Файл: Перечень разделов дисциплин предметной подготовки Современный русский язык Фонетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень разделов дисциплин предметной подготовки

Современный русский язык

Фонетика. Предмет фонетики. Основные фонетические средства. Основные фонетические единицы языка. Классификация звуков русского языка. Позиционные изменения звуков в речевом потоке. Суперсегментные единицы русского языка. Понятие о фонеме. Система фонем. Орфоэпия. Основные принципы русской графики. Основные принципы русской орфографии.

Лексикология. Фразеология. Лексикография. Понятие о литературном языке. Современная языковая ситуация. Лексикология как раздел науки о языке. Слово как основная единица языка. Понятие о лексическом значении. Семная структура слова. Лексика русского языка как система. Понятие о моносемии и полисемии. Классификация лексических значений слова. Проблема тождества слова. Лексическая омонимия. Паронимы и паронимия. Синонимы. Антонимы. Лексика русского языка в социолингвистическом аспекте. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Заимствованная лексика и фразеология. Лексика активного и пассивного запаса. Стили языка и речи. Фразеологизм как единица фразеологической системы. Русская лексикография.

Словообразование. Предмет и задачи морфемики. Понятие о морфеме. Типология морфем. Основа слова. Типы основ. Степени членимости основ. Морфемный анализ. Мотивация. Типы мотивации. Способы словообразования в современном русском языке. Комплексные единицы словообразовательной системы. Морфемные и словообразовательные словари. Словообразовательный анализ. Активные процессы в современном словообразовании.

Морфология. Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение, грамматическая категория. Грамматическая форма. Принципы классификации частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Число и падеж имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Система глагольных форм. Категория наклонения глагола. Вид глагола. Категория времени глагола. Категория лица глагола. Переходность. Возвратность. Залог. Причастие и деепричастие как формы глагола. Наречие как часть речи. Слова категории состояния. Служебные части речи.

Модальные слова как особая часть речи. Междометия и звукоподражания.

Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса. Значение словосочетания. Лексико-грамматические закономерности построения словосочетаний. Форма словосочетания. Способы связи слов в словосочетании. Предложение как языковая единица. Двусоставное предложение. Подлежащее и сказуемое. Односоставные предложения. Нераспространённые и распространённые предложения. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Присоединительные конструкции. Вводные и вставные конструкции. Обращение. Актуальное членение предложения. Понятие о сложном предложении. Грамматическая форма сложного предложения. Дискуссионные вопросы синтаксиса СП. История изучения СП. Типология СП. Научная и школьные классификации СП. Тенденции развития системы СП. Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры. Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры.


Сложносочиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое. Способы передачи чужой речи.

Литература

«Слово о полку Игореве» в системе жанров древнерусской литературы. Историческая эпоха, отразившаяся в «Слове». Проблема авторства «Слова».

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Литературоведческие представления о драматическом характере. Особенности создания человеческих типов в драматургии классицизма. Новые принципы изображения героев в комедии «Горе от ума».

Художественные открытия А. С. Пушкина-лирика. Богатство чувств и настроений, глубина и оригинальность художественных обобщений в основных темах пушкинской лирики. Наиболее выразительные образы, обогатившие поэтическую традицию.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа. Нравственно-философская проблематика произведения. Реализм и энциклопедизм романа. Автор и герои. Образ читателя. Особенности языка романа.

Социально-философский роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Социально-историческая, философская и нравственная проблематика романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Роль предисловий в романе. Смысл названия романа.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Образы помещиков и чиновников, средства их создания. Литературоведческие представления о бытовой детали как одной из особенностей изображенного мира в художественном произведении. Значение бытовых деталей в реализации замысла «Мертвых душ».

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия романа, основной конфликт, полемический пафос. Диалог как средство типизации. «Отцы и дети» как развернутый диалог и диалог-спор, отображающий взаимоотношения между поколениями в переломный момент истории. Ключевые диалоги-споры в развитии действия «Отцов и детей».

Драма А. Н. Островского «Гроза». Жанровое своеобразие произведения. Психологический, семейный и социальный конфликт в драме. Причины гибели Катерины. Новаторство Островского-драматурга.

Роман И. А. Гончарова «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа. Ведущие черты характера главного героя и особенности повествовательной манеры Гончарова. Обломов и «обломовщина».



Лирика Н. А. Некрасова: основные темы, особенности поэтической стилистики и словаря поэта. Своеобразие лирического героя. Понятие «лирический герой».

Особенности психологизма Л. Н. Толстого. Литературоведческие представления о психологизме. Приемы изображения внутреннего мира героев. Содержание понятия «диалектика души». Последовательность обращения автора к «диалектике души» в изображении одного из героев. Искусство внутреннего монолога, художественная деталь, портрет, пейзаж.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Многопроблемность романа. Взаимосвязь замысла, проблематики и «многоголосной» формы повествования в произведении. Полифонизм романа.

