Файл: Характеристика эпохи 4 Становление анатомии как науки 6 Глава Ятрохимия и медицина 10.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Глава 1. Характеристика эпохи 4
1.2. Становление анатомии как науки 6
Глава 2. Ятрохимия и медицина 10
2.1. Эпидемии и учение о контагии 12
2.2. Развитие хирургии 15
Заключение 18
Введение
На каждого, кто изучает историю мировой медицины, произведет впечатление глубина знаний, которыми обладали античные врачи. Однако на протяжении тысячи лет эти обширные медицинские знания были недоступны европейцам в период Средневековья. То, что сейчас нам известно как западная научная медицина, возникло только после эпохи Возрождения.
Возрождение, начавшееся в 1453 г., послужило сигналом для возвращения медицины в клинику и к больным, ее существование не ограничивалось только монастырями и университетами. Хирургия под руководством таких выдающихся хирургов, как Амбруаз Паре, вернула себе свою былую славу. Это был период, когда болезни стали дифференцироваться. Такие болезни, как ветрянка, сифилис и тиф, были тогда впервые описаны и выделены из общей массы «лихорадок» и «чумы».
В тот век проявили себя три выдающихся человека, а именно Фракасторо, Парацельс и Андреас Везалий. Они не только способствовали развитию медицины, но и определили три кардинальных направления в истории ее достижений.
Фракасторо (1478—1552), уроженец Вероны, разработал теорию инфицирования и передачи инфекции мелкими частицами по воздуху или при контакте людей. Если бы тогда общество было настроено по отношению к учению Фракасторо более благосклонно, медицина достигла бы успехов в этом направлении на четыре столетия раньше и сколько жизней можно было спасти! Враждебно настроенное консервативное общество, часто не только холодно принимало идеи первооткрывателей, но и жестоко высмеивало и оскорбляло их самих. Например, когда Мигель Сервет (XVI в.) выдвинул идею существования малого круга кровообращения, его сожгли как еретика.
Когда Пьер Бриссо (XVIII в.) выразил протест против излишнего кровопускания, его подвергли остракизму, и он умер в ссылке.
Знакомясь с историей медицины или какой-либо другой науки или искусства, читатель, не лишенный сочувствия к людям, не может не задумываться над тем, когда наконец человечество научится извлекать уроки из прошлого и почему бы нам не стать немного добрее по отношению к мужественным людям, осмелившимся идти впереди своего времени. И все же, несмотря на такую враждебность, истина торжествует. Парацельс (ок. 1490—1541) начал свое преподавание в Базеле с того, что сжег произведения Галена и Авиценны на публике не в знак протеста против этих двух выдающихся личностей, хотя некоторые из их положений признаны неверными, а против раболепного отношения и пассивного чтения книг. Гален и Авиценна на протяжении столетий считались непререкаемыми авторитетами, с которыми никто не имел права не соглашаться. Поиски Парацельсом специальных средств для лечения определенных заболеваний положили начало современной химиотерапии.
Андреас Везалий (1514—1564) нарушил традицию Авиценны изучения по книгам и показал, что даже Гален не достиг совершенства в анатомии. Главное произведение Везалия «О строении человеческого тела» выявило многие ошибки Галена, такие как, например, пятидольчатая печень или рогатая матка, и стало основой современной анатомии. Везалий отказался от размышлений и предположений, заменив их непосредственным наблюдением на секционном столе, чем нанес сокрушительный удар по оторванному от жизни консерватизму и поставил медицину на прогрессивную научную основу.
Актуальность: обусловлена тем, что развитие медицины в Эпоху Возрождения дало толчок к развитию медицины современной, глобальной, повсеместной, от решения задач которой, зависят жизни миллионов людей ежедневно. Степень разработанности данной темы оценивается высоко, в пользу этого говорят многочисленные научные труды, в том числе: Гравейа, Да Винчи, Парацельса, Визалия.
