ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | |||
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | |||
«Иркутский государственный университет» | |||
(ФГБОУ ВО «ИГУ») | |||
Институт социальных наук | |||
Кафедра социальной работы | |||
| |||
| |||
| Допускается к защите | ||
| Зав. кафедрой, | ||
| доцент _____________ Е.В.Решетникова | ||
| «____» _________ 20__ г. | ||
| | ||
| | ||
| | ||
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА | |||
БАКАЛАВРА | |||
по направлению «Социальная работа» | |||
Профиль «Социальная работа в системе социальных служб» | |||
| |||
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ | |||
| |||
| | ||
| Студентка 4 курса , | ||
| | ||
| __________ | ||
| | ||
| Руководитель: к.ф.н., доцент ____________ Е.В. Решетникова | ||
| | ||
| Нормоконтролёр: к.ф.н.,доцент __ ___________ В.В.Попова | ||
| | ||
| | ||
| Работа защищена: | ||
| «_____» ___________ 20__ г. | ||
| С оценкой _____________ | ||
| Протокол № ______ | ||
| | ||
| | ||
| | ||
Иркутск 2022 | |
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы социальной работы по профилактике ТЖС семей, имеющих детей-инвалидов..………………………………………
1.1. Характеристика социально-психологического статуса семей, имеющих детей-инвалидов……………………………………………………………….….
1.2. Основы социальной работы по разрешению и профилактике ТЖС семей, имеющих детей-инвалидов ……………………………………………………..
1.3. Организация системы работы по оказанию социально - консультативной помощи в разрешении и профилактике ТЖС семей, имеющих детей-инвалидов……………………………………………………..………………….
Глава 2. Разработка социального проекта центр социально-психологической помощи семьям «Справимся вместе»………………….
2.1. Социологическое исследование востребованности социального проекта «Справимся вместе» для семей, имеющих детей-инвалидов……..………….
2.2. Описание социального проекта центр социально-психологической помощи «Справимся вместе» для семей, имеющих детей-инвалидов…..…...
Заключение……………………………………………..……………………….
Список литературы…………………………………………………………….
Приложение……………………………………..………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17% из них являются детьми-инвалидами. По данным министерства здравоохранения и социального развития на июнь 2022 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек .В Иркутской области, проживают 8495 детей-инвалидов, на учете в органах соцзащиты состоит 7406 детей-инвалидов (87,2% от общего числа), в учреждениях социального обслуживания населения состоит 3297 детей-инвалидов. В течение 2022 года обслужено 2862 ребенка-инвалида; реабилитацию в Областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями прошли 894 ребенка.
Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы.
Однако до последнего времени в исследованиях российских ученых, семьи, имеющие детей-инвалидов, не выделялись в отдельную группу. В зарубежной литературе 1950-1960-х гг., равно как и в отечественной литературе до 1990-х гг., практически нет сведений о состоянии родителей детей с особыми потребностями. Вероятно, отсутствие этой информации обусловлено тем, что большинство детей с ограниченными возможностями помещались для воспитания в закрытые учреждения. До недавнего времени политика изоляции в отношении инвалидов была определяющей тенденцией отечественного общества. Сегодня ситуация качественно меняется. Все больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка-инвалида в семье, развивается система социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие преграды в жизни инвалидов. Однако символические барьеры сломать порой гораздо сложнее, здесь требуется развитие культурных ценностей гражданского общества, таких как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав, независимость.
Семьи, имеющие ребенка-инвалида, как правило, испытывают материальные трудности, а нередко находятся на грани нищеты. Крайне актуальна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. На сегодняшний день не достаточно развиты надомные формы трудовой деятельности, услуги «социальной няни», производства неохотно решают вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида.
Также необходимо отметить наличие психологических проблем в семье, имеющей ребенка-инвалида. В подавляющем большинстве случаев ребенка-инвалида воспитывает только мать, отцы обычно покидают семью. Не в полном объеме решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. Возможности детей-инвалидов в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической, политической жизни значительно ограничен.
