Файл: Пояснительная записка по дисциплине Проектирование в графическом дизайне на темуСоздание серии иллюстраций одного предмета в разных графических техниках. Стилизация и разные техники графики (стилизация предмета из обыденной жизни).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Форма обучения: заочная
Направление подготовки 54.03.01 Дизайн
Профиль подготовки: Графический дизайн
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по дисциплине
«Проектирование в графическом дизайне»
на тему:«Создание серии иллюстраций одного предмета
в разных графических техниках. Стилизация и разные
техники графики (стилизация предмета из обыденной
жизни)»
Выполнил
Студент 1 курса
Серебренникова О. Н.
___________________
(подпись)
Научный руководитель
Шмалько И. С.
___________________
(подпись)
Москва 2020

Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Форма обучения заочная
Направление подготовки 54.03.01 Дизайн
Профиль подготовки: Графический дизайн
«УТВЕРЖДАЮ»
________________
___________________
«___»____________20__ г.
ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЯСНИТЕЬНОЙ ЗАПИСКИ
Студентке Серебренниковой О. Н.
1.Тема работы Создание серии иллюстраций одного предмета в разных графических
техниках. Стилизация и разные техники графики (стилизация предмета из обыденной
жизни).
2. Дата выполнения пояснительной записки: «30» ноября 2020 г.
3. Исходные данные: все данные собраны в ходе изучения профильных дисциплин учебного
плана, научная литература, методические материалы, нормативные акты.
4. Содержание пояснительной записки: пояснительная записка на 27 стр., планшет
100х140 см, презентация, графический материал.
5. Перечень графического материала: полиграфическая продукция.
«УТВЕРЖДАЮ» «___»____________20__ г. ________________
/_______________________/
(дата) (подпись)
Руководитель ___________________________________________
(подпись)
Задание принято к исполнению «___»____________20__ г.
(дата)
___________________
(подпись студента)

Содержание
Введение ................................................................................................................... 4 1.1 ..... Анализ исторических и современных прототипов, аналогов творческих источников ............................................................................................................... 6 1.2 Анализ концептуального и цветового решения ....................................... 12 1.3 Обоснование принятого творческого решения ........................................ 15 1.4 Концепция проекта ...................................................................................... 17 1.5 Эскизный проект .......................................................................................... 19
Заключение ............................................................................................................ 24
Список используемой литературы ...................................................................... 25


4
Введение
Дизайн интересует форма, сопряжение объемов, сочетание различных форм, выраженных в элементах того или иного стиля. Поиск новых форм и декоративных решений - это процесс, который никогда не прекращает свое развитие. Поэтому тема творческого источника дизайна очень актуальна.
Источник вдохновения в поиске декоративных решений составляет центральную ось в деятельности дизайнера. Творчески источниками декоративного решения могут быть абсолютно разные явления. Это окружающая среда – природный мир и мир искусства. Вторую категорию источников можно поделить на периоды – это период древний (сюда входят различные древние культуры – греческая, египетская, восточные, африканские культуры, египетская цивилизация и другие), средневековье (здесь мы традиционно берем лишь европейскую культуру), Ренессанс (XV-XVI),
Барокко (конец XVI- середина XVIII века, Директория (1795 – 1799 года),
Новое время (20-е годы). Исходя из этой же классификации могут быть использованы разные элементы, или применение разных методов – метод цитат (использование фрагмента), метод эклектики (смешение стилей), реконструкция (точное воспроизведение), стилизация, пародия. Источником здесь могут служить - фильмы, картины, журналы, скульптура. Основной источник, конечно здесь – изобразительное искусство разных эпох и народов.
Каждый источник творчества обладает присущими только ему признаками, которые могут натолкнуть дизайнера на создание красивой и оригинальной идеи. Например, формы - в истории культуры, в природных объектах это декоративные элементы и цветовые решения. И, конечно, при моделировании самым важным источником является сам человек.
Цель данной работы – создание стилизованных изображений одного объекта из бытовой жизни. выяснить, какие бывают источники вдохновения для творчества. Исходя из уже сделанной нами классификации источников будет строиться композиция данной работы.

