Файл: Что значит рабочее место. Планировка рабочего места.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Что значит рабочее место. Планировка рабочего места
Рабочие места с использованием ручного труда
Рабочие места для машинно-ручного труда
Рабочие места для механизированного труда
Автоматизированное производство
Организация квотируемых рабочих мест
Проведение анализа рабочих мест
Проведение аттестации рабочих мест
Общие требования к организации рабочего места
Каким требованиям должно соответствовать рабочее место сотрудника?
2. Организация рабочих мест сотрудников офиса
Правила организации рабочего места
Организация рабочего места в офисе
Организация рабочих мест в производственных помещениях
Организация рабочего места руководителя
Требования к организации рабочего места. Классификация, оснащение и безопасность рабочих мест
Организация рабочего места: требования безопасности труда
Положение сотрудников в процессе осуществления операций
Расфасовка, упаковка, укладка продукции
Пространство для контролера-кассира
Защита контролеров-кассиров от преступных посягательств
Операции по влажно-тепловой обработке изделий
Пространство для комплектовщика
Помещение для сотрудника, обслуживающего грузовой лифт
Оснащение пространств для пользователей ВДТ и ПЭВМ
Требования законодательства к организации рабочего места
Безопасная организация рабочего места: правила охраны труда
Нерегламентированные ситуации
При возникновении ситуаций, не урегулированных санитарно-гигиеническими нормами (протекает крыша, неисправен туалет и т.д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость, пока проблема не будет устранена полностью. При невозможности такого решения, согласно статье 157 ТК РФ, работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.
Из эргономических требований к рабочему месту необходимо дополнительно отметить следующие:
-
Выбор рационального местоположения рабочей поверхности и зоны с учетом антропометрических данных конкретного сотрудника. -
Предусмотрение мер по предупреждению либо снижению преждевременного утомления работника, возникновению у него стрессовой ситуации с учетом физиологических, психофизиологических особенностей человека и его характера. Кстати, по утверждению психологов, работники, постоянно использующие в работе электронно-вычислительную технику, намного больше подвергаются стрессу, чем их менее «продвинутые» коллеги. -
Обеспечение скорости, безопасности и удобства техобслуживания как в обычных, так и в чрезвычайных условиях работы.
Технические параметры включают в себя оснащенность инновационной техникой, приспособлениями, лабораторным оборудованием, грузоперемещающими механизмами и т.д.
Ответственность работодателя
Согласно требованию статьи 209 ТК РФ, соответствующий федеральный исполнительный орган устанавливает порядок аттестации рабочих мест с целью определения факторов, влияющих на безопасность условий труда на производстве. За каждое нарушение установленного законодательства работодатель несет ответственность.
При первом нарушении должностные лица и индивидуальные предприниматели предупреждаются либо подвергаются штрафу от 2 000 до 5 000 рублей. То же для организаций – предупреждение или штраф в размере 50-80 тысяч рублей (статья 5.27.1. КоАП РФ, часть 1-я).
При повторном нарушении частью 5-ой указанной статьи уже предусматриваются более строгие наказания:
-
должностные лица подвергаются штрафу в 30-40 тысяч рублей либо дисквалификации от года до трех лет; -
размер штрафа для индивидуальных предпринимателей аналогичный, или их деятельность может быть административно приостановлена на срок до 90 суток; -
организации могут быть оштрафованы на 100-200 тысяч рублей или также подвергнуться административной приостановке своей деятельности.
Вместо заключения
По состоянию рабочих мест на конкретном предприятии или в офисе можно судить не только о том, на каком уровне в них находится организация труда и производственная культура, но и об их солидности и степени доверия к ним потенциальных и действующих клиентов.
2. Организация рабочих мест сотрудников офиса
Принципы организации рабочего места
Рабочее место – зона трудовой деятельности сотрудника, оснащенная
необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей.
Организация рабочего места – это система мероприятий по оснащению
рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному разме-
щению с учетом антропометрических данных исполнителя.
Организация рабочих мест офисных сотрудников заключается в обеспечении рационального устройства и планировки служебных помещений, оснащении рабочих мест необходимой мебелью и современными средствами оргтехники.
Основные факторы при разработке рабочего места :
Технология и характер выполняемых работ;
Взаимосвязи в процессе труда;
Правила пожарной безопасности и промышленной санитарии;
Специфические требования органов государственного надзора к спе-
циальным помещениям и службам.
