Файл: "Проблемы и трудности дистанционного обучения".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выступление учителя на методическом объединении преподавателей начальных классов

на тему: “Проблемы и трудности дистанционного обучения”

Использование дистанционных образовательных технологий – это новые возможности коммуникации, новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель – оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и своевременно корректировать его работу.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;

3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья, удаленности от центра обучения и т.д.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной почте, посредством средств телекоммуникации, а также очно. Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования. Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование,
рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

Преимущества дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы; - обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;

- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;

- развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной "информационной навигации";

- обеспечить вариативное обучение учащихся с помощью смоделированного материала курса по предмету;

- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;

- обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

- оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов.

Вместе с тем, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей:
Нормативно-правовые.

- Схема оплаты авторам программ и преподавателям, проводящим занятия с использованием ДО.


- Какое количество часов на ДО и какой категории детей?


- Кто из детей имеет право на ДО?


- Есть ли уже список заболеваний, при которых рекомендовано ДО для детей с ограниченными возможностями?


- Кто будет предоставлять ребёнку специальные технические средства?
Педагогические.

- Подготовка новых авторов дистанционных программ, обучение учителей, которые будут работать дистанционно с лицензионными программами: 1С «Математический конструктор, УМК «Живая математика», различные мультимедийные программы.



- Обучить детей работать с этими программами, а в случае детей с определенными заболеваниями и родителей.

- Необходима компьютерная грамотность всех лиц, участвующих в процессе дистанционного обучения.
Технические.

- Доступ к интернету.

- Отдельный небольшой кабинет со специализированной техникой для учителя, чтобы между уроками, в «окно» у учителя была возможность провести урок дистанционно.

- У учащегося с ограниченными возможностями должны быть специализированные технические средства: сенсорный экран, накладка на клавиатуру, выносные компьютерные кнопки, головная мышь, брайлевские клавиатуры и принтеры.
Психофизиологические.

Для учителя это дополнительная нагрузка, наряду с теми программами, которые можно использовать для дистанционного обучения, есть свои трудности. Для одарённого ребенка или для углубленного изучения таких предметов как математика, химия, подбор заданий и их написание требуют компьютерной компетентности и времени. Для детей с ограниченными возможностями возникают трудности практического характера, особенно если ребенок не пишет или очень плохо и медленно пишет, приходится придумывать, проявлять творчество по созданию схем, таблиц для каждого индивидуально. Задания должны быть наглядно-образные. Проблема в соблюдении баланса доступности и качества дистанционного образования. Создание налаженной системы организации учебной сознательности учащегося (ребенок в поисках нужной информации «гуляет» с сайта на сайт, уходя от темы).

Учителю, в отличии от очных форм обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, сдерживать пыл экстравертов. Увлеченный ученик не хочет ждать определенного времени, отправляя задание или вопрос, он хочет знать результат, ответ прямо сейчас, иначе начинает нервничать, обижаться. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки. Особенно проблемно дистанционное обучение с детьми-инвалидами. Прежде чем организовать дистанционное обучение с такими детьми, необходима личная встреча с ребенком, родителями, ознакомиться с особенностями заболевания, проконсультироваться с психологом, если у учителя нет соответствующего второго образования. Опять же при планировании дистанционного урока обязательно использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдение времени за компьютером, положительные эмоции и прочее.

Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Если родители работают полный рабочий день всю неделю, у них просто не будет возможности контролировать обучение и помогать ребенку в освоении новых знаний. Если это ребенок-инвалид, то родителю в большинстве заболеваний необходимо присутствие при общении по скайпу с учителем.

Все эти проблемы решаемы, как только будет отлажена система дистанционного обучения, результаты будут очевидны.

Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий

важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.