5
Данная тема безусловно очень актуальна в современном мире, так как стилизованные изображения используются повсеместно в современном дизайне и изобразительном искусстве. Начиная от очевидного – создания логотипов и всевозможной рекламной продукции и заканчивая иллюстрациями в книгах. Стилизованные и упрощенные изображения легки для восприятия и понимания, так как содержит в себе «выжимку» из классического изображения объекта, неся в себе лишь основные элементы, что позволяет зрителю не отвлекаться на «неважные» части, фокусируя внимание на целом.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• анализ исторических и современных прототипов, аналогов творческих источников
• анализ концептуального и цветового решения
• обоснование принятого творческого решения
• разработка концепции проекта
• разработка эскизного проекта


6
1.1
Анализ исторических и современных прототипов, аналогов
творческих источников
Прототип — работающая модель, опытный образец устройства или детали в дизайне, конструировании, моделировании.
Для проведения анализа исторических и современных прототипов творческих источников, необходимо, для начала, кратко пройтись по истории изобразительного искусства в целом, дабы понять, чем же вдохновлялись художники прошлого.
Зарождением изобразительного искусства можно считать эру верхнего палеолита. Это были признаки существования религиозных культов, таких как ритуалы и погребения. Первые картинки просты, это контурные изображения голов животных и рук человека. Но рисунки не были видом искусства, они был плотно связаны с ритуалами. Позже были замечены изображения женщин, именуемые нынче Венерами.
Человек изображал тех, кого считал высочайшими силами. Люди этого времени веровали в магию: они считали, что силами картин и иных изображений возможно влиять на природу или же финал охоты. Люди думали, к примеру, что надо поразить стрелой или же копьём нарисованное животное, дабы гарантировать триумф в реальной охоте.
1
Первобытное искусство выражало мировоззренческие установки и ценности, определявшие культурную деятельность. Искусство показывало степен духовного и материального развития культуры.
Важную роль в искусстве Древнего Египта играют рельефы и росписи храмов и гробниц. Как и скульптура, рельефы и росписи имеют связь с заупокойным культом и зависели прежде всего от назначения строения.
Не менее редким сюжетом для изображения на росписях и рельефах служили сцены быта обычных людей: работа ремесленников, рыбаков,
1
http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/1_1_iskusstvo_pervobytnogo_obwestva.html

7 охотников, а также повседневной жизни вельмож. При изображении человека придерживались выработанных канонов.
В древней Греции многие картины создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на картине рисовался контур фигуры, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.
2
В эру эпохи Возрождения живописцы, как и прежде, находят собственные сюжеты в церковной теме, стены церквей расписываются только библейскими сюжетами, но эти сцены переносятся на площади и улицы итальянских населенных пунктов, происходят как бы на глазах у современников, и благодаря этому обыденность приобретает возвышенно- исторический нрав. Живописцы включают в знаменитые сцены портреты клиентов и в том числе и автопортреты. Иногда в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, забитые людьми площади, люд в обычных одеждах вблизи со служителями церквей.
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры — философии, науке и искусстве. Главным из них явился тот факт, что философия больше и больше обособляется от религии, но полностью независимой до сих пор не становится. В философии восстанавливаются учения античных мыслителей — по большей части Платона и Аристотеля.
Философия Аристотеля возродилась в Европе задолго до эпохи Возрождения.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций,
«плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
2
http://archeo-club.ru/antichnost/antichnye-kollekcii/iskusstvo-antichnosti/


8
В 18 веке – во времена эпохи Романтизма - излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты
- динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.
В период модерна происходило стремительное переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Главным содержанием периода модерна стало стремление к открытию новых методов, стилей, форм, синтезу различных источников.
Постмодернизм – событие в искусстве, которое было призвано разрушить целостность данных направлений. Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, изменение всего, насмешливое переосмысление ценностей. Жанры меняются, к правлению приходит коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.
Исходя из информации, полученной в ходе анализа всего пути развития искусства с самого начала человеческой истории и до наших дней, можно сделать вывод, что, с развитием науки и техники, а также выходом светского общества на передний план, творческим источником постепенно стала бытовая жизнь, вытесняя с пьедестала тему религии.
Однако, религиозная тематика долгое время оставалась главным вдохновителем творцов прошлого. Создавая первые настенные рисунки, древние люди вкладывали в них сакральное понятие, не столько желая запечатлеть объекты такими, какими они являются, сколько использовать эти изображения для собственного блага, будь то удача на охоте или охрана племени от диких животных.
Постепенно переходя от изображений животных к изображениям людей, художники древнего Египта продолжали вкладывать сакральный смысл в свои творения, старясь запечатлеть твоего усопшего правителя во всем его величии. Но в том же Египте, начали постепенно изображать и быт

