Файл: Учебник для вузов (Под ред. Рожкова А. И., Матвеева В. Ю.) (Задания по учебнику 2021).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 622
Скачиваний: 40
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов (Под ред. Рожкова А.И., Матвеева В.Ю.)
(ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНИКУ 2021)
https://urait.ru/viewer/obrazovatelnoe-pravo-511356
ЗАДАНИЕ №1
Глава 1. Образовательное право и законодательство в Российской Федерации
1.Как соотносятся между собой понятия «образовательное право» и «образовательное законодательство»; «образовательное право» и «право в образовании»; «образовательное законодательство» и «законодательство в сфере образования»; «образовательные отношения» и «отношения в сфере образования»?
Право на образование - понятие, отражающее гарантируемое обществом и его институтами, прежде всего и главным образом, государства, притязание, (т.е. обращенное к обществу (государству) требование) всякого человека на его результативную социализацию в соответствии с его социально обусловленными потребностями и интересами. В этом смысле право на образование выступает одним из элементов всей развернутой системы прав и свобод человека, обладая одновременно признаками и естественного права, и конституционного права человека. Более подробная характеристика права на образование представлена ниже.
Образовательное право – термин, обозначающий несколько одноименных понятия.
Во-первых, под образовательным правом понимается комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются образовательные отношения. Следует сказать, что проблема выделения образовательного права в качестве правовой отрасли, пусть и комплексной, в настоящее время относится к числу весьма дискуссионных в среде юридической научной общественности.
Во-вторых, в понятии «образовательное право» отражает совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов (прежде всего, актов федеральных органов государственной власти и актов органов государственной власти субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления, локальных актов), регулирующих отношения в сфере образования. В этом смысле понятие «образовательное право» идентично по содержанию и объему понятию «образовательное законодательство».
В-третьих, термином «образовательное право» может обозначаться одно из прав (свобод) участников образовательных отношений, совпадающее фактически с каким-либо субъективным правом, предоставляемым и гарантируемым действующим образовательным законодательством, К примеру, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ право на образование есть, в сущности, одно из основополагающих образовательных прав всякого гражданина РФ и иного индивида, проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации).
Образовательное законодательство – это комплексная отрасль российского законодательства, включающая в свою структуру и содержание правовые нормы и институты, которые регулируют образовательные отношения и вопросы, связанные с организацией и реализацией образовательного процесса.
Образовательное законодательство и законодательство в сфере образования идентично по содержанию и объему.
С 1 сентября 2013 г. в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» разделены понятия «образовательные правоотношения» и «отношения в сфере образования». Так, в соответствии со ст.2 закона отношения в сфере образования - это совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. Таким образом, можно понимать, что образовательные отношения входят и являются составной частью отношений в сфере образования.
7. Перечислите, охарактеризуйте и проиллюстрируйте принципы правового регулирования отношений в сфере образования.
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования установлены в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
1. Признание приоритетности образования. Этот принцип, с одной стороны, подчеркивает важнейшую роль образования в развитии личности, общества и государства. Именно образование является условием успешного экономического, культурного и духовного развития. С другой стороны, названное косвенно
вытекает из конституционного права на образование, которое относится к числу основополагающих прав человека и гражданина.
2. Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Этот принцип фактически состоит из двух частей. Первая вытекает из конституционной нормы о праве на образование. Вторая часть следует из конституционной нормы о недопустимости всех форм дискриминации, в том числе на основании расовой или национальной, а также религиозной принадлежности. Эта норма реализуется во всех сферах жизни общества, включая и сферу образования.
3. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Этот принцип сформулирован, развернуто и включает ряд взаимосвязанных элементов, которые в совокупности могут и должны определять направления развития образования и его содержание. Фактически в этом пункте законодатель перечисляет те качества личности, которые должны быть сформированы в результате реализации государственной образовательной политики. Очевидно, что личность, получившая образование, должна обладать важными качествами: трудолюбием, патриотизмом, ответственностью, правовой культурой, бережно относиться к окружающей среде. Формирование такой личности в образовательном процессе возможно только на основе гуманистического характера образования, которое исходит из приоритета жизни и здоровья человека, его прав и свобод. Не вполне вписывается в эту логику только рациональное природопользование. Представляется, что важная задача рационального природопользования находится все-таки вне сферы образования и должна решаться не субъектами образовательных отношений.
4. Единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Данный принцип и соответствующее направление государственной политики в сфере образования определяются многонациональным характером российской государственности, фактом проживания на территории страны представителей почти двух сотен различных национальностей. С учетом этого государственная политика в сфере образования, с одной стороны, должна
исходить из единства образовательного пространства, с другой стороны, следует учитывать этнокультурные особенности и языковое разнообразие.
5. Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Данный принцип реализуется в рамках Болонского процесса, однако надежды на скорую и успешную интеграцию в рамках международного образовательного пространства не оправдались. Не удается решить серьезные проблемы в системе взаимного признания документов об образовании, очень низкой остается академическая мобильность студентов и преподавателей.
6. Светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Этот принцип вытекает из конституционной нормы о светском характере российской государственности. В соответствии с ним образование в государственных образовательных организациях строится на светской основе. Также данный принцип учитывает конституционную норму о свободе совести и свободе вероисповедания.
7. Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Этот принцип имеет большое значение для реализации конституционного права на образование, поскольку неразрывно связан с понятием академических свобод обучающихся и педагогов, перекликается с девятым принципом.
8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Данный принцип развивает конституционную норму о праве на образование как одном из важнейших прав человека и гражданина. Право на образование определяется потребностями самой личности, ее запросами и интересами, а система образования должна быть гибкой и адаптивной, чтобы в максимальной степени соответствовать этим потребностям. По нашему мнению, государственная политика в сфере образования должна исходить не только из потребностей личности, что следует из содержания
действующей Конституции и вполне оправданно, но также из потребностей общества и его развития.
9. Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций. Академические права и свободы имеют большое значение для развития системы образования, в связи, с чем будут подробно рассмотрены ниже. Что касается информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, то данный аспект их деятельности обусловлен современными процессами формирования информационного общества.
10. Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Данный принцип также основан на положениях Конституции, он связан с демократическим государственным режимом, который установлен Основным законом, а также с приоритетом прав и свобод человека и гражданина. Демократизация управления образовательными организациями, предусматриваемая рассматриваемым принципом, предполагает более активное участие самих обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательными организациями.
11. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Данный принцип вытекает из общего положения о том, что отсутствие конкуренции практически в любой сфере приводит к снижению качества образования. В то же время необходимо учитывать, что система образования не может полностью функционировать по законам рыночной экономики. Образовательная деятельность — это не просто набор услуг, предоставляемых образовательными организациями. Системообразующая роль образования в государстве и обществе определяет необходимость ограниченного использования механизмов конкуренции, повышает значимость государственного регулирования.
12. Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Данный принцип ориентирован на расширение возможностей получения образования. Он предусматривает оказание образовательных услуг на договорной основе, развитие негосударственных образовательных организаций. Вариативность возможностей получения образования в данном случае способствует более полной реализации конституционного права на образование.