Файл: Методическая разработка 1 Тема 1 Профессиональный стресс. Механизм накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФГКУ «8 отряд ФПС

по г. Санкт- Петербургу»

подполковник внутренней службы

______________А.Н. Герасименко

«____» _____________20___ год

Методическая разработка № 9.1.1
Тема 9.1.1: «Профессиональный стресс. Механизм накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса».
Учебная цель: довести до сотрудников информацию по специфике проявления профессионального стресса, ознакомить с возможными способами профилактики стресса.
Метод проведения: семинар.
Место проведения: учебный класс.
Время проведения занятия: 1 учебный час.
Материальное обеспечение: наглядные пособия (плакаты), мультимедийное оборудование.
Литература:
1. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС (на примере психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности).- М, ЦЭПП, 2011.- 496 с.;

2. Мухамадярова Р.И., Макарова О.А. Взаимосвязь стрессоустойчивости и удовлетворённости трудом представителей опасных профессий (на примере пожарной охраны) // Международный журнал экспериментального образования, 2014. - № 6 - С. 92-96.
Учебные пособия: слайды презентации.

Введение

Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в последнее время. Несомненно и очевидно, что в современном обществе меняется отношение людей к работе, работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и одновременно глобализации со смежными отраслями. Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы стресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Как следствие, растёт психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и прочие психоактивные вещества).


На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского Союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 5 % валового национального дохода.
Основная часть
Профессиональный стресс

Экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или спасатель, вызывают стрессовую реакцию. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с тяжелой работой, физической нагрузкой, напряжением, утомлением, различными внутрисемейными и другими проблемами. Нередко термин «стресс» применяют весьма вольно при описании конфликта на работе, ссоры с детьми, неудачно сложившегося дня. Как следствие, появилось множество противоречивых определений этого понятия.

Так что же такое стресс? Каким он бывает? Всегда ли стресс несет негативные последствия? Когда его последствия могут быть позитивными? Есть ли способы совладания со стрессом?

Стресс (от англ.stress - нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз (равновесие), а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Стресс - это защитная реакция нашего организма; это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Например, если в возникших новых обстоятельствах мы ощущаем для себя опасность - организм моментально реагирует (меняется гормональный фон, мышцы напряжены, учащается дыхание и сердцебиение, и.т.д.). Увеличивается быстрота реакции, что порой может спасти человеку жизнь (например, отскочить вовремя от мчащегося навстречу автомобиля), а нашим древним предкам это позволяло успешно вступить в схватку с хищником и одержать победу. Понятно, что такой режим работы нервной системы необходим в критической ситуации, но может совершенно измотать организм, если проявляется слишком часто.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.



Эустресс - это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс - это стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье. Это разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма.Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Селье выделил три фазы «общего синдрома адаптации» (см. рис. 1):

1. реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией;

2. фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;

3. фазу истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются. В случае продолжительного стресса истощение приводит к нервному срыву, а иногда и к серьезным физиологическим нарушениям.

Рис.1



Нынешний ритм жизни не щадит нервную систему человека. Чрезмерные нагрузки, ненормированный рабочий день, конфликты в семье и на работе - организм работает на износ. Потенциально же опасным для психического и физического здоровья человека является слишком продолжительный, постоянный стресс, который затрудняет адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды. И проявлять такую «мобилизацию» ему приходится далеко не один раз в день. Когда наша нервная система испытывает подобные перегрузки постоянно- это «хронический стресс».

Основные стрессоры в профессиональной деятельности

1.Ожидание ситуации

Было установлено, что виды профессиональной деятельности, предполагающие постоянную бдительность, вызывают значительный стресс. Исследования, проведенные на пожарных, свидетельствуют: одним из основных источников стресса является не реагирование на вызовы, а ожидание самих вызовов. Напряжение и тревога, связанные с ожиданием возможности использовать свои навыки, нередко вызывают значительно больший стресс, чем реагирование на опасные ситуации. Пожарное отделение крупного города может получать несколько вызовов в день, обычно на неопасные или малоопасные ситуации, и иногда - на большие пожары или на места возгорания опасных материалов. Именно постоянные выезды по поводу относительно «незначительных» инцидентов нарушают утомительное ожидание и снижают уровень трудового стресса.

Пожарные, работающие в частях при аэропортах, ж/д вокзалах, заводах и других значимых общественных объектах сталкиваются с несколько иной ситуацией, чем их городские коллеги. Пожарные в объектовых частях могут ждать несколько недель (месяцев) пока их не вызовут на какое-то происшествие, однако, когда что-то все-таки происходит, инцидент неизменно оказывается более серьезным и опасным, чем снятие кошки с дерева. Психологически произошедшее может быть весьма болезненно и травматично (вплоть до переосмысления своей профессиональной значимости и пригодности).

2.Ролевой конфликт

Большинство стрессовых воздействий связано с ролевыми особенностями профессиональной деятельности. Ролевой конфликт - это различия в восприятии относительно содержания какой-либо роли в организации или относительной важности ее элементов. Возможно различие между человеком, исполняющим определенную роль, и другими членами группы, имеющими в отношении его иные ролевые ожидания. Ролевой конфликт вызывает у главного действующего лица негативные эмоции, напряжение и нередко физические симптомы. Конфликт может быть между требованиями разных ролей, которые исполняет один и тот же человек. Подобные конфликты чаще всего происходят среди военных, полицейских, преподавателей, у которых распределение времени между работой и семьей затруднительно или неопределенно. Ролевая перегруженность - это один из вариантов ролевого конфликта, при котором конфликт воспринимается как необходимость пожертвовать количеством, сроками или качеством. В качестве примера можно привести руководителя, который говорит работнику: «Этот отчет должен быть закончен к завтрашнему дню, и я хочу, чтобы он был сделан качественно». Здесь присутствует конфликт между заданным сроком и требованием высококачественной работы. Результаты множества исследований указывают на то, что перегруженные работники считают предъявляемые к ним требования чрезмерными и реагируют на них негативно.


3.Субъективная оценка ситуации

Процесс оценивания объясняет, почему разные люди неодинаково реагируют на объективно сходные стрессовые воздействия. Кроме того, стрессоры, с которыми человек сталкивается в работе, как правило, элементы более сложных ситуаций. Для того чтобы справляться с ними, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, а затем выбрать линию поведения. Исследователи изучили стадии восприятия и оценки ситуаций в процессе оценивания стресса. Лазарус и Фолкман выделяют процессы первичной и вторичной оценки во временной последовательности.

Первичная оценка заключается в изначальном определении того, что стимул (человек, событие, ситуация) в своем влиянии на благополучие человека является позитивным (благоприятным), негативным (стрессовым) или нейтральным (нерелевантным). Вторичная оценка - это суждения о том, что можно сделать для минимизации вреда и максимизации выгоды. Процесс оценивания может быть цикличным, когда человек учитывает прежнюю стратегию преодоления стресса или какую-то новую информацию. Важность процесса оценивания как предиктора последствий стресса иллюстрирует обследование пациентов, переживших операцию по поводу рака молочной железы. Ни объективная стадия заболевания, ни масштабы хирургического вмешательства не определяли оценку пациентами уровня угрозы, однако сама оценка была важным предиктором возникновения в дальнейшем чувства тревоги и депрессии. В других исследованиях также было продемонстрировано, что оценка играет не менее важную роль в прогнозировании последствий профессионального стресса.
Виды реакций на профессиональный (трудовой) стресс

Стрессовое состояние - высокая, связанная с влиянием факторов трудовой нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума (работающего человека) степень функционального напряжения организма при труде.

Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) - особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных и физических нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления.

Исследователи выделяют три основные категории реакций на стресс (в том числе профессиональный): физиологические, психологические и поведенческие реакции.