Файл: Совершенствование специфических физических качеств волейболистов по учебной дисциплине Физическая культура и спорт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Только так игроки могут быть уверены, что их сверстники всегда поддержат их в трудных ситуациях.

2.2 Смелость

Решительность - это способность принимать правильные решения в критические моменты, брать на себя ответственность и быть смелым в бою один на один.

Включение дисциплин, требующих преодоления страха и нерешительности, таких как хоккей, баскетбол, прыжки в воду и акробатика, может помочь волейболистам улучшить их решительность и смелость6.

Инициатива и дисциплина

Первый игрок организует и ведет за собой команду, привносит в игру творческий подход и не поддается нежелательным внешним воздействиям. Дисциплина выражается в способности игрока подчинять свои собственные действия целям и плану действий команды.

Развитие инициативы у волейболистов возможно только при хорошей технической и тактической подготовке. Инициативу можно развить только в процессе самостоятельного решения проблем и самостоятельного поиска путей и средств достижения целей.

Эффективным способом развития этого качества являются двусторонние игры со специальными задачами в условиях, требующих от игроков максимального проявления инициативы.

Что касается дисциплины, то сознательная дисциплина означает добровольное послушание, основанное на осознанном обязательстве, а не на слепом принуждении. Дисциплинированный человек характеризуется усердием и организованностью. Дисциплина - это выражение всех качеств воли.

Глава 3. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям


Психологическая подготовка волейболистов к следующему турниру или индивидуальным соревнованиям основывается на общей психологической подготовке и связана с вызовами, с которыми игроки сталкиваются на конкретных соревнованиях. К этим задачам относятся:

1. осознание игроками особенностей следующего матча.

2. распознавание определенных условий (например, время, место, свет, температура).

3. знание сильных и слабых сторон своих соперников, подготовка к матчу и определение своих собственных возможностей.

4. выполнять свои задачи, веря в свои силы и способности.

5. преодолевать любые негативные эмоции, вызванные предстоящим матчем.

Мы часто встречаем волейболистов, которые показывают высокий уровень мастерства на тренировках, но преображаются в матче. Это преображение может быть вызвано предматчевой нервозностью или, наоборот, апатией. Такие ситуации часто называют предматчевыми. Их можно разделить на четыре основных типа


a) тревога;

б) огонь

в) сонливость

г) благодушие.

Наиболее благоприятным является состояние боевой готовности, характеризующееся активным стремлением к победе, уверенностью в своих силах и нарушением восприятия, внимания, мышления и памяти.

Состояние предбоевого возбуждения характеризуется сильным волнением, внезапной сменой совершенно противоположных эмоций, отсутствием концентрации, импульсивностью, недостатком внимания, нечеткостью и раздражительностью. Для этого состояния характерны дрожание конечностей, потливость и повышенная речевая активность.

Предматчевая сонливость противоположна лихорадочному состоянию. Она выражается в снижении возбудимости, застое психических процессов, вялости, отсутствии мотивации к участию в матче, потере энергии, резком снижении восприятия и внимания, ригидности движений, депрессии, апатии, бледности, холодном поту и отсутствии уверенности в своих силах.

Состояние вялости характеризуется неготовностью к волевым усилиям, переоценкой собственных сил и способностей, недооценкой сил соперника и недооценкой важности матча. Существует еще много промежуточных предматчевых состояний.

Преодоление и регулирование отрицательных эмоциональных состояний требует применения специальных приемов, систематизированных учеными:

1. волейболисты не должны показывать сильное волнение или тревогу, а использовать мимику и жесты для выражения состояния уверенности.

2. Разминка должна включать специальные движения и упражнения с различной скоростью, темпом, амплитудой и напряжением мышц (в зависимости от особенностей эмоционального состояния).

3. 3. выполнение специальных упражнений с различной глубиной, интенсивностью, частотой, ритмом и продолжительностью для регуляции дыхания.

4. специальные массажи с успокаивающим и стимулирующим эффектом.