Поэтика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанровое своеобразие пьесы. «Подводное течение» в художественной структуре «Вишневого сада». Своеобразие монологов, диалогов, авторских ремарок.

Особенности прозы И. А. Бунина, А. И. Куприна (по выбору). Трагедийное понимание любви в цикле «Темные аллеи», смысл названия. Особенности поэтики бунинских рассказов о любви. Мастерство сюжетостроения в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл финала произведения.

Пьеса М. Горького «На дне» как пьеса-дискуссия. Специфика пьесы-дискуссии. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Проблема духовной разобщенности людей. Сложность и неоднозначность авторской позиции, способы ее выражения.

Символизм как литературное течение. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. «Старшие символисты»: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый,

А. А. Блок, С. М. Соловьев. Кризис символизма.

А. А. Блок как поэт-символист. Символизм А. А. Блока как мироощущение и умонастроение. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Футуризм как литературное течение. Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры, поиски новой формы выразительности: словотворчество, звукоподражание, приемы плаката, графический стих. Эгофутуризм (И. Северянин), кубофутуризм (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).


Новаторство В.В. Маяковского-лирика. Поэтика футуристических произведений В. В. Маяковского (абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, эпатаж). Специфика раскрытия традиционных тем поэта и поэзии, любви в лирике Маяковского. Ритмика, рифма, пластика образов, неологизмы, гиперболичность, необычность строфики и графики стиха.

Акмеизм как литературное течение. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизма»). Художественный мир

Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама.

Художественные открытия С. А. Есенина в лирике. Особенности есенинского восприятия и изображения природы. Новое художественное решение темы Родины. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.

Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина.

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии. Идея дома и святости семейного очага. Сложность, противоречивость пути Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Исторически-конкретное и вневременное в проблематике романа-эпопеи.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Своеобразие проблематики романа. Прием «роман в романе». Сочетание реальности и фантастики. Библейские мотивы и образы в произведении. Особенности жанра и композиции романа.

Тема войны в творчестве А. Т. Твардовского. Воплощение в лирике Твардовского темы войны: чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Образ лирического героя. Изображение русского национального характера в поэме «Василий Теркин»,

Проза второй половины XX века: проблематика, характер художественных конфликтов, авторская позиция (произведения не менее трех авторов по выбору).

Изображение близкого и далекого прошлого русской деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем (В. П. Астафьев, В. М. Шукшин). Философия природы


«естественного мира», стремление приобщить современников к народным традициям (В. И. Белов, В. Г. Распутин, Е. И. Носов).

Русский национальный характер, глубина гуманистического пафоса в произведениях писателей (В. И. Белов, Ф. А. Абрамов и др.).

Повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Яркость и точность бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

Новое о человеке на войне (В. П. Астафьев, В. В. Быков, В. С. Гроссман, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов и др.).

Проблема взаимосвязи ушедшего, настоящего и будущего (Ч. Т. Айтматов, А. Г. Битов, Ю. В. Трифонов и др.).

Развитие традиций русской классики в лирико-психологической прозе Ю. П. Казакова.

Тема деградации личности, утратившей нравственную основу (Ч. Т. Айтматов, Ю. В. Трифонов и др.).

Молодой герой, проблема формирования его сознания и нравственности. Социально-психологические конфликты, их истоки и художественная трактовка в повестях В. Ф. Тендрякова.

Познание социально-эстетических и политических противоречий действительности (В. П. Астафьев, С. Д. Довлатов, Ф. А. Искандер, В. Г. Распутин, В. Т. Шаламов и др.).

Поэзия второй половины XX века: основные темы, мотивы и образы (не менее трех авторов по выбору).

Пушкинские начала, классические образы и мотивы творчества А. А. Тарковского, Д. Самойлова, В. Н. Соколова и др.

Столкновение «железного столетья» с природным началом бытия, вселенского добра и зла в поэзии Ю. П. Кузнецова.

Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников Б. А. Ахмадуллиной,

А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко.

Природа и человек в лирике В. А. Солоухина.

Лирика Н. М. Рубцова: образ родины, природы и истории; нравственный и эстетический идеал поэта; жанр элегии; художественно-стилевое своеобразие.

Социальный и публицистический пафос, традиции и новаторство в поэзии бардов, пришедшей к читателю в конце 1980-х гг. (В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава).

Лирика И. А. Бродского: широта проблемно-тематического диапазона его поэзии; своеобразие поэтической трактовки современности, истории, «вечных тем»; трагедийность мироощущения.

Драматургия второй половины XX века: проблематика и жанровое своеобразие (произведение одного автора по выбору).

Пьесы А. В. Вампилова («Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота»): жанровое своеобразие, смысл названия, особенности конфликта пьесы.