9 обычных людей, тем самым данную эпоху можно считать пограничной для перехода от мистического изображения любых персонажей и объектов к более светскому. Библейские сюжеты вновь вошли в обиход в эпоху Возрождения.
Из этого можно сделать вывод, что вдохновителем и прототипом для художников древности служили не только реальные исторические фигуры и религия, но и обычная светская жизнь.
Что касается современного мира, прототипом сейчас может служить почти что угодно: любые природные явления, всевозможные элементы предметной среды, события, происходящие в мире, музыка, живопись, литература, балет, театр, цирк, кино, зрелищные мероприятия, обращение к этническим мотивам, архитектура, инженерные сооружения заканчивая произведениями современного искусства, которыми многие художники и дизайнеры пользуются в своих целях, ища помощи и вдохновения в других работах.
3
Вдохновение — необходимая составляющая для каждого дела, будь то обычная работа или попытка создать шедевр искусства. С вдохновением работается намного эффективнее, проще и результат получается крайне положительным. К сожалению, для творческих профессий иногда возникают ситуации, когда муза покидает тебя, но выполнить то или иное задание просто необходимо. В такие моменты нужно попытаться отыскать и возродить вдохновение соответствующими способами. Для кого-то полезной может оказаться часовая прогулка на свежем воздухе, кто-то предпочитает просмотр фильма, чтение книги или интересных блогов, но, для направления дизайна, вдохновение чаще всего можно отыскать в работах других художников и иллюстраторов.
Можно найти вдохновение в красивых картинках, изображениях, рекламных принтах, ярких иллюстрациях или даже обычных обоях для рабочего стола. При этом, конечно, никто не говорит о заимствовании идеи
3
https://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65635a3ac68a4d43b88421306d36_0.html#text


10 того или иного автора, различные графические материалы просто используются как источник вдохновения для стимулирования мозговой активности в сфере творчества.
4
Каким бы видом художественной деятельности не занимался человек, воображение играет ведущую роль в его работе. Оно помогает образно воспринимать действительность, чувствовать красоту окружающих нас предметов, явлений природы. Именно воображению художник обязан тем, что может мысленно представить результаты своего труда и принять правильное решение по реализации задуманного. Необходимо знать психологию восприятия человека, чтобы состоялся диалог через вещь между художником, изделием и потребителем. Условно всех людей можно разделить на художников и мыслителей. У первых в восприятии преобладает форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений, у вторых преобладает абстрактное восприятие. В течение жизни человек накапливает информацию в виде образов, мыслей, понятий, которые хранятся у него в мозгу.
Одним из существенных свойств памяти являются возобновление репродукции, восстановление в максимально возможном приближении копии какого-либо объекта, события и т.д. На этом свойстве мозга основано восприятие человеком знаковой информации, ассоциируемой затем с жизненным окружением.
Отражение объектов действительности осуществляется с помощью органов чувств. Поступившая в мозг информация в форме образов синтезируется за счет сопоставления ранее сформированных образов. Эта информация закрепляется в памяти, обогащая субъективный опыт человека и обеспечивая возможность ответной реакции по отношению к знаковой форме в контексте коммуникативной системы.
В восприятии художественного объекта дизайна в системе ассоциативных связей необходимо учитывать явление синестезии, т.е.
4
http://design-mania.ru/category/inspiration/

11 возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Человек, воспринимая внешний вид изделия, способен почувствовать не только пропорциональное соотношение, масштабность, нюанс (контраст), симметрию и асимметрию, цвет, формы.
Благодаря ассоциативному подходу он воспринимает еще и сходство изделия с окружающими предметами и явлениями, а также может почувствовать, например, тот испытанный ранее запах, вызванный знаковым импульсом, вследствие того, что зрительно ассоциируемый образ имел свойственный ему запах.
Ассоциации – один из способов формирования идеи. Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность дизайнера к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти. Ассоциативно-образная сторона формообразования относится к индивидуальной сфере авторских фантазий и развивается его личными усилиями. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.
Каждый источник обладает только ему присущими признаками, которые могут натолкнуть художника на творческое решение. В природе и объектах архитектуры дизайнер видит красоту пластики линий и пропорциональность форм, в музыке и танце – ритм и эмоциональную экспрессию, в народном и историческом костюме – красочность, декоративность.
Нельзя забывать о том, что первейшим источником творчества является человек, его фигура, внешний вид, внутренний мир. Для человека создаются все произведения искусства.