ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Основы профориентологии.
Выполнил:
слушатель Пташник Светлана Владимировна
Преподаватель:
Хоменко Наталья Викторовна
г. Москва – 2023
Цель - закрепление теоретических понятий модуля, формирование умений и навыков оставления поэтапного плана профконсультации, подбора профдиагностических методик и составления программ профессионального развития и личностных профессиональных планов.
Методические материалы:
1. Лекции по дисциплине «основы профориентологии»
2. Методические материалы к дисциплине
Задание 1. Максимум 15 баллов.
Подбор профориентационных диагностических методик исходя из данных кейса и сформулированной задачи диагностики.
Внимательно прочитайте представленные кейсы. Для каждого из них определите задачу диагностики. Подберите диагностические методики, которые решат данную задачу.
Пример решения задачи.
Примерный кейс: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.
Задача диагностики: выявить профессиональные интересы оптанта и показать различия между профессиями инженера-программиста и учителя математики и информатики.
Рекомендуемые методики: ДДО Е. Климова в модификации Азбель и опросник Тип Мышления, Г. Резапкиной.
Обоснование: опросник ДДО уточнит предпочтения по предмету труда – человек-человек как в профессии учителя или человек-знак как в профессии программиста. Опросник Тип мышления поможет определить доминирующий тип мышления, который будет соответствовать одной из профессий.
Кейс №1.
Денис заканчивает 10 класс, но не знает, какое направление дальнейшего обучения выбрать. Интересуется пока только спортом, имеет 1 взрослый разряд по плаванию, занимается дайвингом. Обратился за консультацией, чтобы выбрать направление получения образования, желательного высшего. Родители внимательны к желаниям сына и поддержат его решение.
Задача диагностики: выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений
Рекомендуемые методики: «Карта интересов» А.Е. Голомштока, ДДО Е. Климова в модификации Азбель
Обоснование: «Карта интересов» А.Е. Голомштока поможет определить направленность интересов в конкретной сфере деятельности, опросник ДДО уточнит предпочтения по предмету труда в доминирующей сфере деятельности. При предпочтении по предмету труда человек-человек можно рекомендовать обучение на тренера в желаемом виде спорта и преподавателя физической культуры.
Кейс 2.
Алёна учится в 7 классе, ей предстоит выбрать направление подготовки профильного класса, где она будет учится с 8 по 11 класс. О профессии и будущем она пока не задумывается, увлечена рисованием, в том числе работой в графических редакторах, пробовала создавать фрагменты мультфильмов, но не считает это возможной будущей профессией. Пришла на консультацию, чтобы выбрать один из классов: естественно-научный, гуманитарный или физико-математический.
Задача диагностики: выявление сферы интересов.
Рекомендуемые методики: «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной).
Обоснование: Методика «Профиль» исследует сферу интересы Алёны и поможет определить профиль обучения. Результаты исследования идеально ложатся на типы выбираемых классов.
Задание 2. Максимум 30 баллов
Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).
Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.
За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка. Сформулируйте по исходным данным запрос родителя и запрос ребенка.
Запрос родителя: убедить ребенка поступать в МАИ
Запрос ребенка: выявить склонности и сделать самостоятельный выбор профессии
Выберите тактику включения родителя в консультацию.
Родитель будет в роли заказчика, наблюдателя или второго клиента на отдельной консультации? Свой ответ обоснуйте.
В этом случае родитель выступает как доминирующий, он лидер мнения, мать пытается повлиять на ребенка, использует при этом разные методы. Даже привела ребенка к психологу, надеясь, что он встанет на ее сторону. Позиция ребенка -активный оптант, девочка настроена на самостоятельный выбор профессии, хочет понять, что подходит именно ей, не поддается на убеждения родителей. Я считаю, что проводить совместную консультацию нецелесообразно-позиция матери неконструктивна, так как она полагается не на интересы ребенка, а лишь только на собственные убеждения, что не совпадает с позицией ребенка. Я бы предложила отдельную консультацию ребенку-чтобы помочь разобраться в своих предпочтениях, отдельную родителю, чтоб проработать тревогу за будущее ребенка и помочь принять выбор дочери.
3) Письменно спланируйте первую консультацию, заполнив таблицу:
Таблица 1. Содержание работы профориентолога на каждом этапе консультации
Этап | Содержание работы с родителем | Содержание работы с подростком |
Подготовительный этап | На первом обращении клиента через средства связи попросить его тезисно рассказать причины обращения, чтобы консультант мог составить общее представление о сложившейся ситуации, определить позицию клиента относительно будущей профессии ребенка. Договориться о времени и месте проведения первой консультации. Продумать стратегию приема. | Задать вопросы родителю и по его ответам составить общее представление о проблемах ребенка. Психолог все анализирует, готовится к встрече с подростком-подбирает материал для диагностики, ищет необходимую информацию, продумывает стратегию консультации. |
Формулирование запроса | Консультант представляется, знакомится с клиентами. Доводит до родителей информацию о своей ответственности за сохранение конфиденциальности консультации. Далее выявляется запрос. В этой ситуации запрос родителя-убедить поступать ребенка в определенный вуз-МАИ. Предложить провести консультацию ребенка и родителя по отдельности. Обсудить регламент консультаций и регламент. Постараться помочь родителю понять необходимость переформулирования запроса. Потому что запрос должен касаться непосредственно родителя, например: проработать тревогу за будущее ребенка, как принять выбор ребенка. | Консультант представляется, знакомится с ребенком. Доводит до ребенка информацию о своей ответственности за сохранение конфиденциальности консультации. Далее выявляется запрос. В этой ситуации запрос на консультацию. В этой ситуации запрос ребенка- выявление склонностей и самостоятельный выбор профессии. Сам запрос конструктивный, по-этому переформулирование не требуется. |
Выдвижение гипотезы | Консультант выдвигает гипотезу. В этой ситуации возможны такие гипотезы: родители препятствуют сепарации ребенка, пытаются реализовать собственные амбиции через него, не верят в способность ребенка принимать самостоятельно правильные решения, тревожность, отсутствие знаний касательно рынка профессий. Консультант определяет гипотезу, корректирует. Далее нужно найти совместные пути решения проблемы. Разработка плана дальнейшей консультации. | Консультант выдвигает гипотезу. В этой ситуации возможны такие гипотезы: ребенок не определился со своими интересами и склонностями, плохо информирован о рынке профессий, у ребенка нет понимания, как монетизировать рисование, растерянность и страх перед новым жизненным этапом. Консультант определяет гипотезу, корректирует. Далее нужно найти совместные пути решения проблемы. Разработка плана дальнейшей консультации. |
Определение цели консультации | Консультант определяет конкретную цель консультирования, если родитель не отказался от индивидуальной консультации. Если отказался, то можно на одной из консультаций с ребенком их объединить для лучшего информирования Если родитель согласился н индивидуальную консультацию, нужно определить цели, исходя из запроса клиента. | Консультант определяет конкретную цель консультирования, для ребенка это такие цели, как-формирующая, информационно-справочная, диагностическая, рекомендательная. |
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | Проводится работа по достижению намеченных результатов-психологическое консультирование, информационная профконсультация. | Проводится работа по достижению намеченных результатов. Важно в процессе работы информировать ребенка о том, что происходит в конкретный момент и над достижением какой цели мы сейчас работаем. Консультант может использовать для работы разные средства-опросники, тесты, как на компьютере, так и на бумажных носителях, профессиограммы, справочную информацию по профессиям. |
Подведение итогов | Определяется удалось ли достичь поставленных целей. Может есть необходимость продолжить работу с родителем. Обратная связь. | Консультант подводит итоги работы, всех ли целей удалось достигнуть. При необходимости определение дальнейших путей работы. Составляется оптимальный варианта профессионального плана. Обратная связь от ребенка. |
Протоколирование | Составляется краткий протокол консультации, если речь не о психологическом консультировании. | Составляется краткий протокол консультации. |
4) Подготовьте и запишите основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам, заполним таблицу (максимум 10 баллов).
Таблица 2. Вопросы для обсуждения с клиентами
Этап | Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем | Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком |
Подготовительный этап | Что подтолкнуло вас обратиться к консультанту? Каким вы видите будущее ребенка? Есть ли у самого ребенка запрос на консультирование? Когда вам было бы удобно провести консультацию? Возможно у вас остались какие-то вопросы? | На подготовительном этапе психолог общается с родителем |
Формулирование запроса | Ваши ожидания от нашей консультации? Почему вы хотите, чтобы дочь обучалась именно в этом ВУЗе? Вы хотите для дочери какую-то конкретную специальность в этом ВУЗе или важно просто, чтобы она там училась? Какие еще есть причины выбора вами именного этого учебного заведения? Какая информация у вас есть о других ВУЗах? Какие профессии еще вы считаете перспективными? Как вы видите её карьерный путь дочери после окончания ВУЗа? Хотели бы вы достигнуть взаимопонимания с дочерью? Хотели бы вы, чтобы дочь выбрала профессию в соответствии со своими способностями и желаниями? Могли бы вы принять такое решение из-за тревоги за будущее дочери? | Что тебя привело ко мне? Чего ты ждешь от нашей консультации? Как ты думаешь, что может помочь тебе определиться с выбором будущей профессии? Как ты думаешь, почему твоя мама настаивает на МАИ? Тебе важно, чтобы родители одобрили твой выбор? По твоему мнению обязательно ли выбирать профессию один раз на всю жизнь? |
Выдвижение гипотезы | Может ли быть ваш выбор университета связан в вашими личными желаниями? Как вы думаете, способен ли ваш ребенок сделать осознанный выбор профессии? Вы тревожный человек? Хотели бы получить психологическую консультацию? Что вы думаете о выдвинутой гипотезе? Смогли ли вы сформулировать для себя запрос? Достаточно ли будет информационно-справочной информации для решения запроса или нужно что-то еще? | Что ты знаешь о перспективе развития в рамках данных профессий? Почему ты не рассматриваешь для себя профессию портного или швеи? В какой сфере ты бы хотела работать? В сфере искусства или связанной с рисованием? Может не как художник, а как дизайнер? Что ты знаешь о современных перспективных профессиях? Тебе бы хотелось больше узнать о своих способностях, склонностях и интересах? Какие сферы ты считаешь интересными? |
Определение цели консультации | Как вы видите цель нашей консультации? Хотели бы вы получить психологическую консультацию от меня или вам было бы интересней продолжить консультирование с профильным специалистом? | Как ты видишь цель нашей консультации? Как ты сможешь понять, что мы достигли цели? Если ли еще вопросы относительно консультации? |
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | Хотелось бы вам учиться в МАИ? Как вы думаете, могли бы вы принять самостоятельный выбор ребенка, отличный от вашего? Что бы помогло вам в этом? О каких перспективных профессиях вы знаете? Все ли успешные люди работают по образованию? Что будет, если ребенок откажется поступать в этот университет? Что вы будете чувствовать, если в будущем ребенок будет винить вас в том, что это вы настояли на выборе ВУЗа? Что будет, если вы ошибетесь? Кто повлиял на ваш профессиональный выбор? Довольны ли вы им? Работаете по профессии? Что будет, если ваша дочь ошибется с выбором? Что помогло бы вам меньше тревожиться за будущее ребенка? | Как ты думаешь, кем ты сможешь работать без высшего образования? В каких ВУЗах тебе бы хотелось учиться? У тебя есть увлечения помимо шитья и рисования? Важно ли тебе, чтобы можно было работать удаленно? Если бы ты могла стать кем угодно (даже фантастические версии), то кого бы ты выбрала? Какое у тебя есть хобби? Чем ты занимаешься когда расстроена или устала? Что для тебя важнее в будущей работе: твоя увлеченность, престиж, высокая заработная плата, польза, перспективы карьерного роста? |
Подведение итогов | Были ли достигнуты цели консультирования? Можем ли мы на этом завершить консультирование? Остались ли какие-то вопросы? Была ли полезна консультация? Что дала вам консультация? | Что дала тебе консультация? Достигнуты ли поставленные цели? Какие выводы для себя ты сделала? Остались ли какие-то вопросы? Была ли полезна консультация? Довольна ли ты результатами? |
Протоколирование | Ознакомитесь с протоколом консультации? Есть ли замечания по протоколу? Хотели бы вы ли внести правки? | Ознакомишься с протоколом консультации? Есть ли замечания по протоколу? Хочешь ли ты внести правки? |
5) Сделайте выводы по работе с данным кейсом. Ответьте на вопросы: сколько консультаций может понадобиться дополнительно для решения запроса клиента/клиентов?
На первой консультации происходит знакомство и налаживание контакта, озвучиваются запросы. Потом я порекомендовала бы провести отдельные консультации для родителя и ребенка.
На второй консультации с родителем происходит конкретизация и переформулирование запроса. Нужно выявить цели, сформулировать гипотезы. Проводится консультирование, подводятся итоги. Подобная проблема может потребовать нескольких сессий. На второй консультации с ребенком выявляются гипотезы, цели, производится диагностическая работа, подводятся итоги. Далее можно провести общую консультацию родителя с ребенком, для получения информационно-справочной информации о профессиях, подведения итогов консультирования для ребенка. Получается, по данному запросу нужно провести не менее трех консультаций.