5. воздействие на различные анализаторы, особенно на зрительные и слуховые органы чувств

6. окончательное, возбуждающее, успокаивающее и словесное успокоение. Здесь важную роль играют самокоманды, самоподбадривание и самовнушение: "Я выиграю", "Я должен", "Я добьюсь успеха" и т.д.

7. сознательное изменение направления и содержания мыслей и представлений. Чтобы преодолеть предсоревновательное волнение, спортсмены часто вспоминают удачные матчи, друзей, хорошо проведенное время и т.д.



8. изменение направленности и концентрации внимания. Концентрация внимания на негативных переживаниях усиливает их, а отвлечение - ослабляет.

9. применение приемов тренировки самодисциплины. Необходимо отметить обязательное обсуждение с волейболистом тактики матча и анализ атакующей и защитной игры соперников.

Ритм жизни в день матча. Избегайте напряженных физических упражнений, длительной ходьбы и длительных тренировок лежа.

Разумны легкие тренировки с мячом. Принимать пищу следует экономно, привычно и за 3-4 часа до матча.

Разминайтесь самостоятельно, но всегда выполняйте несколько групповых упражнений. Разминка должна быть завершена за 6-8 минут до начала матча. Очень важно собрать всех игроков для 2-3-минутной беседы. Напомните им ключевые моменты и дайте слова ободрения.

Во время матча могут возникнуть ситуации, требующие вмешательства тренера. Тренер будет вносить коррективы, если по какой-то причине игрок команды отклоняется от порядка игры или не учитывает игру соперника.

Замены могут быть произведены в любой момент матча и по любой причине. Однако тренер должен знать игроков и их поведение в разные моменты матча и в разных ситуациях.

Тайм-ауты необходимы для отдыха, нарушения темпа игры соперника, морального состояния, восстановления, коррекции тактического поведения и индивидуальной игры игроков. Тренер никогда не должен кричать на своих игроков или критиковать их. Спокойное, хладнокровное и уверенное отношение важно для психологической мобилизации команды во время матча.

Заключение.


С тенденцией к усилению командной конкуренции в современном волейболе роль психологической подготовки в достижении победы над соперниками стала приоритетной. Наблюдения показывают, что исход волейбольных соревнований во многом определяется психологическими факторами. Чем важнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем важнее психологическое состояние игроков.

В волейболе есть много примеров, когда относительно более слабые команды побеждали, несмотря на все прогнозы, основанные на оценке физической, технической и тактической подготовки игроков. Часто это объясняется психологическими факторами. Высокий эмоциональный накал и желание победить часто приводят к победе над более сильными соперниками, которые недооценивают своих оппонентов и вступают в борьбу в менее мобилизованном состоянии.


Это внимание, память, мышление, воображение, эмоции, морально-волевые качества. Поэтому, чтобы определить и уточнить объем и содержание задач в психологической подготовке волейболистов, необходимо изучить психологические особенности данного вида деятельности. Знание этих особенностей приведет к целенаправленной и систематической подготовке психических качеств, необходимых волейболистам для успешного выступления в соревнованиях.

Список использованной литературы:


  1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. Учебник для ВУЗов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.

  2. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу» [Текст]: учебное пособие для секций коллективов физической культуры (для занятий с начинающими) / Ю.Д. Железняк. М. – 1965. – 189 с.

  3. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для вузов / А. Е. Ловягина [и др.] ; под редакцией А. Е. Ловягиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01035-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511502

  4. Поливаев, А. Г.  Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности. Соревнования по игровым видам спорта : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Г. Поливаев. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 103 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13056-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518278

  5. Попов А.Л. Психология. Учебное пособие для физкультурных ВУЗов и факультета физического воспитания. М.: Флинта: Наука, 2002.

  6. Спортивные игры: правила, тактика, техника : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13046-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517443

  7. Тудор О. Бомпа «Подготовка юных чемпионов» [Текст]: перевод с англ. / Москва АСТ. - М., 2003. – 167 с.