Файл: Совершенствование специфических физических качеств волейболистов по учебной дисциплине Физическая культура и спорт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Совершенствование специфических физических качеств

волейболистов.

по учебной дисциплине: Физическая культура и спорт

Выполнила: Абдулвагапова Р. Г.

Направление подготовки:

Психология

Форма обучения: заочная

Оценка:

_________________________

_________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____” ________________20___ г.

Омск, 2023

Содержание




Введение 2

Глава 1. Общая психологическая подготовка 4

Глава 2. Развитие внимания и силы воли 8

Глава 3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям 11

Заключение. 14

Список использованной литературы: 15


Введение


После своего "изобретения" в конце XIX века игра в волейбол переживает второе рождение благодаря введению новых правил соревнований в 1998 году. По распространенности он занимает ведущее место в мировом спорте, наряду с баскетболом и футболом. Во многих странах мира волейбол признан ведущим и самым популярным видом спорта по количеству активных игроков.

За 100 лет своего стремительного развития волейбол превратился из развлекательной игры в олимпийский вид спорта с высокими требованиями к спортивным способностям, мастерству и психологической подготовке игроков. В то же время игра в волейбол осталась одним из основных способов использования свободного времени, поддержания здорового образа жизни и восстановления работоспособности игроков.

В историческом развитии волейбола следует отметить несколько этапов. Каждый этап отличается соответствующими взглядами на характер тренировок, а также развитием определенных способностей отдельных игроков и команд, как в технико-тактических аспектах игры, так и в физической подготовке. Для современного волейболиста необходимы следующие качества Атлетическое телосложение, физическая быстрота, ловкость и выносливость, способность принимать правильные решения за короткое время, высокое интеллектуальное понимание развития игры и психическая устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних условий.

В историческом развитии волейбола можно выделить несколько этапов, каждый из которых отличается развитием определенных способностей в технике и тактике отдельных игроков и команд.

Современные системы подготовки волейболистов были разработаны в 60-х и 70-х годах прошлого века. Современная система подготовки волейболистов была разработана в 60-70-е годы 20 века и имеет научную основу в работах ученых разных стран. Систему подготовки волейболистов можно условно разделить на теоретический, физический, технический, тактический и моральный (психологический) компоненты. По мнению многих авторов, уровень физической, технической и тактической подготовки волейболистов достиг своего максимального развития в конце 20 века, а введение новых правил в 1998 году создало возможность дальнейшего развития волейбола как вида спорта.


Целью данной статьи является разработка психологического тренингового подхода к развитию спортивного мастерства у волейболистов высшего класса.

Глава 1. Общая психологическая подготовка


1.1 Развитие перцептивных процессов

Общая психологическая подготовка волейболистов проводится перед соревнованиями и на этапе завершения занятий спортом.

Основными задачами общей психологической подготовки волейболистов являются:

  1. Развитие морально-волевых качеств личности игрока.

  2. Развитие перцептивных процессов, в том числе формирование и совершенствование специальных восприятий, таких как "чувство мяча", "чувство сетки", "чувство площадки", "чувство времени", "чувство соперника".

  3. Развитие внимания, особенно его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и модификации.

  4. Развитие тактического мышления, памяти, суждения и воображения, способности быстро и точно оценивать ситуации матча и принимать эффективные решения.

  5. Контроль над своим поведением.

  6. Развитие способности контролировать эмоции при подготовке к соревнованиям и во время них.

1.2 Визуальное восприятие

Эксперты доказали, что зрительная информация в 80-100 раз превосходит слуховую и все другие виды информации.1 Неудивительно, что волейболисты в значительной степени полагаются на свое зрение.

Способность понимать как можно больше игроков, их позиции и перемещения на площадке, постоянное движение мяча и умение ориентироваться в сложных игровых ситуациях - важнейшие качества для волейболиста. Многие движения и приемы в волейболе, например, блок, должны основываться на периферийном зрении. Развитие периферического зрения в волейболе формирует основу тактических навыков игрока.

На волейбольной площадке часто можно увидеть игрока, который совершает ошибку, упускает прекрасную возможность получить мяч или пасует для удара по мячу без блокировки, а затем оправдывается, говоря товарищам по команде, что он не видел. Для волейболистов важно правильно воспринимать как можно больше объектов. Для этого необходимо широкое поле зрения.

О необходимости улучшения периферического зрения говорилось неоднократно. Заслуженный тренер СССР А.Н. Эйнгорн, обсуждая актуальные вопросы тактики, заявил, что "хорошо развитое периферическое зрение в волейболе является основополагающим элементом для победы". По мнению экспертов, поскольку периферийное зрение является основой тактических навыков, тренировки для улучшения периферийного зрения должны стать важной частью обучения. Игры сами по себе не могут улучшить периферическое зрение.



Следует помнить, что занятия и игры должны проходить при нормальном освещении. Недостаточное или избыточное освещение вызывает перенапряжение глазных мышц. В результате глазные яблоки деформируются и удлиняются, поле зрения значительно уменьшается, а глазные мерки ухудшаются.

Влияние цвета также имеет большое значение. Цвет оказывает сильное влияние на организм человека. Психофизиологическая функция цвета заключается в обеспечении оптимальных условий для зрительного восприятия, снижении утомляемости и улучшении освещенности. Зрительное восприятие зависит от цвета, поскольку глаз воспринимает разные цвета по-разному. Лучше всего воспринимается белый цвет, за ним следуют желтый и зеленый.