Изменение подхода от содержания детей в закрытых учреждениях к семейному воспитанию и созданию необходимых ребенку и его родителям программ междисциплинарного обслуживания вызвало интерес и определило необходимость изучения семейных стратегий микросоциальной адаптации. Только в последние годы проблемы адаптации родителей к рождению ребенка с особыми потребностями стали темой профессионального обсуждения. Практика показывает, что некоторые родители психологически опустошены и подавлены, оставаясь в этом состоянии на долгие годы, тогда как другие стремятся мобилизовать себя и других членов семьи, стараются сформировать позитивный
настрой и управлять психотравмирующей ситуацией, постепенно нивелируя многие негативные стороны. Понимание психологического состояния взрослых, окружающих ребенка-инвалида, имеет практическую ценность для обеспечения более эффективных форм социально-педагогической помощи ребенку и его семье.
Сегодня исследованием проблем воспитания детей-инвалидов занимаются Алексеева Л.С., Айшервуд М.М., Багаева Г.Н., Безух С.М., Грачев Л.К., Дементьева Н.Ф., Исаева Т.Н., Ким Е.Н., Лебедева С.С., Мельникова Г.С., Усынина А.И. и другие отечественные ученые, однако данная проблема рассматривается с позиции медико-профилактических, психологических, организационно-управленческих требований. В этой связи актуальность нашей темы исследования заключается в обосновании необходимости социально-педагогической поддержки родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, позволил выявить и сформулировать следующее противоречие между существующими проблемами в семьях, имеющих детей-инвалидов и недостаточностью мер социальных служб по организации целенаправленной социально-педагогической поддержки членам семьи, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы возможности социальных служб, в контексте социально-педагогической поддержки родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Цель исследования - раскрыть значимость социально-педагогической поддержки семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - семья, имеющая ребенка-инвалида.
Предмет исследования - процесс социально-педагогической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему детской инвалидности как социальной проблемы.
2.Обозначить круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов.
3.Раскрыть особенности социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их родителей.
4.Проанализировать возможности системы социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
5.Разработать программу поддержки семье, имеющей ребенка-инвалида.
Гипотеза исследования
заключается в предположении о том, что работа по социально-педагогической поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов будет более успешна, если станет одним из приоритетных направлений социальной работы направленной на обогащение как воспитательного потенциала семьи, имеющей ребенка-инвалида, так и комплексной социальной помощи семье в целом.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, социально-педагогическое моделирование, наблюдение, анкетирование.
Методологическая основа исследования. Важное методологическое значение, в работе по данной теме имеют исследования отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтьева, И.А. Камаева, М.А. Поздняковой, И.С. Кона и других.
К ведущим специалистам по социальной работе с детьми-инвалидами и их семьями относятся: Л.В. Бадя, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, В.А. Луков, А.В. Мудрик, А.М. Панов, П.Д. Павленюк, Р.В. Соколов, Л.А. Темникова, Е.И. Холостова, А.Р. Маллер, Е.М.Мастюкова, Н.С.Морзова, Б.Ю. Шапиро, Е.Н. Ким и многие другие.
Проблемы реабилитации ребёнка в условиях семьи рассматриваются Н.С.Моровой, В.В.Ткачёвой и др. В последнее время поднимаются вопросы взаимоотношения родителей и ребёнка-инвалида (Т.Н.Волковская и др.), отношения матери к ребёнку с отклонением в развитии (О.Б.Чарова, Е.А.Савина, Л.С.Печникова и др.), поднимается вопрос о психолого-социальной поддержке родителей детей-инвалидов (О. М.Высоцкая, Д.Ю.Мостовой и др.).
Элементы научной новизны и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1.Сформированы теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
2.Проанализированы характеристики семей, имеющих детей- инвалидов и выявлены их основные проблемы.
Практическая значимость исследования - материалы работы могут быть использованы при чтении лекций в ВУЗе, на курсах повышения квалификации работников социальной сферы, а также, непосредственно при проведении мероприятий, направленных на оказание поддержки родителям, имеющих детей-инвалидов и самих детей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТСЖ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ -ИНВАЛИДОВ