Файл: Демографические прогнозы (мир, рф, пфо, Ульяновская область, мо) методология, эмпирические оценки, рекомендации для демографической политики..docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 611
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основные понятия выбранной темы
1.2. Регулирование демографии в РФ
1.3. Зарубежный опыт регулирования демографии
2.1. Статистический анализ демографической ситуации в РФ
2.3. Прогноз демографической ситуации
3.1. Проблемы демографической ситуации в Российской Федерации
3.2. Совершенствование демографической политики
3.3. Изменение государственной политики в сфере регулирования демографических процессов
3.3. Изменение государственной политики в сфере регулирования демографических процессов
Разработка и реализация национального проекта «Демография» (2019-2024 гг.) и особое внимание Президента РФ к этой теме показывают значимость демографических проблем для российского общества и государства. Паспорт национального проекта включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; «Содействие занятости»; «Старшее поколение»; «Укрепление общественного здоровья»; «Спорт -норма жизни», - цели которых направлены на повышении рождаемости, снижение смертности, повышение уровня и качества жизни, в том числе в плане развития здоровьесберегающих технологий, в обеспечении занятости матерей с детьми и т.д. [1].
Только в 2020 году в рамках реализации нацпроекта «Демография» было использовано 602 млрд рублей, а реализованные программы во многом замедлили темпы снижения количества рождений с 8 % в 2019 году до 3 % в 2020 году [22, стр. 67].
В настоящее время демография является одной из острых проблем экономики и будущего существования государства[18, стр. 271].
Проблема демографии в России началась еще после распада СССР и до сих пор кардинальных мероприятий для ее решения не последовало.
Исходя из второй главы можно сделать вывод, что необходимо государственное регулирование воспроизводства населения как целенаправленная деятельность по укреплению демографической политики. С этой целью федеральными органами разработана Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В рамках этой политики государственное регулирование воспроизводства населения направлено на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. К 2025 году поставлены задачи, представленные на рисунке 16.
Кроме того, федеральными органами власти разработан и осуществляется национальный проект «Демография», в рамках которого реализуется комплекс мер по усилению материальной поддержки семей с детьми и долговременного ухода за пожилыми и инвалидами[15, стр. 19].
Рассматривая структуру расходов национального проекта «Демография», можно сделать вывод, что имеется огромный дисбаланс в бюджетах федеральных проектов, поскольку федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» использует «подавляющую долю бюджетных средств, а на остальные четыре проекта остается лишь малая часть» (рисунок 17).
Рисунок 16 - Основные задачи демографической политики
Рисунок 17 - Расходы на реализацию национального проекта «Демография», млрд. руб.
Но столь существенные расходы на реализацию финансовой поддержки семей при рождении детей остаются неэффективными как показывает демографическая статистика [23, стр. 123]. С каждым годом, государство тратит всё больше денежных средств на финансовую поддержку семей, но при этом коэффициент рождаемость продолжает падать уже последние 6 лет. Данная неэффективность связана со следующими факторами:
- недостаточность мер финансовой поддержки семей с детьми, по-прежнему в стране остаются насущными вопросы бедности, в том числе неполных и многодетных семей, отсутствия навыков финансовой грамотности населения при распоряжении выделенными средствами;
- направление финансирования федерального проекта касается вопросов поддержки семей, в которых уже появился ребенок, тогда как остаются «за боротом» вопросы, связанные с укреплением здоровья женщин и мужчин, планирующих беременность и рождение ребенка, в результате возникает ситуация, когда дети в семьях не рождаются в силу недостаточного здоровья родителей, чаще всего матери;
- финансовая поддержка рождения детей находится в отрыве от иных мер поддержки, в частности поддержки в обществе института семьи и брака, донесения до детей, подростков и взрослых нравственных основ семейной этики и воспитания, «недостаточным уровнем предоставления молодым семьям большего количества возможностей по совершенствованию жилищных условий».
Поэтому, если снизить бюджет федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», это не сильно повлияет на динамику коэффициента рождаемости.
Исходя из вышесказанного, нужно изменить структуру расходов национального проекта «Демография».
Следует предложить перераспределение финансовых средств, используемых для федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» (- 700,8 млрд. руб.) на другие федеральные проекты (+ 700,8 млрд. руб.), в частности, следующие.
«Спорт - норма жизни», в рамках которого мы предлагаем увеличить бюджет данного проекта на 250 млрд. руб. Данная сумма необходима, для того чтобы увеличить количество детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом на 5 млн. детей (рисунок 18).
Рисунок 18 - Динамика затрат на субсидирование занятий детей от 6 до 18 лет и строительство спортивных площадок, по всей России в млрд. руб.
Для достижения поставленной цели авторы предлагается построить 50 тыс. спортивных площадок по всей стране, затратив 50 млрд. руб., а также ввести масштабное субсидирование занятий детей от 6 до 18 лет в спортивных секциях в размере 200 млрд. руб. из бюджета национального проекта, которые позволят сократить расходы потребителей в размере 25 % от стоимости занятий в спортивных секциях за счёт налогового вычета.