Длительное восприятие темных цветов приводит к утомлению. Цвета создают впечатление тепла или холода и иллюзию изменения длины, ширины и высоты помещения, а также разницы в весе предметов.

Например, цветовое оформление стен спортивного зала связано с эмоциональным восприятием и положительно влияет на нервную систему человека. Для выполнения монотонных заданий эффективно окрашивать стены в яркие, бодрящие тона, особенно в оранжевый. Для задач, требующих концентрации внимания, эффективны спокойные, светло-зеленые тона.

Для улучшения периферического зрения эффективны такие упражнения, как ведение, бросок и ловля мяча без использования зрения; передача мяча в двойках, тройках и четверках при попеременном контроле мяча и периферического зрения соперника; контроль кольца только периферическим зрением и бросок мяча в баскетбольное кольцо 3.

Форма также важна. Брюки и рубашки должны быть разных цветов, предпочтительно светлых оттенков. Поле зрения должно расширяться в ответ на эти цвета.

1.3 Восприятие движения

Восприятие движения отражает различные свойства и характеристики движения приема в целом и отдельных его частей: характер, форму, амплитуду, направление, продолжительность, скорость и ускорение.

Применение технических приемов в волейболе всегда находится под контролем осознания. В спортивной деятельности мышечно-двигательная чувствительность является основой совершенного владения физическими движениями и техническими навыками и является наиболее тонким регулятором движений спортсмена. Кинестезия является одним из основных компонентов сложных и специализированных восприятий, таких как "чувство мяча".


Большое внимание следует уделять повышению точности мышечно-двигательной чувствительности, особенно у нападающих. Можно рекомендовать тренировки в составе трех и четырех человек с двумя мячами - волейбольным и баскетбольным.

Все движения волейболистов характеризуются быстротой, а также точностью и своевременностью как перцептивных, так и реактивных движений. Существуют значительные различия во времени сложной реакции волейболистов. В случае спортивной формы не только значительно сокращается время реакции и повышается точность, но, что самое главное, сами реакции более стабильны. Это свидетельствует о высокой степени уверенности в игре.

Для развития быстрых реакций необходимо включать в тренировочный процесс как можно больше скоростной практики, которая требует практики, включающей быстрые переключения внимания, быстрые изменения движений и различные неожиданные и нелогичные последовательности. Сокращайте дистанцию и увеличивайте скорость. Игра с закрытой сеткой - хороший способ развить быструю реакцию.

Высокие результаты в волейболе тесно связаны со способностью человека адаптироваться и двигаться в необычных позах и выполнять максимально сложный поиск мяча.

При стимуляции вестибулярных органов скорость движений рук и ног замедляется, нарушается координация и точность движений, и, как следствие, зрительное восприятие снижается до 30 и более процентов5 .

В процессе обучения необходимо выделить специальное время для улучшения вестибулярной устойчивости. Для этого ученику необходимо выполнять сложные координированные движения, требующие высокой активности (различные акробатические и гимнастические движения, прыжки на батуте, различные вращательные движения, все виды ускорений, резкие изменения направления бега, балансировочные движения, прыжки в воду, плавание и борьба).


Глава 2. Развитие внимания и силы воли


Успешное выполнение волейболистами технико-тактических действий во многом зависит от высокого уровня развития таких характеристик, как количество, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение внимания.

Быстрая и правильная ориентация в игре и мгновенные реакции игроков возможны только при высокой концентрации и устойчивости внимания. Чем больше концентрация внимания, тем больше затрачивается нейронной энергии. В результате возбудимость соответствующих клеток коры головного мозга снижается, и стимул вступает в фазу пониженной возбудимости.


Чтобы улучшить внимание, спортсменов необходимо сначала обучить работать в различных условиях. Особое внимание следует уделять общей физической подготовке, так как недостаточная физическая подготовка приводит к быстрому утомлению, а утомление быстро снижает устойчивость внимания спортсмена.

Внимание можно распределить и изменить с помощью различных упражнений с несколькими мячами, всех видов движений, быстрого переключения внимания с объекта на объект и с одного движения на другое. Внимание, высокая двигательная активность, интенсивная конкуренция и быстрая смена успеха и неудачи требуют от волейболистов большой волевой нагрузки.

Мотивационные качества спортсмена проявляются в поведении, направленном на преодоление вызовов и препятствий, характерных для его вида спорта.

Существует два типа вызовов: объективные и субъективные. Объективные трудности определяются особенностями вида спорта, а субъективные - характером спортсмена.

Основные качества, которыми должен обладать волейболист - это решительность и настойчивость, выносливость и самообладание, смелость, инициативность и дисциплина.


2.1 Решительность и настойчивость

Эти качества выражаются в четком осознании целей и задач, стоящих перед волейболистом, положительном и непоколебимом желании и усердии совершенствовать свое спортивное мастерство.

Прежде всего, необходимо выработать у игроков сознательное отношение к овладению техникой и тактикой игры и поставить перед ними определенные задачи на определенный период времени, чтобы они заинтересовались и решили эту задачу. В занятия следует включать упражнения различной степени трудности и контролировать их результаты. Упражнения должны выполняться в любой ситуации. Устойчивость и самоконтроль

Эти волевые качества необходимы волейболистам для успешного преодоления отрицательных эмоциональных состояний, таких как перевозбуждение, растерянность и депрессия, а также для преодоления повышенной утомляемости.

Чтобы преодолеть усталость и боль, они должны стремиться выполнить любое задание с точностью. Они развивают особую выносливость, тренируются и играют в сложных условиях. Особенно важно развивать дружбу и товарищество между игроками и подчинять личные интересы интересам команды.