Файл: Демографические прогнозы (мир, рф, пфо, Ульяновская область, мо) методология, эмпирические оценки, рекомендации для демографической политики..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 602

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В сравнении с предыдущими этапами мы видим, что в 2020 г. демографическая ситуация значительно ухудшилась в целом по стране, а интегральная оценка оказалась на уровне 0,475, в то время как в 2015 г. она составляла 0,532. Кроме того, качественный состав групп ухудшился. В группе с критической демографической ситуацией не только увеличилось количество субъектов с 3 до 11, но и снизилась средняя оценка с 0,454 до 0,416. Увеличилось количество субъектов в группе со сложной демографической ситуацией с 34 до 51 субъекта. В группах с удовлетворительной и хорошей демографической ситуацией значительно снизилось количество субъектов с 34 до 14 и с 9 до 3, соответственно.

На картограммах (рис. 8-11) представлено распределение регионов по уровню демографической ситуации в 2006-2020 гг., при их исследовании можно заметить изменения демографического положения регионов России. Картограммы построены при помощи программы Mapchart на основе данных, полученных в табл. 6 и 7.



Рисунок 8 - Распределение регионов России по уровню демографической ситуации в 2006 г.*



Рисунок 9 - Распределение регионов России по уровню демографической ситуации в 2010 г.*



Рисунок 10 - Распределение регионов России по уровню демографической ситуации в 2015 г.*



Рисунок 11 - Распределение регионов России по уровню демографической ситуации в 2020 г.*
В 2006 г. в Российской Федерации из 80 исследованных субъектов 65 находились в группах с критической и сложной демографической ситуацией (26 и 39 субъектов, соответственно). Критическое положение наблюдается в центральной и северо-западной части России, а также на восточных окраинах страны. Сложное положение в основном распространено в Поволжье и Сибири. Благоприятная и хорошая демографическая ситуации наблюдаются в республиках Чечня и Дагестан, соответственно, что связано с культурными особенностями данных регионов. Удовлетворительная ситуация распространяется на южные регионы страны (Краснодарский край, Ингушетия и др.) и Центральную Сибирь (Тюменская область, Республика Тыва и Алтай).

В целом положение регионов становится лучше по сравнению с 2006 г., некоторые регионы из группы критической
демографической ситуации переходят в сложную, из сложной - в умеренную. Однако все еще существует достаточное количество субъектов Российской Федерации, где демографическая ситуация оставляет желать лучшего. В Центральной России (кроме Москвы и Московской области) и на восточных окраинах сохраняется критический уровень рождаемости.

Развитие демографической политики в стране благотворно сказывается на ее регионах. Дополнительной поддержкой может служить законодательная поддержка именно со стороны самих субъектов. В данном исследовании это не отражено, хотя каждый субъект вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки. Это благотворно влияет на общую демографическую ситуацию. Так, например, программа материнского капитала, начавшаяся в 2006 г., имеет такую меру поддержки, как региональная индексация размера денежной выплаты. Также в регионах с высоким уровнем потребительских цен (Тюменская и Архангельская области, Чукотка, Камчатский край) происходит региональная индексация заработных плат, что благотворно влияет на благосостояние семьи и способствует повышению рождаемости.

В 2015 г. по сравнению с 2010 г. улучшения прослеживаются по всей территории страны в целом. Возросло количество субъектов с удовлетворительной демографической ситуацией, до минимального количества снизился показатель критической ситуации. Улучшилось демографическое положение Центральной и Восточной Сибири. Кроме того, большинство субъектов Северо-Западного федерального округа улучшили свое демографическое положение.

Все эти факторы демонстрируют, что государственные меры поддержки демографии оказывают положительное влияние на ситуацию практически во всех субъектах РФ. Расширение программы материнского капитала, программы льготной ипотеки для семей с детьми, материальная поддержка семей с детьми, программы ЭКО для женщин и другие разработанные меры поддержки семей в период с 2011 по 2015 г. показали свою эффективность на практике. Поэтому на протяжении 2015-2021 гг. демографические программы получили свое дальнейшее развитие: расширение возможностей льготной ипотеки, погашение части ипотеки для многодетных семей

, материнский капитал на второго ребенка и многие другие.

Исходя из данных 2020 г. наблюдается сильный откат в демографических показателях по всей стране. Преобладающей категорией остаются сложная демографическая ситуация и новый скачок в возвращении некоторых регионов Центральной России к критическому уровню.

Ухудшение демографической ситуации в стране связано с рядом факторов:

  • влияние пандемии COVID-19 практически на все сферы жизни государства и общества, особенно на повышение уровня смертности;

  • рецессия в национальной и мировой экономике;

  • кризисные явления в экономике России;

  • снижение уровня рождаемости и миграционных потоков.

