Файл: Программа среднего профессионального образования Демо 44. 02. 01. А дошкольное образование соо 2022 Дисциплина История.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно.

«Я сам! » - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. У маленьких детей самообслуживание связано с процессом одевания, раздевания, приёмом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование мылом, полотенцем, носовым платком и т. д.) .

С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно через игру и игровые приёмы научить детей само обслуживать себя.

Требуется огромное трудолюбие, а так же педагогический такт, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Поэтому решающее значение здесь имеют игровые приёмыпоскольку именно они позволяют, скрыть педагогическую позицию и более активно воздействовать на малыша.

Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки, соответственно действию называя имя ребёнка:

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! »

Или:

«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

Вот ещё потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей! »

Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания же предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем! »

Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой. Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями.


Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же игровые приёмы с куклой. Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.

Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение таких потешек (так же применяя имя ребёнка) :

А баиньки, баиньки,

Купим Рите (Никите) валенки\

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет Рита ходить,

Новы валенки носить.

***

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не пропал»

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла,

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик,

Как живёшь? »

Можно обыгрывать действия, например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, ну а эту ножку – в другой» (надеваем сапожки, брюки). Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта и игрушки, выполнение с ними различных игровых действий. Так же к игровым приёмам можно отнести загадывание загадок, например:

У девочек и мальчиков

Зимою мёрзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть? (варежки)

Особое воздействие на детей оказывают иллюстрации к художественным произведениям:

А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка… », «Травка-муравка», «ночь прошла, темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела». Например:



«Я под краном руки мыла,

A лицо помыть забыла

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор! ».

Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста, напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком. Рассказывать малышам о том, как огорчатся туфельки, если у них смяты задники, или не застёгнуты ремешки. Тат же нами успешно проводятся такие дидактические игры как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя одевается», «Кукла Катя обедает».

Если дети, собираясь на прогулку, начинают отвлекаться: играть, разговаривать и т. д. в этом случае помогает игровой приём с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребёнка, который не хотел одеваться. Ребёнок начинает сам одеваться и показывать зайке, как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Необходимо помнить, что если не обращать внимание, на то как, ребёнок выполняет действие (как завернул рукава, застегнул ботинки, убрал в шкаф сменную обувь, у детей не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т. д.)

Обучая детей раннего возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Ира быстро и правильно сапожки надела! »
Для родителей приготовили такие консультации:

1.«Какие навыки по самообслуживанию должны быть сформированы у детей раннего возраста»

2.«Потешки на все случаи жизни»

Можно изготовить и применять в работе по формированию навыков самообслуживания, следующие игровые пособия:

1. Д/И «Что делают дети».

2. Д/И «Что сначала, что потом».

3. Д/И «Хорошо – плохо».

Выполняет режимный процесс осознано как целенаправленную деятельность, выделяя ее компоненты (с помощью вопросов воспитателя) : замысел деятельности (зачем нужно мыться) ; предмет деятельности (что нужно вымыть – руки, каждый пальчик и т. д) ; средства (вода, мыло) ; действия (сначала намочить руки, потом намылить мылом, потом растереть мыло на каждом пальчике и на ладошке, и сверху ладошки, намылить «манжеты», чтобы получить белые пышные, мыльные «перчатки», а потом смыть водой, вытереть каждый пальчик и ладошку о полотенце) ; результат (руки чистые сухие, полотенце влажное, на полу сухо, костюм сухой) .


2. Питание – ест аккуратно, пищу берет по не многу, пережевывает с закрытым ртом.

3. Одевание и раздевание – умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью зеркала замечает нарушение красоты и порядка в одежде, умеет приводить ее в порядок с помощью взрослых, демонстрирует стремление быть всегда аккуратным, опрятным; следит за своим внешним видом.

Для оценки уровня сформированности установленна 5-и уровневая система, где:

5 баллов - ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно

4 баллла- ребенок самостоятельно и с частичной помощью взрослого выполняет все предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

1 балл– ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

Констатирующая часть была проведена в 2 этапа. На первом этапе, в первую неделю сентября, было проведено родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания». В ходе собрания было проведено анкетирование родителей,

анализ анкет выявил, что родители не до конца осознают важность становления самостоятельности детей, а в некоторых семьях препятствуют этому. В помощь родителям была проведена беседа и составлены памятки по трудовому воспитанию.

На втором этапе, во вторую неделю сентября, в ходе выполнения режимных моментов был организован мониторинг овладения культурой самобслуживания как привычкой исполнения данного вида трудовой деятельности (умывание, одевание, питание) методом включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, беседах, оценивает динамику развития ребенка. Ведущей формой мониторинговых наблюдений за детьми является занятие – специально организованная деятельность (игровая, трудовая, учебная, продуктивная, освоенная на уровне самостоятельности. Полученные результаты мониторинга позволяют отслеживать динамику развития каждого ребенка.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, сложив все баллы (по столбцу) и разделить на количество параметров. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.


Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития 3, 8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2, 3 до 3, 7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза. Средние значения менее 2, 2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту.

По итогам наблюдения мы сделали вывод: на начало года общегрупповой показатель по трем критериям составил 3, 7 балла, что свидетельствует о наличии проблем в овладении детьми навыками самообслуживания. Ни один ребенок не может выполнить предложенные задания самостоятельно, 8 детей выполняют предложенные задания с частичной помощью взрослого и 12 детей выполняют предложенные задания только с помощью взрослого. В ходе наблюдения за детьми, выяснилось, что у детей есть определенные умения, но нельзя говорить о том, что у них сформированы навыки. Действия их неуверенны, требуется постоянная подсказка. Выполнение любых действий требует от ребенка сосредоточенности. Во время режимных моментов были выявлены следующие проблемы: не все дети пользуются мылом и вытирают руки насухо, многие не осознают необходимости мыть руки перед едой, после пользования туалетом, причесываться. Не выполняется необходимая последовательность действий (открыть кран, намочить руки, намылить, смыть пену, закрыть кран, вытереть руки). Во время приема пищи, выяснилось, что некоторые дети не могут полноценно пользоваться столовыми приборами, не стараются есть аккуратно, никто из ребят не пользуется бумажной салфеткой. Во время одевания не соблюдается последовательность одевания вещей, колготки и носки одеваются задом наперед, сандалии одеваются не на те ноги, сапоги и ботинки одеваются с трудом. Не все умеют застегивать молнии, одевать куртки и шапки. Застегивать пуговицы умеют только трое ребят. Некоторые дети даже не пытаются самостоятельно одеться. Большую сложность представляет выворачивание одежды на правую сторону.

Выявилась необходимость проводить работу по формированию навыков самообслуживания.

Формирующий этап был проведен с 16 сентября 2014 года по 24 февраля 2015года. Цель данного этапа – провести работу по формированию навыков самообслуживания используя специально организованную игровую и трудовую деятельность, занятия по чтению художественной литературы, рассматривание иллюстраций, упражнения по развитию мелкой моторики пальцев и кисти рук.