Файл: Практикум по дисциплине Моделирование бизнес процессов Методические указания к лабораторным работам для студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение к рабочей программе
Лабораторный практикум по дисциплине
Моделирование бизнес- процессов
Методические указания
к лабораторным работам для студентов
направления подготовки:
09.02.04 «
(

Сведения о разработчиках:
ФИО
Кафедра
Должность, ученая степень, звание
20 21

Лабораторная работа – это аудиторное занятие в рамках изучаемой дисциплины, которое проводится с применением современных информационных технологий и предполагает в значительной степени самостоятельное выполнение обучающимся задания, направленного на закрепление и углубление знаний, полученных на лекционных и/или семинарских занятиях.
Каждая лабораторная работа имеет свою цель и результат, который должен быть получен в ходе ее выполнения. Цели и результаты лабораторной работы раскрываются в рабочей программе дисциплины «Моделирование бизнес-процессов». Перед выполнением лабораторной работы обучающийся должен изучить или повторить краткие теоретические сведения, которые необходимы для выполнения работы. На лабораторном занятии следует внимательно ознакомиться с предложенным заданием, выполнить его, консультируясь по мере надобности с преподавателем, а затем сдать задание преподавателю. Преподаватель может задать уточняющие вопросы или попросить что-либо скорректировать в выполненной работе. Выполнение лабораторной работы завершается созданием отчета и его защитой.
Список использованных источников:
1) Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
2) Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2005.
3) Громов А.И., Фляйшман А., Шмидт В. Управление бизнес-процессами: современные методы. М.: Юрайт, 2019.
4) Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес- процессов. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.:Юрайт, 2019.
5) Материалы компании Betec. URL: www.betec.ru
6) Материалы электронного ресурса «Учебная и научная деятельность Анисимова
Владимира Викторовича». URL: https://www.sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/.

Общие сведения
Лабораторные работы по дисциплине «Моделирование бизнес-процессов» являются сквозными, т.е. выполняются на основе одной предметной области. Перед выполнением работ необходимо выбрать и согласовать с преподавателем предметную область из предложенного списка. Результаты выполнения работ (текстовый материал) оформляются в удобном для чтения виде. Результаты выполнения работы (схемы, диаграммы и пр.) импортируются из программы Aris Express в формат jpg и вставляются в итоговый отчет.
Также допускается составление схем и диаграмм в ином свободно распространяемом ПО при условии, что будут соблюдаться правила моделирования соответствующих нотаций.
Лабораторная работа 1
Вербальное описание бизнес-процессов
Тема 1. Основные принципы процессного подхода
Цели и содержание лабораторной работы:
Сформировать умение находить и описывать процессы в заданной предметной области.
Изучить выбранную предметную область, найти не менее 5 процессов, указать их основные составляющие: входы, выходы, поставщиков, клиентов, классифицировать их на первичные/вторичные, внутренние/внешние. Найти взаимосвязь процессов между собой, состыковать их по входам-выходам. Определить, к каким категориям принадлежат выделенные процессы: верхнего-нижнего уровня, основные- вспомогательные.
Результаты лабораторной работы (практикума): разработанная сеть бизнес-процессов в выбранной предметной области.
Порядок выполнения работы
1. Изучить предлагаемый теоретический материал.
2. Выделить на его основе в предметной области не менее 5 процессов.
3. Описать составляющие найденных процессов в таблице:
Процесс
Вход
Поставщик
Выход
Клиент
1….