В связи с текущей ситуацией в Российской Федерации еще более увеличились государственные меры поддержки населения с детьми - осуществляются как единовременные, так и ежемесячные денежные выплаты семьям с детьми, увеличивается размер материнского капитала на первого и второго ребенка, снижается ставка по льготной ипотеке, выдаются льготные автокредиты и многое другое. На современном этапе при отсутствии статистических данных за 2021 г. трудно оценить влияние государственных мер на демографическую ситуацию в стране. Однако будем надеяться на дальнейшее повышение эффективности демографической политики государства и стабилизацию ситуации в стране.

Таким образом, при очень большой дифференциации регионов по уровню демографической составляющей общий тренд развития данного направления - положительный. Ежегодно Россия старается наращивать показатели воспроизводства населения всеми возможными способами, однако современные социально-экономические вызовы замедляют темпы развития и (по состоянию на 2020 г.) даже делают их отрицательными.

2.3. Прогноз демографической ситуации


Расчет ведется методом компонент. Разработку сценариев о возможных путях изменения показателей рождаемости, смертности и миграции осуществляют эксперты. В качестве сценарных переменных для рождаемости используются средний возраст матери при рождении ребенка и суммарный коэффициент рождаемости, для смертности – ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент младенческой смертности, для миграции – абсолютные числа прибывших и выбывших. Сценарии уточняются раз в два года. Расчет проводится по всем субъектам Российской Федерации.

На первом этапе происходит определение младенческой смертности по полу и преобразование сценарных переменных, разработанных экспертами, в возрастные коэффициенты рождаемости, смертности и миграции.

На втором этапе происходит расчет демографического прогноза на основе процедуры «передвижка по возрастам».

На третьем этапе на данных прогноза населения происходит расчет таблиц рождаемости и смертности для всего прогнозного периода.

Блок-схема взаимоувязанных прогнозных расчетов на национальном и региональном уровнях показана на рисунке 12.







Рисунок 12 - Блок-схема взаимоувязанных прогнозных расчетов на национальном и региональном уровнях

Расчет перспективной численности населения осуществляется на основеметода компонент, который рассматривает динамику численности населения как результат изменения ее составляющих – чисел рождений, смертей и сальдо миграции. Их прогноз осуществляется на основе разработки сценарных переменных. Для рождаемости это показатели среднего возраста матери при рождении ребенка и суммарного коэффициента рождаемости, для смертности – ожидаемой продолжительности жизни при рождении и младенческой смертности. Эти показатели задаются на каждый год прогнозного периода и непосредственно для прогнозных расчетов преобразуются в возрастные коэффициенты рождаемости и смертности. Для миграции в качестве сценарных переменных используются числа прибывших и выбывших. Возрастное распределение мигрантов осуществляется на основе их возрастной структуры за базовый год, которая берется неизменной на весь прогнозный период. Сценарии актуализируются учеными-демографами один раз в два года.


Метод компонент позволяет проводить перспективные расчеты не только общей численности населения, но и его возрастно-полового состава. Для этих целей используется процедура, получившая название метода передвижки по возрастам. Суть этого метода состоит в следующем. На начало базового года имеются данные о численности лиц в определенной однолетней возрастной группе. Через год эти люди перейдут в следующую возрастную группу, при этом доживут они до следующего года в определенном соотношении, которое берется из прогнозных таблиц смертности в виде рассчитываемого на основе возрастных коэффициентов смертности коэффициента дожития. Если умножить численность населения в возрастной группе на соответствующий коэффициент дожития, то полученная величина будет характеризовать численность населения через год в следующей возрастной группе. Численность населения в возрасте 0 лет определяется на основании прогноза годового числа рождений и с учетом младенческой смертности. Ожидаемое число родившихся рассчитывается путем умножения среднегодовой численности женщин в репродуктивных возрастах на соответствующие прогнозные возрастные коэффициенты рождаемости.

Если прогноз осуществляется с учетом миграции, то в расчетах участвуют и данные миграционного прироста, распределенные по возрастам. Поскольку мигранты могут прибывать и убывать в течение всего года, для имитации естественного взаимодействия миграции и процессов рождаемости и смертности обычно принимается, что половина мигрантов сменяет место жительства в самом начале каждого года, а половина – в конце.

Расчеты перспективной численности населения проводятся по полу, типу поселения, субъектам Российской Федерации. Чтобы отразить различные предположения о будущей динамике демографических процессов расчеты осуществляются по нескольким вариантам.

Население России к 2024 году сократится на 1,7 млн человек относительно 2020 года. Такой прогноз опубликовало Министерство экономического развития в документе «Сценарные условия, основные параметры социально-экономического развития России» до 2024 года.

В предыдущем прогнозе в сентябре 2020 года Минэкономразвития указывало