Целью работы: является изучение истории развития медицины в эпоху Возрождения. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Рассмотрение общего положения медицины, периода Эпохи Возрождения. 2. Изучение истории развития различных направлений медицины. Объектом исследования выступает развитие медицины Эпохи Возрождения. Предметом исследования выступает вклад сделанный исследователями в развитие медицины Эпохи Возрождения.
Задачи: изучить развитие медецины в эпоху возраждения
Объект работы: медецина в эпоху возраждения
Предмет работы: исследование медецины
Структура работы: работа включает 2 главы
Глава 1. Характеристика эпохи
В XV веке в общественной и культурной жизни Западной Европы произошли большие перемены.
В недрах феодализма формировались новые, буржуазные отношение. Они требовали постоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В науке стал утверждаться опытный метод.
Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности.
Они искали опору в реалистическом искусстве античных авторов (особенно греков). Вот почему этот культурный феномен Позднего Средневековья в Западной Европе получил название Возрождение (итал. Rinascimento, фр. Renassance) в смысле «духовное обновление античности».
Идейным содержанием культуры Возрождения стала философия гуманизма (лат.humanos- человеческий). В центре мировоззрения гуманистов был человек и реальный земной мир. В человеке стали ценить ум, знание, умение, волю, чувство собственного достоинства.[ Гуманисты не выступали против религии .Они по-прежнему отводили Богу роль творца, но оставляли за человеком стремление к самосовершенствованию.]
Поиски новых земель и развитие мореплавания сделали XV-XVI века временем Великих географических открытий.
1492- Христофор Колумб (1451-1506) открыл для европейцев Американский континент.
1498- Васко да Гама ( 1460-1524) , обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию.
1519-1521- Фернан Магеллан (1480-1521) организовал первое кругосветное путешествие.
С открытием новых земель мир сдался в несколько раз больше. Нарушились рамки национальной обособленности.
Возникают общие понятия «Европа», «европеец», формируется общеевропейская культура.
Основные черты естествознания эпохи Возрождения :
1.гуманистическое мировоззрение;
2.утверждение опытного метода в науке;
3.развитие математики и механики;
4.метафизическое мышление (является шагом вперед по сравнению со схоластическим методом)
(Однако, схоластика оставалась официальной философией, господствующей в католических университетах).
1.2. Становление анатомии как науки
Внимание к человеку породило интерес к человеческому телу и его строению. Анатомия увлекала не только врачей, но и великих живописцев и скульпторов.
Одним из её основоположников был гениальный учёный и художник Леонардо да Винчи (1452-1519).Он одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать строение человеческого тела. Леонардо описал и зарисовал многие мышцы, кости , нервы, внутренние органы.
(Работы Леонардо да Винчи остались неизвестными современникам. После его смерти все зашифрованные записи унаследовал Франческо Мельци, т. к.умерший, не оставив наследников. Труды Леонардо по анатомии получили известность только в XVIII веке.)
Андреас Везалий(1514-1564)
В возрасте 23 лет (1537) В Падуе получил степень доктора медицины и стал магистром Падуанского университета (передового медицинского центра того времени).
Везалий жил в эпоху, когда важнейшим авторитетом в области анатомии был Гален. Однако, анотомируя человеческие трупы, Везалий исправил более 200 ошибок Галена. Основополагающий труд Везалия - «О строение человеческого тела» в 7 книгах, 1543г. В нем он:
1.обобщил достижения в области анатомии за предшествующие столетия;
2.обогатил науку собственным достоверными знаниями;
3.исправил большое количество ошибок предшественников;
4.впервые привел эти знания в систему, т.е. сделал из анатомии науку.
Текст сопровождают 250 рисунков Иогана Стефана ван Калькара (ученик Тициана).