4. Классифицировать входы, выходы, поставщиков и клиентов на первичные и вторичные.
5. Классифицировать поставщиков и клиентов на внутренних и внешних.
6. Указать, каким образом связаны найденные процессы, заполнив таблицу:
Процесс – выход
Процесс – вход
Разработка ТУ на изделие – регламент ТУ
Производство изделия – регламент ТУ
7. Классифицировать найденные процессы на категории: верхнего-нижнего уровня, основные-вспомогательные, заполнив таблицу:
Процесс
Основной
Вспомогательный Верхнего
уровня
Нижнего
уровня
1….
+
+
8. Оформить отчет об итогах проделанной работы, указав в нем составленные схемы и таблицы с необходимыми пояснениями.
Теоретические сведения
Бизнес-процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей.
Международный стандарт ISO 9000 определяет организацию как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. По-другому организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение конкретных целей.
Организация может быть корпоративной, государственной или частной.
Бизнес-процесс в узком смысле можно определить как набор связанных процедур, направленных на достижение определенного результата, представляющего ценность для потребителя. Бизнес-процесс использует определенные ресурсы (финансовые, ма-
териальные, человеческие, информационные) для преобразования входных элементов в выходные.
Важным шагом структуризации деятельности любой организации являются выделение и классификация бизнес-процессов. Можно выделить следующие классы процессов: основные процессы; обеспечивающие процессы и процессы управления.
Основными бизнес-процессами являются процессы, непосредственно связанные с созданием стоимости, ориентированные на производство товаров или оказание услуг, составляющих основную деятельность организации и обеспечивающих получение дохода.
Обеспечивающие бизнес-процессы не увеличивают ценность продукта или услуги для потребителя, но необходимы для деятельности предприятия. Они предназначены для поддержки выполнения основных бизнес-процессов. Такими процессами являются финансовое обеспечение деятельности, обеспечение кадрами, юридическое обеспечение, администрирование, обеспечение безопасности, поставка комплектующих материалов,


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания ремонт и техническое обслуживание и т.д.
Бизнес-процессы управления — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и системы в целом. Примерами таких процессов могут быть процессы стратегического, оперативного и текущего плани- рования, процессы формирования и выполнения управляющих воздействий. Процессы управления оказывают воздействие на ice остальные процессы организации.
Бизнес-модель — это формализованное (в данном случае — графическое) описание процессов, связанных с ресурсами, и отражающих существующую или предполагаемую деятельность предприятия.
Построение бизнес-моделей заключается в применении различных методов и средств для визуального моделирования бизнес-процессов. Цели моделирования:
• обеспечить понимание структуры организации и динамики происходящих в ней процессов;
• обеспечить понимание текущих проблем организации и возможностей их решения;
• убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково понимают цели и задачи организации;
• создать базу для формирования требований к будущей ИС организации.
Основная область применения бизнес-моделей — это реинжиниринг бизнес-процессов.
При этом предполагается построение моделей текущей и перспективной деятельности, а также пла- на и программы перехода из первого состояния во второе. Любое современное предприятие является сложной системой, его деятельность включает в себя исполнение десятков тысяч взаимовлияющих функций и операций. Человек не в состоянии понимать, как такая система функционирует в деталях — это выходит за границы его возможностей. Поэтому главная идея создания моделей «AS-IS» и «AS-TO-BE» — понять, что делает (будет делать) рассматриваемое предприятие и как оно функционирует (будет функционировать) для достижения своих целей.
БП можно рассматривать с разных точек зрения.
БП как деятельность:
• работа «от начала до конца»;
• поток работы, проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому;
• взаимонезависимый компонент производственной системы, преобразующие вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами;
• одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия.
БП как создание продукта/услуги:
• множество внутренних шагов деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту;
• связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями.
БП как формирование прибавочной и/или потребительной стоимости:


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания совокупность различных видов деятельности, в рамках которой “на входе” используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности “на выходе” реализуется товар, представляющий ценность для потребителя.
Задание бизнес-процесса
Название (определение) процесса
Реализуемая функция или их последовательность
Участники процесса
Владелец процесса
Входные и выходные потоки, а так же их поставщики (или потребители)
Требуемые ресурсы
(производственные, технические, материальные, информационные)
Границы процесса
Определяющая цель (цели) процесса
Метрики процесса, точки и процедуры мониторинга процесса
Возможные риски и влияния процесса на субъектов процесса
Документ - описание процесса
Семь свойств процесса
1) Результативность – характеризует соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей;
2) Определенность – отражает степень, с которой реальный процесс соответствует описанию;
3) Управляемость – характеризует степень, в которой производится управление выполнением процесса производства требуемых продуктов/услуг, отвечающих определенным целевым показателям;
4) Эффективность – отражает, насколько оптимально используются ресурсы придостижении необходимого результата процесса;
5) Повторяемость – характеризует способность процесса создавать выходные потоки содинаковыми характеристиками при повторных его реализациях;
6) Гибкость (адаптируемость)– способность процесса приспосабливаться к изменениям внешних условий, перестраиваться так, чтобы не снижались ни результативность, ни эффективность;
7) Стоимость – определяет совокупную стоимость выполнения функций процесса и передачи результатов от одной функции к другой.
Владелец процесса – лицо, несущее полную ответственность за процесс и

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания наделенное полномочиями в отношении этого процесса.
Вход БП (первичный или вторичный) – ресурс, необходимый для его выполнения.
Выход БП (первичный или вторичный) – результат (продукт, услуга) его выполнения.
Первичный вход

Поток объектов, инициирующий «запуск» БП, например - заказ клиента, план закупок и т.д.
Вторичный вход

Потоки объектов, обеспечивающие нормальное протекание БП, например – стандарты, правила, механизмы выполнения действий, оборудование и пр.
Первичный выход

Основной результат, ради которого существует БП.

Определяется целью, назначением БП.
Вторичный выход

Побочный продукт БП, который может быть востребован вторичными клиентами.

Не является основной целью БП.
Показатели
БП
– количественные и/или качественные параметры, характеризующие БП и его результат.
Показатели эффективности БП – параметры БП, характеризующие соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Поставщик (внешний или внутренний, первичный или вторичный) – субъект, предоставляющие ресурсы.
Внешний поставщик бизнес-процесса - организация-поставщик, подразделение или должностное лицо другой организации, предоставляющее входы (ресурсы) для выполнения бизнес-процесса компании.
Внутренний поставщик бизнес-процесса - другой бизнес-процесс компании, подразделение или должностное лицо, предоставляющее входы (ресурсы) для выполнения рассматриваемого бизнес-процесса.
Первичный поставщик бизнес-процесса — поставщик, предоставляющий для выполнения бизнес-процесса первичные входы.
Вторичный поставщик бизнес-процесса — поставщик, предоставляющий для выполнения бизнес-процесса вторичные входы.
Клиент или потребитель (внешний или внутренний, первичный или
вторичный) – субъект, получающий результаты БП.
Внешний клиент (потребитель) бизнес-процесса - организация-клиент, подразделение или должностное лицо другой организации, получающее выходы
(результаты) бизнес-процесса компании.
Внутренний клиент (потребитель) бизнес-процесса - другой бизнес-процесс компании, подразделение или должностное лицо, получающее выходы (результаты) рассматриваемого бизнес-процесса.
Первичный клиент (потребитель) бизнес-процесса — клиент, получающий или


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания использующий первичные (основные) выходы бизнес-процесса. Бизнес-процесс предназначен для удовлетворения первичных клиентов.
Вторичный клиент (потребитель) бизнес-процесса — клиент, получающий или использующий вторичные (побочные) выходы бизнес-процесса.
Операция (работа) – часть БП.
Ресурсы – информация, финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, ПО, необходимые для выполнения БП.
Функция – направление деятельности элемента организационной структуры, представляющее собой совокупность однородных операций, выполняемых на постоянной основе.
Сеть БП организации – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих БП, включающих все функции, выполняемые в подразделениях организации.
Классификация процессов
1) основные процессы – процессы, непосредственно связанные с созданием стоимости, ориентированные на производство товаров или оказание услуг, составляющих основную деятельность организации и обеспечивающих получение дохода.
2) вспомогательные процессы – не увеличивают ценность продукта или услуги для потребителя, но необходимы для деятельности предприятия.
3) процессы управления — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и системы в целом.
Уровни бизнес-процессов
БП верхнего уровня – это БП, получающиеся на начальных этапах процессной декомпозиции деятельности компании. К данной группе относят следующие виды деятельности: «Продажа», «Производство», «Закупка» и т.д.
БП нижнего уровня – это БП, получающиеся на последующих этапах процессной декомпозиции деятельности компании и являющиеся составной частью процессов верхнего уровня. К данной группе бизнес-процессов можно отнести следующие виды деятельности: «Выставление счета», «Подготовка договора», «Изготовление детали» и т.д.
Тема 2. Методологии моделирования БП
Лабораторная работа 2. Моделирование бизнес-процессов
Цели и содержание лабораторной работы:
Сформировать умение строить модели процессов в выбранной нотации.
На основе результатов предыдущей работы выбрать наиболее подходящую из изученных нотацию моделирования, обосновать свой выбор. Построить модели бизнес- процессов, проверить их корректность, проанализировать проблемные места в процессах, предложить меры по их устранению.
Результаты лабораторной работы (практикума):
Комплекс моделей бизнес-процессов в выбранной нотации.