Предлагается также увеличить расходы на такой национальный проект как «Содействие занятости женщин» (+ 379,2 млрд. руб.), поскольку невозможность выхода на работу после рождения ребенка в связи с необходимостью осуществления ухода за ним, останавливает многие семейные пары от рождения детей. Повышение бюджета данного федерального-проекта позволит значительно улучшить профессиональную квалификацию женщин во время декретного отпуска, что упростит дальнейший выход на работу после рождения ребёнка.
Также необходимо перераспределить финансирование в пользу федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» (+ 71,6 млрд. руб.), поскольку именно данный проект ставит своей задачей формирование в обществе культуры здорового образа жизни, отслеживания показателей собственного здоровья, формирования паспортов здоровья, создание дополнительной мотивации граждан вести здоровый образ жизни, что дает возможность сформировать общий фон для развития нормального репродуктивного здоровья женщин и мужчин и снижения показателей смертности.
В связи с предложенными мероприятиями необходимо выполнить перераспределение средств в рамках федеральных проектов национального проекта «Демография», которое имеет следующий вид (рисунок 19).
Рисунок 19 - Предлагаемое перераспределение структуры расходов в рамках национального проекта «Демография», млрд руб.
Предлагаемое перераспределение расходов в рамках национального проекта «Демография» позволит распределить бюджетные средства таким образом, что существенная доля средств (дополнительно 700,8 млрд руб.) будет направлена на увеличение количества детей, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, на 5 млн. человек, поможет укрепить здоровье граждан страны, что повысит уровень репродуктивного здоровья мужчин и женщин, позволит увеличить среднюю продолжительность жизни и снизить смертность от заболеваний, улучшит занятость женщин после рождения ребёнка, при этом всём не значительно снизив динамику коэффициент рождаемости.
Таким образом, в условиях экономической нестабильности в стране, когда начинается снижение реальных доходов населения, рост стоимости жилья, продуктов первой необходимости, пандемия, рост уровня безработицы, то большая часть населения находится за чертой бедности и это приводит к снижению рождаемости.
Для улучшения демографии в РФ необходимо:
1) создание новых производств и в приоритетном направлении - сельское хозяйство, продовольственная продукция, инновации, позволяющие повышать в первую очередь производительность оборудования, а только потом интенсивность труда, а также строительство и ремонт ветхого жилья. Необходимо существенно увеличить объемы строительства жилья, позволяющее снизить его стоимость;
2) изменение правил определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
3) снижение ключевой ставки ЦБ РФ, это позволит увеличить возможности по приобретению жилья. Данное предложение должно сопровождаться ростом строительства жилья;
4) осуществление жесткого контроля информации, публикуемой в СМИ на территории РФ, в том числе аноагентами, проведение патриотической пропаганды в РФ с помощью СМИ, плакатов, специально отдельными гражданами; показ финансовых видеотренингов по телевидению по улучшению финансового благополучия семьи, а также правила семейного счастья; допуск к работе лиц ближнего и дальнего зарубежья только имеющих постоянную прописку, а также повышение НДФЛ для лиц имеющих временную прописку в РФ, тем самым влияя на поток мигрантов.
Решение проблем демографического развития необходимо проводить комплексно, а не с помощью одного мероприятия, это позволит создать синергетический эффект, влияющий на рост рождаемости.
Заключение
Демография - это наука о закономерностях развития и воспроизводства населения в тесной взаимосвязи с экономическими и социальными факторами в конкретных условиях места и времени.
Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине XX в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.
Анализ современной демографической ситуации в РФ свидетельствует о том, что полноценный демографический переход не произошел - проблема низкой рождаемости не сглаживается низкой смертностью и высокой продолжительностью жизни. Одним из направлений демографической политики по выходу из депопуляции стало материальное стимулирование рождаемости, что сталкивается с противоположностью процесса демографического перехода. Это подтверждается и кратковременностью увеличения рождаемости в стране: эффект был недолгим, рост обусловлен рождением «отложенных» детей. Устойчивая тенденция на увеличение суммарного коэффициента рождаемости не наблюдается.
Развитие демографической политики в стране благотворно сказывается на ее регионах. Дополнительной поддержкой может служить законодательная поддержка именно со стороны самих субъектов. В данном исследовании это не отражено, хотя каждый субъект вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки. Это благотворно влияет на общую демографическую ситуацию. Так, например, программа материнского капитала, начавшаяся в 2006 г., имеет такую меру поддержки, как региональная индексация размера денежной выплаты. Также в регионах с высоким уровнем потребительских цен (Тюменская и Архангельская области, Чукотка, Камчатский край) происходит региональная индексация заработных плат, что благотворно влияет на благосостояние семьи и способствует повышению рождаемости.