая налогом прибыль

Налог на прибыль (-)




Чистая прибыль





Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта.
2. Рентабельность.

Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат.

Рентабельность продукции:
Р = ПТ*100/З, % или Р = П`*100/S, %
где ПТ – прибыль от реализации всей продукции;

З – затраты по производству и реализации всей продукции;

П` - прибыль от реализации 1 т продукции.

П` = Ц – S.
Рентабельность производства (в отношении производственных доходов)
Робщ = П*100/ОФ+ОС, %
где Робщ – общая рентабельность в отношении производственных фондов
;

ОФ – стоимость основных фондов;

ОС – стоимость оборотных средств.
Ррасч = (П – Пл)*100/ОФ + ОС, %
где Ррасч – расчётная рентабельность в отношении производственных фондов;

(П – Пл) – расчетная, чистая прибыль.

3. Формирование и назначение фонда накопления (ФН).

Фонд накопления образуется за счёт:

  • отчисления от прибыли;

- выручки от реализации ненужного имущества (если не учтена в прибыли);

- амортизационных отчислений на полное восстановление.
ФН = П + А + В.
Фонд накопления предназначен для создания и приумножения («недвижимости») технической базы, т.е. для:

- строительства новых объектов;

- расширения и реконструкции, автоматизации действующих объектов;

- механизации и компьютеризации труда и производства;

- подготовки производства, создания экспериментальных баз, проведения НИР;

- строительства и капитального ремонта автодорог;

- строительства и реконструкции объектов социальных, культурных и бытовых учреждений;

- приобретения медицинского оборудования, спорт. инвентаря и прочее;

- создания и поддержания подсобного хозяйства и пр.
4. Формирование и назначение фонда потребления (ФП)

Фонд потребления образуется:

- путем отчислений от прибыли;

- отчислений из ФЗП на оплату отпусков.
ФЗП = П+Отпуск.
Фонд потребления предназначен для:

- оплаты отпусков;

- выплаты премий по итогам квартала, года;

- единовременного вознаграждения особоотличившихся работников;

- единовременной материальной помощи;

- удешевления питания в заводских столовых;

- усиления питания в дошкольных и медучреждениях;

- дотации пенсионерам;

- приобретения медикаментов;

- приобретения путёвок в профилактории, санатории, туристические поездки;

- приобретения подарков к знаменательным датам и др.
Вопросы для повторения.

1. Функции прибыли;

2. Чем отличается расчётная прибыль от балансовой?

3. Назначение фонда потребления;

4. Назначение фонда накопления.

Раздел 6. Планирование деятельности предприятия
Тема 6.1 Бизнес – планирование

Цель: Назначение бизнес – плана предприятия, его основные разделы.
Вопросы:

1. Внутрифирменное планирование: основы, принципы;

2. Бизнес – план, структура;

3. План производства, показатели.
[1] c 122 – 127, с 133 – 139, с 227 – 236.
1.Внутрифирменное планирование: основы, принципы
.

Переход на рыночные отношения связан с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании. Современная экономика диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является бизнес – план.

На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчёте на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовым коллективом. На первый план выдвигается динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различных экономических рычагов:

- налогов и налоговых льгот;

- процентов по вкладам и ссудам;

- валютного курса;

- норм амортизационных отчислений и др.

Основными направлениями совершенствования методологии планирования:

- повышение научно – технического и расчетно-экономического обоснования планов;

- широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчётов;

- дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства.

Основной целью разработки бизнес – плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдалённые периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главная цель бизнес – плана - выработка стратегических решений путём рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза.

Другие цели:

- получение кредитов или привлечение инвестиций;

- определение степени реальности достижения намеченных результатов;

- доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой;

- убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и др.

Для практической реализации бизнес – планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

- гибкость, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

- непрерывность, предусматривающей “скользящий” характер планирования;