Файл: Сущность, ценности и принципы бережливого производства в здравоохранении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2466

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет

им. Н.Н. Бурденко»
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ



РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Медицинский менеджмент, корпоративная культура,

бережливые технологии»
Тема: Сущность, ценности и принципы бережливого производства в здравоохранении


Выполнил: студентка группы С-509

Мазалова А.Ю

Проверил: проф. Меремьянин Л.В

ВОРОНЕЖ, 2023

Оглавление.


Введение. 2

Характеристика БП. 3

Заключение. 10

Список использованной литературы. 11


Введение.


Бережливое производство (БП) — это одна из современных концепций управления, или комплекс методов научной организации труда, которая включает мероприятия по оптимизации производственных процессов, сокращению различного рода потерь, улучшению качества производимой продукции, другими словами, система, позволяющая произвести больший объем продукции и услуг при меньших затратах, на меньших производственных площадях и оборудовании при полном удовлетворении ожиданий потребителя. Развитие методов и инструментов бережливого производства получает все большее распространение в разных отраслях экономики, в том числе и в здравоохранении. Внедрением бережливой концепции в практику своей деятельности занимается все большее количество компаний в мире (около 90% компаний в Японии, около 60% в США и Европе.
Применение концепции бережливого производства в здравоохранении способствует решению основных проблем в организации работы учреждений данного типа и доказывает эффективность этого подхода в медицинских учреждениях, как помогающее оптимизировать процессы оказания помощи. Концепция бережливого здравоохранения повышает уровень удовлетворенности работников и пациентов, сокращает время ожидания. Высвобожденное время может использоваться на прием врача-специалиста, повышает эффективность реализуемых организационных решений.


Характеристика БП.


Внедрение концепции бережливого производства в учреждения здравоохранения оказывает положительное влияние как на административные, так и на клинические процессы медицинской организации. Поток создания ценности выстраивается, исходя из потребностей пациентов и направлен на совершенствование внутренних процессов клиники и деятельности медицинских работников во время приёма пациента, проведения диагностики, лечения, реабилитации, оформления выписки. Совершенствование достигается за счёт внедрения принципов бережливого производства:
Принципы бережливого производства в здравоохранении:


  • Ценность

Должна быть определена с точки зрения конечного пользователя, т.е. пациента. В данном случае применяется правило «Думай, как заказчик».


  • Поток создания ценности

Каждый этап в потоке должен создавать ценность для клиента. Если этап не добавляет ценности, он должен быть переработан или исключен. Например, процесс получения талонов на приём к специалисту в регистратуре занимает много времени, поэтому должен быть переработан путём внедрения возможности электронной регистрации.


  • Непрерывность потока

Выравнивание пропускной способности процессов/операций позволяет организовать непрерывный поток создания ценности и эффективно выполнять заказы потребителей с минимально необходимым количеством материальных и производственных активов в минимальные сроки (непрерывная обработка без задержек и ожиданий). В случае с медицинским учреждением необходимо выстроить поток так, чтобы исключить не создающие ценность этапы, такие как перемещение пациентов и персонала между подразделениями, длительное ожидание результатов исследования, длительное перемещение материала до лаборатории и т.д.


  • Вытягивание

Вытягивание - метод управления, при котором организация производит ровно столько продуктов/услуг, сколько требуется потребителю. Медицинский персонал должен давать пациенту столько услуг, сколько ему нужно, и только тогда, когда ему это нужно - в таком случае рабочий процесс выстроен правильно.


  • Визуализация

Главная задача визуализации — информировать простым и понятным способом, чтобы пациент или медработник могли за 30 секунд увидеть информацию и понять, на что обратить внимание, чтобы принять решение. Например, пациент не тратит время на поиски кабинета, а быстро доходит до места по наглядно обозначенному маршруту. Или медработник четко видит, где лежат запасы медицинских изделий, например шприцы или катетеры.




  • Постоянное совершенствование

Устойчивая тенденция к улучшению заключается в регулярной поддержке и анализе результатов проведенных мероприятий по внедрению бережливого производства, организации семинаров по планированию дальнейших действий в области совершенствования деятельности клиники.


  • Стандартизация работы

Построение четкого алгоритма включает в себя последовательность и продолжительность цикла операций, а также количество необходимых для работы ресурсов - материалов, сотрудников, медицинских аппаратов.
Философия бережливого производства предполагает высокий уровень самоорганизации, менеджмент, опирающийся на корпоративную культуру, что придает большое значение ценностям, которые организация определяет, поддерживает и развивает. Ценности бережливого производства — это принципы, определяющие поведение людей внутри организации, а также ее взаимодействие с внешним миром. Ценности ориентируют людей в отношении того, что хорошо или желательно, а что нет. Они оказывают большое влияние на поведение отдельных людей и команд, а также служат руководством во всех ситуациях.
Важно различать:


  1. ценность с точки зрения потребителя, выраженную через полезность для пациента (своевременность госпитализации и постановки диагноза, правильность выбора методов диагностики, эффективность лечения, достижение запланированного медицинского результата);

  2. ценности организационные, установленные и сформулированные для организации, ее собственников, менеджеров и работников.

Ценность в здравоохранении может быть также определена с точки зрения врача и пациента:

  • с точки зрения врача — ценность эквивалентна клиническому эффекту и достижению медицинского результата; для анализа эффективности системы здравоохранения в целом наиболее оправдано применение таких показателей, как заболеваемость, смертность, качество жизни населения;

  • с позиций пациента — это улучшение состояния его здоровья, возможность полной физической и социальной реабилитации, а, соответственно, повышения качества жизни.



В соответствии с концепцией БП с точки зрения ценности для потребителя вся деятельность организации делится на два вида операций и процессов: добавляющие и не добавляющие ценность для потребителя. Отсюда следует важнейшая задача БП — постоянное, планомерное сокращение (исключение) процессов и операций, не добавляющих ценности, устранение любых действий, которые необоснованно потребляют ресурсы, но не создают ценности.
В настоящее время, основным примером внедрения БП в отечественное здравоохранение является проект «Бережливая поликлиника», реализуемый в России с октября 2016 года совместно с госкорпорацией "Росатом". С 2019 года проект по внедрению новой модели медицинской организации с переходом на "бережливые" технологии стал частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение".
Модель российской "бережливой поликлиники" создается на основе нескольких блоков критериев. Первый блок критериев касается перераспределения потоков пациентов, второй и третий блоки - качества пространства и вовлеченности медицинского персонала в улучшение процессов. Инициативность и вовлеченность персонала учреждения в процесс внедрения бережливых технологий является одним из важнейших условий успешной реализации проекта. Следующие блоки критериев включают стандартизацию процессов, доступность медицинской помощи, формирование системы управления, эффективность использования оборудования и другие.
«Бережливая поликлиника» - основные направления проекта:


  • Оптимизация работы регистратуры




  • Организация лабароторно-диагностических исследований




  • Разработка навигации пациентов (оптимизация рабочего пространства поликлиники)




  • Повышение эффективности профилактической работы




  • Повышение эффективности рабочего времени врачей педиатров-участковых и узких специалистов


По данным исследований, создание государственного проекта «Бережливая поликлиника» и внедрение бережливого производства в российское здравоохранение позволит достичь следующих показателей:
• Ликвидация очередей на приём к специалистам;
• Сокращение времени забора биологического материала до 50%;
• Оптимизация времени лабораторных источников до 70%;
• Оптимизация и сокращение внедренного документооборота до 50%;

• Увеличение пропускной способности медицинского учреждения по профилактическим видам услуг до 50%;
• Ускорение выдачи документов (рецептов, справок) до 90%;
• Прогнозирование складских запасов медпрепаратов и сопутствующих материалов позволяет экономить от 15 миллионов рублей в год.
У проекта «Бережливая поликлиника» есть как положительные, так и отрицательные моменты. Так, к плюсам после внедрения проекта можно отнести:
- снижение себестоимости и точки безубыточности, устранение скрытых потерь;
- увеличение оборачиваемости средств и запасов;
- сокращение партий запасов и незавершенных услуг (замороженных средств);
- уменьшение времени операций и повышение производительности труда, в том числе высвобождение ставок в штатном расписании (высвободившихся работников не увольняют, а переводить на другие направления);
- уменьшение жалоб и претензий, повышение качества и удовлетворенности потребителей;
- уменьшение простоев и поломок медицинского оборудования;
- вовлечение персонала в усовершенствование;
- повышение гибкости производства и расширение линейки медицинских услуг (на том же оборудовании);
- высвобождение пространства, оптимизация использования производственных площадей и площадей складов;
- дисциплина и чистота на рабочих местах (в кабинетах и в офисах);
- уменьшение «времени цикла», т.е. от начала до конца медицинская услуга выполняется быстрее или пациент обслуживается быстрее.
Помимо очевидных плюсов у проекта есть и минусы. Чаще всего в учреждении здравоохранения существует дефицит кадров, на который оптимизация не всегда в состоянии повлиять. Также могут возникнуть трудности с обучением сотрудников поликлиники, поскольку в основном в поликлиниках работают люди в предпенсионном возрасте. Молодые специалисты не спешат идти работать в поликлиники из-за маленькой, по их мнению, зарплаты.

Заключение.


Таким образом, рассмотренные данные свидетельствуют, что использование бережливого производства в здравоохранении обеспечивает повышение производительности и эффективности персонала, сокращение времени ожидания услуг пациентом, улучшение командной работы, сокращение продолжительности лечения пациента, повышение удовлетворенности пациентов и персонала.
Также стоит отметить, что при внедрении концепции бережливого производства медицинские учреждения могут получить заметную экономию по всем статьям расходов, при этом улучшить доступность и качество оказываемой медицинской помощи. Применение методов бережливого производства