Располагать как можно ближе друг к другу структурные подразделе-
ния со смежным характером работ, а также рабочие места сотрудни-
ков, имеющих между собой наиболее частые деловые контакты;
Отделы, которые в силу специфики выполняемых работ связаны с
приемом сторонних посетителей: например, отдел кадров, АХЧ, отдел
МТО располагать в нижних этажах здания вблизи входов;
При размещении структурных подразделений учитывать возможность
расширения, установки дополнительного оборудования, а также орга-
низации новых отделов;
При размещении рабочего места учитывать нормативную площадь на
одного работающего, правильную освещенность (естественный свет
должен падать слева или спереди), незагроможденность пространства
(ненужными для непосредственных рабочих операций предметами),
свободный и безопасный доступ к местам включения в сеть средств
Исключить отвлекающее и неблагоприятное воздействие уличных
раздражителей, а также по возможности уменьшить тепловое излучение от приборов отопления и световое излучение от экранов мониторов, телевизоров и других аудиовизуальных средств;
Выбирать форму и габариты мебели с учетом антропометрических показателей для обеспечения удобного положения корпуса сидящего при работе и создания хорошего зрительного восприятия;
Подбирать оргтехнику, средства механизации с максимально возможной степенью их типизации;
Организовывать места сотрудников в соответствии с технологическим
процессом выполняемых ими работ;
Совершенствовать условия труда, создавая благоприятную санитарно-
Система рационализации рабочего места 5S
Данная система, являющаяся одним из инструментов формирования и
функционирования так называемого «бережливого офиса», была разработана в
послевоенной Японии в компании Toyota.
В ее основе лежит целая философия малозатратного
, успешного, бережливого производства, и она становится достаточно популярной и в российских офисах, хотя ее полноценное внедрение усложняется недостаточностью соответствующей практики и психологическим сопротивлением не только со стороны рядового офисного персонала, но и руководства.
Система 5S – это пять шагов к созданию комплексной качественной среды, способствующей повышению производительности, качества и езопасности
труда. Система 5S получила свое название от первых букв пяти японских слов и их английских аналогов:
. сэири (Sorting) «сортировка » – четкое разделение вещей на нужные и
ненужные и избавление от последних;
. сэитон (Simplifying) «соблюдение порядка» (аккуратность, самоорга-
низация) – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
. сэисо (Sweeping) «содержание в чистоте» (уборка) – соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности;
. сэикэцу (Standardizing) «стандартизация» (поддержание порядка) –
необходимое условие для выполнения первых трех правил;
. сицукэ (Sustaining) «совершенствование» (формирование привычки) –
воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Создание комфортного психологического климата, стимулирование
Повышение производительности труда офисных служащих;
Уменьшение временных и материальных затрат;
Минимизация «холостых операций» и трудозатрат;
Снижение числа несчастных случаев.
Расчет площади служебных помещений (по В.В. Пирожкову)
В служебном помещении каждый работник должен иметь возможность
свободного подхода к своему рабочему месту или оборудованию общего поль-
зования. Поэтому при размещении рабочих мест и оборудования учитывают
размеры проходов и некоторые другие расстояния в служебных помещениях.
Вот какими они могут быть.
Например, ширина прохода (см):
для одного человека – 60;
для двух человек – 80;
для трех человек – 100;
между столами – 55–90;
между стеной и столом – 65–85;
между отопительными приборами и рабочим столом – 55.
Можно использовать для определения необходимой площади рабочего
места в каждом конкретном случае суммарный метод расчета:
где Побщ – вся площадь рабочего места;
Пр – площадь, необходимая для работы и передвижения сотрудника;
По – площадь, занимаемая оборудованием;
Ппр – площадь проходов.
При таком методе подсчета можно учесть также необходимую площадь
для посетителей и для оборудования, используемого коллективно. При исполь-
зовании суммарного способа расчет ведется согласно нормативам на отдельные
элементы рабочего места.
Наиболее удобными являются прямоугольная форма комнат с соотношением 1:1; 1:1,5 и предельно – 1:2;
минимальная высота комнат – 3,25 м;
минимальная ширина – 2,5–3 м.
При двустороннем естественном освещении наибольшая ширина (глубина) помещений составляет 12–15 м, а при одностороннем – 6–7 м.
Минимальная площадь на одно рабочее место служащего (без ПК) – 4,25 м2.
Факторы устройства офисных помещений
Офис должен быть как технологичным, так и комфортабельным, что достигается не только правильным расчетом площади рабочих мест сотрудников, но и, прежде всего, через продуманную систему устройства офисных помещений (в частности, их планировку и оборудование).
При этом следует учитывать:
Потребность сотрудников офиса в уединении и концентрации внимания;
Виды используемых трудовых процессов;
Потребность в помещениях для проведения совещаний и в резервных
В зависимости от основной специфики офиса соотношение этих факторов
меняется: для сосредоточенной, с максимальной концентрацией работы лучше
всего подходит отдельный кабинет, а для общения – открытое в той или иной
Для учета этих факторов при устройстве офисных помещений используется планировка трех типов: закрытая, открытая и комбинированная.
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку: