Файл: Определение целесообразных участков обслуживания для бригады при различных системах обслуживания оборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 656.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ УЧАСТКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ БРИГАДЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

Л.С. Цой, А.И. Мищук, Т.В. Шалаева

Бесперебойное функционирование железной дороги в значительной степени зависит от надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Это ставит перед нами задачу по повышению производительности систем ЖАТ с целью рационального применения выделенного капитала.

Техническая эксплуатация (ТЭ) представляет из себя объемный комплекс работ, нас интересует одна из его частей «техническое обслуживание и ремонт». ТЭ учитывает и иные виды работ, предусмотренные государственными стандартами и фактически исполняемые при эксплуатации систем и устройств ЖАТ.


Рисунок 1. Техническая эксплуатация систем ЖАТ.
Одно из ключевых направлений увеличения производительности труда в хозяйстве ЖАТ является обоснованное сокращение доли регламентного обслуживания при технической эксплуатации устройств ЖАТ.

Техническое обслуживание с периодическим контролем (ПТО) устройств ЖАТ выполняется согласно нормативным документам, а объем нужных работ устанавливается в зависимости от практического технического состояния контролируемого устройства. Поэтому такой вид ТО называют также обслуживание по состоянию (ОС) [1].

Объем ОС устройств ЖАТ на сегодняшний день ниже, регламентного. В то же время ОС является значительным резервом сокращения трудоемкости ТО устройств ЖАТ, не требующим больших капитальных вложений.

Данный метод имеет два направления:

  • Увеличение контроля и мониторинга, посредством оборудованных соответствующими измерительными приборами мобильных транспортных средств;

  • выделение на линейных производственных участках дистанций сигнализации и связи (ЛПУ) грамотных специалистов, задачей которых является периодический контроль состояния устройств ЖАТ на вверенном участке и составление так называемых «дефектных ведомостей».

Один из ключевых методов сокращения трудоемкости ТО систем ЖАТ, это непрерывный контроль состояния устройств в сочетании с резервированием наименее надежных элементов. Однако данный метод обладает ограниченным применение, так как не для всех устройств ЖАТ и их элементов может быть установлен нагруженный резерв.


Другой более успешный способом организации бесперебойного контроля, является применение системы диспетчерского контроля, строящиеся на базе средств ВТИ, например АПК-ДК [1]. Такие системы могут выполнять целый ряд функций, например, телеметрический контроль параметров устройств, фиксацию с помощью пороговых элементов, имеющих в общем случае регулируемые установки, предотказных состояний, а главное — автоматизированный учет и анализ поступающих данных.

Для обслуживания устройств ЖАТ возьмем централизованный метод ТО эксплуатирующей организацией (централизованное обслуживание), выполняется централизованными бригадами дистанции сигнализации и связи (СЦБ), которые могут обслуживать устройства на нескольких участках дистанции, а при специализации бригады – все устройства определенного типа.

Наличие 4-6 человек позволяет выполнять трудозатратные работы без посторонней помощи, а отсутствие одного из работников менее ощутимо. Большую выгоду бригадный метод приносит молодым, еще не опытным работникам. Снижается общая потребность в инструментах и измерительных приборах. Устранение неисправностей выполняется более опытными работниками, а отвлечение электромеханика и электромонтера работниками других служб не срывает выполнение графика технологического процесса. В бригаде человек чувствует большую ответственность.

Основную часть работ, сопряженных с технической эксплуатацией систем ЖАТ, решают ЛПУ. Работы производятся под руководством начальника ЛПУ, старшими электромеханиками, электромеханиками (ШН) и электромонтерами (ЩЦМ). Эти работники образуют технический (производственный) персонал, численность которого рассчитывается по соответствующим нормативам численности [2.3]. Отдельные виды работ выполняют руководители дистанции (ШЧ).

Одним из главных показателей эффективности работы ШЧ является время восстановления Тв – в течение которого обнаруживается и устраняется неисправность. Для СЖАТ это время складывается из следующих составляющих:

Tв = tо + tnp + tу (1)

где tо – время оповещения об отказе;

tnp – время прибытия к отказавшему объекту;

tу – время устранения отказа.


В среднем по сети дорог время Tв = 60-80 мин, причем сумма tпр + tу составляет из них от 60 до 80%.

В границах одной дистанции могут иметься участки с различной категорией. Группа дистанции зависит от ее суммарной технической оснащенности в баллах.:


I группа

свыше 200 технических единиц

II группа

101-200 технических единиц

III группа

менее 100 технических единиц


Выделим основные критерии, влияющие на размер участка:

  • Количество технических единиц, устройств СЦБ зависит от пропускной способности движения поездов на обслуживаемом участке.

  • Техническая оснащенность, обеспечение необходимым и передовым оборудованием;

  • Места проживания, влияют на способность работников реагировать на вызов и скорость их прибытия;

  • Места расположения контор дистанций, влияет на область работы эксплуатационной бригады;

  • Места расположения ремонтно-технологических участков РТУ, влияет на область работы ремонтной бригады;

  • Места расположения участков механизации и транспортных цехов, обеспечение готовности использования транспорта бригадой;

  • Наличие подъездов, возможность быстро добраться до аварийного места.

  • Регламент, изменение документации, методов работы и технического обеспечения согласно сегодняшнему оснащению;

  • Методы анализа:

- применение автоматизированных систем сбора и анализа статистической информации функционирования систем и устройств ЖАТ (АСУ-Ш2);

- применение прогрессивных методов анализа функционирования систем ЖАТ (УРРАН, факторный анализ);


Рисунок 2. Критерии целесообразных участков обслуживания.
В соответствии с данными критериями производится деление дистанции на участки:



(2)

где n - количество;

Lу - протяженность участка;

к - критерий.


Для повышения производительности работ по обслуживанию СЖАТ уместно переориентирование структурных подразделений СЦБ, путем деления функций, на ремонт и планово-техническое обслуживание, В результате обеспечивается эффективность применения выделяемых ресурсов и производственных мощностей, развитие кадрового потенциала и ввод современных технических решений.



Рисунок 3. Перепрофилирование структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики
Выделение ремонтной составляющей в хозяйстве автоматики и телемеханики позволит специализировать штат на обусловленном комплексе работ, что приведет к увеличению качества выполняемых работ, а также к некоторому повышению объема выполняемых работ за счет исключения чрезмерных логистических процессов и оптимизации периода на выполнение штатом разнородных функций.

Функции взаимоконтроля специализированных дистанций СЦБ позволят исключить недостоверную информацию о состоянии устройств ЖАТ. Вместе с тем, располагая полным и достоверным анализом состояния устройств ЖАТ, руководители смогут установить зоны риска на полигоне дирекции инфраструктуры, что позволит целенаправленно, с высоким процентом эффективности, произвести капитальные вложения и обеспечить ремонтно-восстановительные работы.

Эксплуатационный штат освободится от исполнения функций, не связанных с эксплуатацией, сконцентрируется на решении вопросов обеспеченья перевозочного процесса за счет увеличения надежности работы устройств, отвечающих за безопасность движения поездов, диагностики и перехода на обслуживание устройств по их техническому состоянию.
Список используемой литературы


  1. ЦШ-720-09 "ИНСТРУКЦИЯ по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)" от 22.10.2009 № 2150р // 1жд.рф. - 14.09.2015.

  2. Техническая эксплуатация устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики: Учеб. Пособие для вузов ж.-д. трансп. / Вл.В. Сапожников, Л.И. Борисенко, А.А, Прокофьев, А.И. Каменев: Под ред. Вл.В. Сапожников. – М.: Маршрут, 2003. – 336 с.

  3. Карпов И.В., Климович С.Г., Хляпова Л.И. Экономика, организация и планирование хозяйства сигнализации и связи. М.: Маршрут, 2002. 436 с.