Файл: Учебник для вузов (Под ред. Рожкова А. И., Матвеева В. Ю.) (Задания по учебнику 2021).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЗАДАНИЕ №2


Глава 2. Образовательная политика в Российской Федерации


6. Выберите любой сегмент сферы образования (конкретный уровень образования, реализация конкретных образовательных программ, реализация образовательных программ для конкретных категорий обучающихся либо в конкретных условиях деятельности образовательной организации и т. п.). Проанализируйте, как отражается развитие данного сегмента в политических документах и заявлениях.
Дошкольное образование
Принятый в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» заложил правовой фундамент для системы общего образования, в целом, и дошкольного, в частности, имел более 80 правок, что приводило к постоянным противоречиям. Его концепция уже не отвечала современным потребностям государства и общества в сфере дошкольного образования. Потребность в обновлении законодательства в области образования и создании комплексного, унифицированного нормативного акта привела к выходу в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. Необходимость этих изменений была обусловлена, с одной стороны, развитием системы образования и необходимости ее интеграции в мировое образовательное пространство, а с другой – отставанием законодательного обеспечения и эффективности правового регулирования в сфере образования от потребностей образовательной практики. В новом законе об образовании был закреплен понятийный аппарат, который ранее применялся, но не был зафиксирован. К нему относятся такие категории, как «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение» и др.

Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» привел к необходимости разработки целого перечня подзаконных нормативно-правовых актов: правила оказания платных образовательных услуг, положение о лицензировании образовательной деятельности, положение о государственной аккредитации образовательной деятельности и т.д.

Так же, Федеральный закон № 273-ФЗ уточняет цели дошкольного образования: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.


Годом позднее был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), выдвигающий совокупность обязательных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, к условиям ее реализации, к результатом освоения в виде целевых ориентиров и др.

Развитие дошкольного образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы российского образования. Поэтому вопросы повышения качества дошкольного образования вошли во все стратегические программы развития России: 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает совершенствование дошкольного образования; 2. Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, прошедшая в Москве в сентябре 2010 г. определила возможности обеспечения программами воспитания и обучения детей разных социальных групп; 3. В рамках Послания Президента РФ Федеральному Собранию в ноябре 2010 г. Д.А. Медведевым был поднят вопрос о необходимости более четкой государственной политики в области детства
8. Выполните сравнительный анализ «дорожных карт» в сфере образования на федеральном и региональном (не менее двух регионов) уровне

1. Карты развития образовательного комплекса Республики Татарстан и создания научно-образовательного парка в рамках реализации проекта «ИНО Томск 2020» предназначались для обоснования и наглядного визуального отображения стратегических ориентиров развития образования с обозначением его основных этапов, развилок и точек принятия управленческих решений. Они были направлены на выявление ключевых вызовов, влияющих на развитие образовательной сферы, определение траекторий развития (не только возможных, но и наиболее предпочтительных), оценку основных эффектов их реализации. Конечной задачей разработки дорожной карты являлось формирование долгосрочного плана развития образовательного комплекса, основной акцент в котором делался на внедрении инновационных решений.

2. «Дорожная карта» внедрения проекта «Школа Минпросвещения России» в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Большескуратовская средняя общеобразовательная школа» на 2023 г.

Цель: реализация дорожной карты внедрения проекта «Школа Минпросвещения России» «Школа Минпросвещения России» представляет собой центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России



Задачи:

1. Определение направлений деятельности школы, формирующих единое образовательное пространство.

2. Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.

3. Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательной организации.

3. Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО, ФГОС ООО на 2021–2027 годы

Создание рабочей группы по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО и ФГОС ООО

Размещение на сайте образовательной организации информационных материалов о постепенном переходе на обучение по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО
ЗАДАНИЕ №3


Глава 3. Право на образование


1. Охарактеризуйте право на образование в контексте теории трёх поколений прав человека.

По предложенной в 1977 г. Карлом Васаком классификации в зависимости от времени возникновения различают три поколения прав человека.

К первому поколению прав человека относят традиционные либеральные ценности общества с рыночной экономикой, сформулированные в ходе буржуазных революций: право на свободу мысли, совести и религии; право каждого гражданина на ведение государственных дел; право на равенство перед законом; право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. «Это права, реализующие так называемую негативную свободу и обязывающие государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами». С признанием и осуществлением на деле первого поколения прав человека связаны возникновение, развитие и реализация на практике доктрины правового демократического государства.


Второе поколение прав человека родилось под влиянием борьбы людей за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса (так называемые позитивные права). Возникновение этого поколения прав человека относят к концу XIX в., но свое настоящее развитие и воплощение оно получило в XX в., в том числе и под воздействием революции 1917 г. в России.

Если суть первого поколения прав человека состоит в свободе человека от государства, его автономии, в том, что государство принимает на себя обязательство не вмешиваться в определенные сферы жизни человека, то второе поколение прав человека обязывает государство организовать осуществление таких социальных, экономических и культурных прав человека, как право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на участие в культурной жизни общества и др.

Выдвигая концепцию трех поколений прав человека, К. Васак к третьему поколению отнес так называемые коллективные права, основанные на солидарности людей, и потому назвал их правами «солидарности». Сюда он причислил право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию, которое связал с концепцией нового международного информационного порядка

2. Опишите содержание права на образование.

Содержание права на образование составляют следующие положения:

1. Свобода образования, или право на образование как свобода от вмешательства со стороны государства. Свобода образования состоит в том, что государство не имеет права устанавливать какие-либо философские, идеологические или религиозные взгляды в качестве единственной основы для образовательной системы своей страны.


2. Право на образование как социальное право человека (право второго поколения, так называемое позитивное право) состоит в том что государство по закону принимает на себя определеннее обязанности в области образования.

3. Право на образование имеет отношение и к третьему поколению прав человека – правам солидарности людей. Право на образование – не только индивидуальное, но и коллективное.

4. Осуществление права человека на образование невозможно без соблюдения прав человека в процессе образования и получение человеком возможности осознания и реализации своих основных прав и свобод с помощью образования.

5. Важная особенность права на образование в современном мире состоит в том, что оно является субъективным правом.

ЗАДАНИЕ №4


Глава 4. Система образования в Российской Федерации


1. Перечислите виды и уровни образования, существующие в Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.10 Закона образование подразделяется на четыре вида:

1.общее образование

2. профессиональное образование

3. дополнительное образование  

4. профессиональное обучение

Общее образование подразделяется на 4 уровня:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

2. Чем профессиональное образование отличается от профессионального обучения?