ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Характеристика социально-психологического статуса семей, имеющих детей-инвалидов
Семья - ближайшее социальное окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. [11, с.14]
Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей ребенка-инвалида, являются:
- воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;
- заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;
- вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;
- вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;
- постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.
Таким образом, все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют определенные характеристики:
- родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
- личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
- социальный статус семьи снижается -- возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
- особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;
- в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, роли, как правило, изменены: интересы семьи сосредоточены на инвалиде; мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. [4, с.124]
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим количеством трудностей. Среди проблем семьи ребенка-инвалида следует отметить:
1. Медицинские, связанные с участием семьи в медицинской реабилитации ребенка: получении информации о заболевании ребенка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка.
2. Экономические, поскольку в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, затратами на приобретение дорогостоящих медикаментов, оплату консультантов и др.
3. Проблемы воспитания, обучения и ухода за больным ребенком (подготовка ребенка к школе и помощь в его обучении, особенно при обучении на дому, осуществление целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка - формированию навыков самообслуживания, передвижения, развитию самостоятельности и др.).
4. Социально-профессиональные проблемы семьи (трудности или невозможность для родителей ребенка-инвалида повысить свой профессиональный образовательный уровень, вынужденные перерывы в работе в период лечения ребенка; смена характера работы с учетом интересов ребенка, формирование уклада жизни семьи и др.).
5. Психологические проблемы (переживания семьи в связи с заболеванием ребенка и тревогой за его судьбу, трудности в общении с ребенком, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения проблем по уходу, лечению, обучению и воспитанию тяжелобольного ребенка и др.) [26 с. 54]
При появлении больного ребенка в семье происходит изменение ее уклада, особенно психологического климата. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет этот процесс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком-инвалидом. [20 с. 34 ]
Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития. [8, с.23]
Каждый ребенок с ограниченными возможностями нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии ребенка. [14 с. 58]
Родителям следует знать, что ни одно лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с ребенком. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями социального работника, врача, педагога с обязательным и ведущим участием родителей.
Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями - один из важнейших факторов их реабилитации и социальной адаптации. Совместные усилия семьи, медицинских учреждений, образовательной системы, социальной службы обеспечивают приобщение ребенка с ограниченными возможностями к активной деятельности, выявление его способностей и выбор доступной профессии. В Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных 14 мая 1996 года Указом Президента Российской Федерации (20 пункт), говорится о необходимости кардинального улучшения охраны здоровья семьи, медико-социальной помощи детям-инвалидам, которые зависят от создания и внедрения программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с умственными и физическими недостатками. [15, с.34]
Значительные трудности могут возникнуть у родителей при устройстве ребенка на обучение в школу. В законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». В нем есть статьи, в которых особо отмечены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации специальных образовательных учреждений, обеспечивающих лечение, содержание, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Если ребенок, имеющий дефект в развитии, определяется в общеобразовательную школу, родителям следует наладить самый тесный контакт с учителями и классным руководителем. Важно рассказать им об индивидуальных особенностях своего ребенка, вырабатывать с ними индивидуальную программу развития с учетом специфики дефекта, регулярно отслеживать изменения в психике и личности, происходящие под воздействием обучения и воспитания, посещать классные родительские собрания. [27, с. 65]
Семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями, нередко недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. Характер общения родителей во многом определяется их индивидуальными особенностями. Члены гармоничных семей, в большинстве своем, не замыкаются рамками отношений только между собой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые занятия. Эти связи с внешним миром являются устойчивым источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками.
Роль семьи в развитии и воспитании ребенка-инвалида должна состоять в максимальном расширении социальных контактов. Нельзя, чтобы жизнь ребенка была ограничена замкнутым кругом своей семьи, он должен ходить в гости, играть со здоровыми сверстниками, участвовать в детских праздниках. Время, которое ребенок проводит в семье, должно быть четко спланировано, нельзя заполнять его одними развлечениями, повседневный бытовой труд формирует у ребенка-инвалида полезные навыки самообслуживания. Родители должны быть обучены организации различных, особенно развивающих, игр, так как в ходе игры развиваются интеллектуальные, а в спортивных играх и физические возможности ребенка, формируется способность к общению, обогащается социальный опыт.
Семья играет важную роль и в отношении развития координации, умения ребенка-инвалида ориентироваться в окружающей среде, на улице, в транспорте.
Решение проблем в семье благоприятно сказывается на социально-психологическом статусе ребенка с ограниченными возможностями нормализуется настроение, упорядочивается поведение, улучшаются показатели в учебе, устраняется аффективная напряженность. Тогда и появляется желание общаться, играть, уметь и это желание дает благоприятные условия для дальнейшей адаптации таких детей. [12, с. 45]
Таким образом, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья имеют следующие трудности: медицинские, экономические, проблемы воспитания, социально-профессиональные, психологические
-
Основы социальной работы по разрешению и профилактике ТЖС семей, имеющих детей-инвалидов
Социальная защита семей есть обеспечение их полноценной жизнедеятельности.
Решающую роль в области защиты прав и интересов семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, играет государственная экономическая и социальная политика.
В основе современной социальной политики по защите прав семей в Российской Федерации лежат положения, определяющие основные приоритеты помощи/
Таблица 1.1. Приоритеты государственной социальной политики
№ по порядку | Направление работы | Уточнение |
1 | денежные выплаты в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей | детские пособия и пенсии по инвалидности |
2 | многопрофильные льготы семьям с детьми-инвалидами | налоговые, жилищные, транспортные, медицинские, трудовые и др |
3 | бесплатные выдачи семье и детям лекарств, технических приспособлений и др | ----------- |
4 | социальное обслуживание семей | оказание долгосрочных мер комплексной помощи: юридической, социально-бытовой, медико-социальной, психолого-педагогической и др |
Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов, имеет в своей основе соответствующую нормативно-правовую базу.
Выделение детей-инвалидов в отдельную категорию обусловлено необходимостью особой социальной защиты их семей. Закон дифференцирует льготы, предоставляемые исключительно инвалиду (ребенку-инвалиду) и его семье, т.е. всем совместно проживающим членам семьи. Дополнительные льготы родителям предоставляются законом для того, чтобы обеспечить им возможность максимально полноценного ухода за ребенком-инвалидом.
В ряду наиболее важных мер социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, являются денежные выплаты.
Все социальные выплаты детям-инвалидам делятся на две группы:
Таблица 1.2. Выплаты
Выплаты | Характеристика |
К общим выплатам относятся | 1) единовременное пособие при рождении ребенка; 2) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; 3) ежемесячное пособие на ребенка (70% минимального размера оплаты труда); 4) компенсация расходов на приобретение молочных продуктов питания родителям, имеющим детей, не достигших двух лет |
К специальным выплатам относятся: | 1) пенсия ребенка-инвалида; размер социальной пенсии детям-инвалидам соответствует размеру минимальной пенсии по старости и изменяется пропорционально изменению (повышению) минимального размера оплаты труда; 2) компенсационная выплата в размере 60% от установленного минимального размера оплаты труда неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. |