(Фронтиспис ( фр. Frontispice- иллюстрация титульного листа) изображает момент анатомирования: в центре - А.Везалий, вокруг - выдающиеся ученые того времени- всего 48 реальных исторических персонажей - Мигель Сервет, Джироламо Фракастеро, Парацельс , писатели, короли и др.)
Экспериментально обоснованные выводы Везалия нанесли мощный удар по схоластике. Учитель Везалия Якоб Сильвий назвал своего ученика «безумным».
(Перед лицом неопровержимых фактов он был готов скорее допустить, что за 14 столетий изменилась анатомия человеческого тела, чем признать, что великий Гален мог ошибаться.)
В 1546 году Везалий был изгнан из Падуанского университета. В то время в Европе полыхали костры инквизиции: Визалий был обвинён в посягательстве на авторитет Галена. Он совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути в результате кораблекрушения Везалий оказался на острове Занте, где и умер.
Трудами Везалия открывается «золотой век» в истории анатомии.
В 1544 году под редакцией Якоба Фрёмиха в Страсбурге вышла в свет многослойные анатомические таблицы, в каждой из которых открылось по 5-7 листов с изображением нижележащих органов «от кожи до позвоночника.»
В 1546 году испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (1509-1553) впервые описал малый круг кровообращения. (Показав, что кровь из лёгких возвращается к сердцу, он восполнил недостающие звено)
[Мигель Сервет родился в Наварре.В 14 лет получил место секретаря духовника императора Карла V. Он был разносторонним человеком: знал право, медицину, теологию, математику. Выступал против догмата Троицы. Утверждал , что Христос - простой человек с божественным разумом. Своё учение изложил в «Восстановление христианства». Сервет был арестован, но бежал. Поселился в Неаполе, занялся медициной. В 1553 году в Женеве вновь арестован, приговорен к сожжению. Не отрекся от ереси. Его гибель не связана с описанием малого круга описания крови. Он пострадал за ересь и противостояние Кальвину ].
После Сервета исследования движения крови продолжились.
Иероним Фабриций (1533-1619) - ученик Фаллопия и учитель Гарвея: первым описал венозные клапаны (доказав односторонние движение крови по венам - в направлении к сердцу).
Глава 2. Становление физиологии как науки. Ятрофизика
Рождение физиологии как науки связывают с именем Уильяма Гарвея (1578-1657).Ему принадлежит заслуга создания теории кровообращения. Это выдающийся английский врач, физиолог, эмбриолог.
Основываясь на достижениях предшественников, математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения (проводится в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно возвращаясь к сердцу. На периферии кровь проходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей - при жизни Гарвея не применяли в физиологии микроскопической техники: капилляры увидел Марчелло Мальпиги (1628-1694) через 4 года после смерти Гарвея).
Френсис Бекон (1561-1626)-английский философ и политический деятель. Не будучи врачо , Бэкон во многом определил пути дальнейшего развитие медицины.
В своем произведении «Новый Орган» сформулировал 3 основный цели медицины :
1.сохранение здоровья; 2.излечение болезней; 3.продление жизни.
Бэкон заглядывал вперед на многие столетия. Так, в области медицины, он выдвинул ряд идей, реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых. К ним относятся:
- изучение анатомии не только здорового, но и больного организма;
- изобретение методов обезболивания;
-использование при лечении болезней прежде всего природных факторов, в т.ч. развитие бальнеологии.
(Бэкон во многом определил пути формирования развития наук, в т.ч. и медицины грядущего Нового времени).
Рене Декарт (1596-1650)
Французский ученый, математик, философ. Развивал философское (метафизическое) мышление в естествознании. Ему принадлежат знаменитые слова:
«Я мыслю, следовательно я существую». Декарт явился одним из творцов ятроматематики и ятрофизики (iatros-врач; математика - наука о количественных отношениях; «физис»- природа). Это направление в медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиции физики и математики.
Декарт считал, что жизненные действия подчиняются механическим законом и имеют природу отражения (названную позднее рефлекторной). В простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги.